Уклонение от уплаты налогов является одной из сложных и многоаспектных проблем, с которыми сталкиваются многие экономики мира. Существует множество причин для того, чтобы пытаться снизить налог, который человек обязан платить, или избежать его уплаты. Однако некоторые из этих мер по избеганию или, более того, уменьшению суммы подлежащего уплате налога могут быть приняты незаконными или полузаконными способами, и именно из-за этого как уклонение от уплаты налогов, так и уклонение от уплаты налогов считаются нарушением налогового кодекса. Таким образом, эти два предмета рассматриваются как отражение экономических недостатков. Поскольку между этими двумя субъектами нет явных различий, предполагается практика, которая злоупотребляет или нарушает нормы налогового законодательства.
В целом уклонение от уплаты налогов характеризуется некоторой незаконной недоплатой или абсолютной неуплатой налога, подлежащего уплате физическим лицом. Таким образом, суммы прибыли, подлежащие налогообложению, а также связанные с ними налогооблагаемые события, которые формируют налогооблагаемый доход, ускользают от налогообложения, источники этих налогооблагаемых доходов скрываются, а факторы, которые уменьшают сумму подлежащего налогообложению налога, такие как льготы, вычеты и кредиты, целенаправленно преувеличиваются. Однако уклонение от уплаты налогов может проявляться в некоторых других изолированных юридических аспектах неосознанно. Уклонение от уплаты налогов распространено в неформальном секторе экономики, и в котором весь процесс уклонения от уплаты налогов осуществляется неформальным образом и, следовательно, подразумевает, что бизнес, вовлеченный в это отвратительное деяние, изначально не считается официальным бизнесом.
Обычно уклонение от уплаты налогов представляет собой один из специальных процессов, направленных на уменьшение суммы налоговых обязательств, иллюстрацией уклонения от уплаты налогов является то, что финансовые дела планируются таким образом, чтобы сократить налоговые обязательства путем «использования» налоговых льгот и вычетов.
Некоторый заметный прогресс в области современных технологий, особенно в транспортном, коммуникационном и информационном секторах; текущая либерализация существующих финансовых и коммерческих операций; все это обновило сферу уклонения от уплаты налогов и уклоняющихся от уплаты налогов путем выбора места ведения бизнеса. Таким образом, функции любого бизнеса могут быть перенесены на банковские счета и юрисдикции с низкими налогами. Кроме того, другие финансовые активы часто могут храниться в оффшорах. В противном случае финансовые сбережения могут быть перенесены в любое желаемое место по всему миру за считанные секунды и любое желаемое количество раз. Промышленный капитал также стал высокомобильным
Эта тенденция поддерживается тем фактом, что бизнес-операции, требующие наличия телефона, экрана или модема, могут осуществляться из любой точки мира, и, таким образом, их местоположение становится очень изменчивым. В свою очередь, это затрудняет странам взимание большего налога с инвесторов, чем с их конкурирующих экономик. Конечно, не все компании могут сбежать из страны с высокими налогами, но лишь некоторые компании могут колебаться в миграции, поскольку налоговый фактор может быть слишком незначительным, чтобы адекватно повлиять на их решение бежать. Однако ожидается, что ожидаемые изменения в электронной торговле могут также затруднить определение базы налогообложения потребления, такой как налоги с продаж и НДС, из-за возросшей географической мобильности. Поскольку это, очевидно, характерно для многих предприятий, факторы, влияющие на местоположение любого бизнеса, независимо от его формы, неисчислимы; однако налогообложение выделяется в качестве основного фактора. В заключение, рост и процветание цифровой экономики в отсутствие надлежащих конвенций, а также международных законов, связанных с администрированием налогообложения прибыли, получаемой предприятиями, проложили путь к наблюдаемому огромному уклонению от уплаты налогов. Крайне важно, чтобы продажи в электронной коммерции развивались достаточно быстро. В недавнем исследовании рынка половина населения призналась, что покупает товары через Интернет.
По мнению некоторых аналитиков, показатели электронной коммерции в Китае начали становиться впечатляющими в 2015 году, когда совокупные продажи достигли 13,5 % от общих розничных расходов. Таким образом, совершенно очевидно, что эти цифры были на 80 % выше, чем те, которые были зафиксированы в США в 2015 году. В Соединенных Штатах также было зафиксировано 11,8 % совокупных розничных продаж, что было примерно на 15 % выше в первые годы. Более 50 % цифровой экономики современного мира занимают Китай и США. Триллионы долларов, которые были реализованы этими экономиками, характеризуются утечкой налогов из-за слабых законов о налогообложении.
Доля продаж электронной коммерции в розничной торговле по всему миру:
Рис. 1. Розничные продажи в электронной коммерции
Однако, когда эти показатели этих двух экономических гигантов сравниваются с затратами, понесенными при преодолении последствий уклонения от уплаты налогов, США, по-видимому, страдают больше, чем их коллега Китай. Эти статистические данные могут побудить человека предположить, что у китайского правительства есть более стабильные меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов.
Глобальные издержки уклонения от уплаты налогов (млрд.долларов США)
Рис. 2. Глобальные издержки уклонения от уплаты налогов
Оценки комиссии ЕС показали, что утечки и потери налоговых поступлений составили примерно 60 миллиардов евро в течение одного года (Европейская комиссия). Не было ничего удивительного, когда канадское правительство подтвердило, что оно понесло убытки в размере 1,27 миллиарда долларов и (приблизительно 972 миллиона долларов) налоговых поступлений от электронной коммерции только за счет импорта. Экономические угрозы будут продолжать усиливаться до тех пор, пока налоговые соглашения будут по-прежнему уязвимы для нарушений. Кроме того, цифровая эволюция быстро сказывается на развивающихся странах, и, таким образом, масштабы электронной коммерции остаются непредсказуемыми и пугающими для налоговых органов, особенно в связи с достижениями в области 3D-печати и роботизированных технологий.
Некоторые страны пытались сделать так, чтобы прибыль, полученная от электронной коммерции, относилась к налогообложению, предполагая, что соответствующий сервер электронной коммерции создаст постоянное представительство. Однако существующее определение постоянного представительства остается неподходящим для серверных сервисов, которые мы видим сегодня. Кроме того, соглашение ОЭСР о ВТС, касающееся обложения налогом прибыли бизнеса, не применяется к прибыли, полученной на платформе электронной коммерции. Что касается первоначальных предположений, вышеупомянутая двусмысленность в политике является основной причиной двойного налогообложения предприятий, участвующих в платформе электронной коммерции.
Короче говоря, предсказуемость технологических достижений будет оставаться недостижимой до тех пор, пока предприятия будут рассматривать электронную коммерцию как перспективный источник получения прибыли. Однако разработка международных и внутренних правил налогообложения, по-видимому, необходима для того, чтобы обойти двойное налогообложение и налоговые утечки.
Литература:
- Агарвал, Дж. и Ву, Т., 2018. Электронная торговля в странах с формирующейся экономикой;
- Басу, С., 2016. Глобальные перспективы налогового законодательства в области электронной коммерции Routledge;
- Галушка, Дж., 2011. Как облагать налогом электронную коммерцию — глобальная или национальная проблема?