Кавитация и кавитационный износ регулирующей арматуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №37 (484) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.09.2023

Статья просмотрена: 265 раз

Библиографическое описание:

Барышников, В. В. Кавитация и кавитационный износ регулирующей арматуры / В. В. Барышников, Е. А. Терехов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/484/105962/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается кавитационный износ, одна из проблем с которой сталкиваются при эксплуатации трубопроводной арматуры в зонах высокого перепада давления, вызываемых высокими скоростями. Рассматриваемый вид износа приводит к разрушению материала в зоне его действия и ведет к преждевременному износу устройства.

Ключевые слова: регулирующая арматура, кавитация, износ, клетка лабиринтного типа.

Одной из проблем при эксплуатации трубопроводной арматуры является кавитация. Этот процесс, влекущий за собой преждевременный выход изделия из строя, возникает при прохождении жидкой среды через регулирующую арматуру. Кавитация — образование в жидкости полостей, заполненных паром, она возникает в клапанах, больших номинальных диаметров в областях с зауженными проходами, чаще всего эти области располагаются в районе регулирующего органа изделия. Это объясняется тем, что подобные условия создают высокую скорость потока, потому что через сечение трубы за одно и то же время проходит определенное количество жидкости, и чтобы тоже количество жидкости прошло через заужение, потоку нужно двигаться быстрее, что и влечет рост скорости потока. Это в свою очередь ведет к понижение местного давления за счет роста кинетической и снижения потенциальной энергии, согласно закону сохранения энергии. Как только в своем падении давление приблизится по величине к давлению насыщенных паров, начнётся бурное выделение растворенных в воде газов с одновременным парообразованием и образование пузырьков с газом и паром.

Пузырьки перемещаются с потоком в область более высокого давления, где мгновенно происходит процесс, при котором пузырьки с паром конденсируются, а с газом сжимаются, в результате чего жидкость с большой скоростью перемещается к центру [1]. Это приводит к тому, что кинетическая энергия соударяющихся частиц приводит появлению гидравлических микроударов, сопровождающиеся высокими выбросами давления и температуры (1000–1500 °C; 1500–2000 кг/см), что приводит к износу.

Износ объясняется тем, что под действием высоких температур в присутствии кислорода воздуха, происходит активное окисление. Возникающие при этом окислительные процессы усугубляются тем, что растворенный в жидкости воздух содержит почти в полтора раза больше кислорода, чем атмосферный воздух. Интенсивность окислительных процессов повышается в результате разрушения под действием гидравлических микроударов окислительной пленки, которая в обычных условиях замедляет окисление металлических поверхностей деталей [2].

Данный процесс, происходя вблизи стенок деталей арматуры, и влечет к их износу, что способствует поломки устройства. На рисунке 1 показан плунжер, подвергшийся износу.

Последствия кавитационного износа плунжера

Рис. 1. Последствия кавитационного износа плунжера

Помимо износа кавитация ведет к возникновению шума (в некоторых случаях превышающего 80 db) и вибраций. Шум может мешать трудовому процессу при условии, что клапан установлен вблизи рабочего места. А вибрация может приводить к ослабеванию затяга на резьбовых соединениях изделия, что влечет к разгерметизации в соединении корпус-крышка.

Для снижения износа от кавитации необходимо или уменьшить скорость потока среды, что можно осуществить изменении режимов работы гидросистемы либо при изменении конструкции арматуры, или применять материалы с высокими механическими свойствами, меньше подвергаемые износу. Но иногда бывает невозможно изменить характеристику режимов потока и использовать материалы высокой твердости, тогда необходимо решать проблему путем изменения конструкции, это делается при помощи установки клетки лабиринтного типа.

Лабиринтная клетка разрезает поток на несколько частей, для понижения его скорости. Клетка состоит из нескольких цилиндров с множеством отверстий, смещенных друг относительного друга, создающими лабиринт. Жидкость перемещается от одного цилиндра к другому и постепенно сбрасывает скорость в течение всего количества ступеней. С увеличением числа цилиндров все больше снижается скорость потока. В процессе работы каждый поворот снизит скорость среды. Клетка изображена на рисунке 2.

Устройство клетки лабиринтного типа

Рис. 2. Устройство клетки лабиринтного типа

Регулирующий клапан с клеткой лабиринтного типа успешно справляется с предупреждением износа, вызванного кавитацией.

Во-первых, жидкость разделяется на много маленьких проточных каналов. Таким образом, даже если поворотов в клетки не хватило для полного гашения кавитации, и образование пузырьков произошло, то их объем будет небольшим, а высвобожденная энергия слишком мала для разрушения материала.

Во-вторых, скорость потока удерживается на низком уровне. Поэтому давление не снизится до давления парообразования. Следовательно, не будет вызван эффект кавитации.

Количество и проточная часть всех каналов в клетки лабиринтного типа регулирующего клапана может быть настроены в соответствии с требуемой задачей, которая может возникнуть при проектировании арматуры.

Для обеспечения бескавитационной работы клапана необходимо использовать конструкцию, включающую в себя затвор с лабиринтной клеткой, это позволит сохранять арматуру большее время в работоспособном состоянии.

Литература:

  1. Башта Т. М. Машиностроительная гидравлика. Машиностроитель: Справочное пособие. — М., 1971. — 671 с.
  2. Мартынов, Н. Д. Исследования интенсивности кавитационного износа / Н. Д. Мартынов, С. А. Петрин, О. Ю. Бибик, А. С. Махетов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 58–63. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43174/ (дата обращения: 08.08.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): лабиринтный тип, жидкость, износ, лабиринтная клетка, образование пузырьков, разрушение материала, регулирующая арматура, регулирующий клапан, скорость потока, трубопроводная арматура.


Ключевые слова

износ, кавитация, регулирующая арматура, клетка лабиринтного типа

Похожие статьи

Предварительное напряжение арматуры. Методы создания предварительного напряжения в железобетонных конструкциях

Увеличение трещиностойкости и повышение эксплуатационных качеств железобетонных изделий, посредством применения технологии предварительного напряжения различными методами.

Повышение износостойкости подшипникового узла методом лазерного напыления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме износа подшипнико-вых узлов в ходовых частях вагона. Подвергнутые большим динамическим нагрузкам эти соединительные механизмы испытывают разнонаправленные осевые силы, вследствие чего происходи...

Повышение качества деталей двигателей внутреннего сгорания с помощью износостойких покрытий

Основной задачей двигателестроения является повышение надежности и долговечности двигателей внутреннего сгорания. Наиболее распространенной причиной выхода из строя двигателя является не поломка деталей, а именно их износ. Чаще всего изнашиваются дет...

Анализ факторов, определяющих интенсивность износа двигателя при низких температурах

Изучены факторы, определяющие интенсивность износа двигателя при низких температурах. Рассмотренные аналитические и эмпирические зависимости позволяют сделать вывод о том, что основными факторами, определяющими возможность надёжной работы сопряжений ...

Способы повышения компенсирующей способности сильфонных компенсаторов

В данной работе рассмотрены способы повышения компенсирующей способности сильфонных компенсаторов. Цель работы — проанализировать способы повышения компенсирующей способности сильфонных компенсаторов. Все трубопроводы при изменении температуры трансп...

Уменьшение износа поверхности катания бандажных колесных пар подвижного состава

В статье приводится обоснование оценки пластических деформаций на поверхности бандажа. Рассматривается процесс глубинного упрочнения поверхностных слоев бандажей колесных пар за счет локальных воздействий импульсных контактных напряжений.

Определение влияния колебаний режущих инструментов на точность механической обработки

Статья посвящена определению роли колебаний в процессе механической обработки режущими инструментами: какое влияние колебания оказывают на качество поверхности, и как это отразится на эксплуатационных свойствах изделий в работе.

Неразрушающий контроль подшипников буксовых узлов

В статье рассмотрены температурные зависимости, приводящие к отказам буксовых узлов на грузовом подвижном составе. Представлены основные неисправности и дефекты, влияющие на отказ буксового узла. В эксплуатации работоспособность подшипников определяе...

Экспериментальные исследования контактов «рельс — колесо»

Подробные металлургические исследования изношенных рельсов и испытательных дисков показывают, что микроструктура сильно влияет на возникновение и раннее распространение трещин, вызванных усталостью. Также, как правило, включения вблизи и на поверхнос...

Коррозия внутренней части резервуаров для хранения нефти

В данной статье была исследована коррозионная стойкость различных частей резервуара для хранения нефти после его длительной эксплуатации. Были выявлены различия между коррозионной стойкостью разнородных частей резервуара. Установлено, что материал ре...

Похожие статьи

Предварительное напряжение арматуры. Методы создания предварительного напряжения в железобетонных конструкциях

Увеличение трещиностойкости и повышение эксплуатационных качеств железобетонных изделий, посредством применения технологии предварительного напряжения различными методами.

Повышение износостойкости подшипникового узла методом лазерного напыления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме износа подшипнико-вых узлов в ходовых частях вагона. Подвергнутые большим динамическим нагрузкам эти соединительные механизмы испытывают разнонаправленные осевые силы, вследствие чего происходи...

Повышение качества деталей двигателей внутреннего сгорания с помощью износостойких покрытий

Основной задачей двигателестроения является повышение надежности и долговечности двигателей внутреннего сгорания. Наиболее распространенной причиной выхода из строя двигателя является не поломка деталей, а именно их износ. Чаще всего изнашиваются дет...

Анализ факторов, определяющих интенсивность износа двигателя при низких температурах

Изучены факторы, определяющие интенсивность износа двигателя при низких температурах. Рассмотренные аналитические и эмпирические зависимости позволяют сделать вывод о том, что основными факторами, определяющими возможность надёжной работы сопряжений ...

Способы повышения компенсирующей способности сильфонных компенсаторов

В данной работе рассмотрены способы повышения компенсирующей способности сильфонных компенсаторов. Цель работы — проанализировать способы повышения компенсирующей способности сильфонных компенсаторов. Все трубопроводы при изменении температуры трансп...

Уменьшение износа поверхности катания бандажных колесных пар подвижного состава

В статье приводится обоснование оценки пластических деформаций на поверхности бандажа. Рассматривается процесс глубинного упрочнения поверхностных слоев бандажей колесных пар за счет локальных воздействий импульсных контактных напряжений.

Определение влияния колебаний режущих инструментов на точность механической обработки

Статья посвящена определению роли колебаний в процессе механической обработки режущими инструментами: какое влияние колебания оказывают на качество поверхности, и как это отразится на эксплуатационных свойствах изделий в работе.

Неразрушающий контроль подшипников буксовых узлов

В статье рассмотрены температурные зависимости, приводящие к отказам буксовых узлов на грузовом подвижном составе. Представлены основные неисправности и дефекты, влияющие на отказ буксового узла. В эксплуатации работоспособность подшипников определяе...

Экспериментальные исследования контактов «рельс — колесо»

Подробные металлургические исследования изношенных рельсов и испытательных дисков показывают, что микроструктура сильно влияет на возникновение и раннее распространение трещин, вызванных усталостью. Также, как правило, включения вблизи и на поверхнос...

Коррозия внутренней части резервуаров для хранения нефти

В данной статье была исследована коррозионная стойкость различных частей резервуара для хранения нефти после его длительной эксплуатации. Были выявлены различия между коррозионной стойкостью разнородных частей резервуара. Установлено, что материал ре...

Задать вопрос