Рассматриваются вопросы учёта стационарного использования оборудования и мониторинга его безотказной работы в том числе и в учебном процессе, модернизации, перемещения, хранения, аренды, списания в образовательных организациях за счет создания информационной системы учета и управления высокотехнологичным оборудованием в образовательной организации. Для образовательного учреждения нами была разработана модель учета оборудования и реализации регламентных операций. Модель проектировалась с помощью программного продукта «Система проектирования прикладных решений» от компании 1С. Будут показаны основные шаги, которые нужно выполнить при создании приложения на платформе 1С: Предприятие в режиме конфигуратор с использованием «Система проектирования прикладных решений». Конкретные детали и функциональность приложения будут зависеть от вашей конкретной задачи и требований.
Ключевые слова: информатизация образования, информационные системы, управление ресурсами образовательной организации, реквизиты учёта оборудования.
The issues of accounting for stationary use of equipment and monitoring its trouble-free operation, including in the educational process, modernization, relocation, storage, lease, write-off in educational organizations due to the creation of an information system for accounting and management of high-tech equipment in an educational organization are considered. For an educational institution, we have developed a model of equipment accounting and implementation of routine operations. The model was designed using the software product «Application Solutions Design System» from 1C. The main steps to be performed when creating an application on the 1C platform will be shown:The enterprise is in the configurator mode using the «Application Solutions Design System». The specific details and functionality of the application will depend on your specific task and requirements.
Keywords: informatization of education, information systems, resource management of an educational organization, equipment accounting details.
Общая модель учета оборудования в образовательной организации
В настоящее время подавляющее большинство образовательных организаций ведут учет оборудования в том числе и компьютерного с помощью бухгалтерского учета, например в программах «1С:Бухгалтерия» [1] и т. п. При учете оборудования в бухгалтерских программах можно выделить следующие основные проблемы:
— Наименование не является технически правильным.
— Единицы измерения неправильные.
— Нет возможности быстро получить простой список, оборудование может учитываться на различных бухгалтерских счетах, которые ведут разные сотрудники, например: 01 (основные средства), 10 (материалы) и другие забалансовые счета, причем каждый счет со своими аналитическими разрезами, которые могут не совпадать.
— Не хватает событий учета.
— Не хватает разрезов учета.
Принимая во внимание вышесказанное можно сделать вывод о том, что есть потребность в специализированной программе для учета оборудования в образовательной организации, которая предложит необходимый функционал для технических подразделений и сделает возможным автоматическую передачу информации в программы бухгалтерского учета.
Можно выделить следующие базовые реквизиты для учета оборудования:
— инвентарный номер;
— наименование;
— единица измерения;
— рабочее место;
— сотрудник;
— подразделение.
Помимо базовых реквизитов учета оборудования необходимо выделить основные события учета, которые нужно регистрировать в программе для учета оборудования:
— заказ у поставщика;
— поступление на склад;
— перемещение со склада на склад;
— передача со склада на рабочее место (в эксплуатацию);
— перемещение между рабочими местами (в эксплуатации);
— возврат на склад с рабочего места;
— списание (выбытие).
Для наглядного описания функции учета оборудования в образовательной организации была составлена общая модель использования учета оборудования в образовательной организации, которая представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Общая модель учета оборудования в образовательной организации
Функция «Учет оборудования» в данной модели является центральной, в ней принимают участие все объекты (администрация, бухгалтерия, склад, поставщики, оборудование) модели. Так же в модели есть другие функции (образовательные процессы, ремонт оборудования, процессы автоматизации, другие рабочие процессы), причем в этих процессах принимают участие те же самые объекты.
Функциональная модель учета оборудования в образовательной организации
Для образовательного учреждения нами была разработана модель учета оборудования и реализации регламентных операций.
Модель проектировалась с помощью программного продукта «Система проектирования прикладных решений» от компании 1С. На рисунках 2–4 изображена вышеуказанная схематическая модель учета оборудования в образовательной организации.
Рис. 2. Управление оборудованием образовательной организации
На рисунке 2 изображена начальная групповая функция «Управление оборудованием образовательной организации», которая в свою очередь декомпозирована на четыре функции:
- «Ведение нормативно-справочной информации (НСИ) образовательной организации»,
- «Закупка в образовательной организации»,
- «Учет на складе в образовательной организации»,
- «Учет в эксплуатации в образовательной организации».
Стрелками обозначаются связи между функциями. Выход из функции «Ведение НСИ образовательной организации» является управлением для остальных функций. Выходная информация функций «Закупка в образовательной организации» и «Учет в эксплуатации в образовательной организации» является входом для функции «Учет на складе в образовательной организации». Под каждой функцией обозначен исполнитель. Далее будет показано каким образом происходит декомпозиция каждой функции.
Рис. 3. Ведение НСИ образовательной организации
На рисунке 3 показана декомпозированная функция «Ведение НСИ образовательной организации», которая состоит из следующих функций:
- «Управление номенклатурой оборудования»,
- «Управление контрагентами»,
- «Управление списком складов»,
- «Управление списком подразделений».
Исполнителем всех функций является «Менеджер НСИ». Функции не связаны между собой, но результат используется в других функциях, что будет показано далее.
На рисунке 4 показана декомпозированная функция «Закупка в образовательной организации», которая состоит из следующих функций:
- «Сформировать заказ поставщику» (функция дочерняя),
- «Оплатить» (функция дочерняя),
- «Поступление оборудования» (функция дочерняя),
- «Регистрация взаиморасчетов с контрагентами» (функция механизм),
- «Ведомость взаиморасчетов с контрагентами» (функция отчет).
Рис. 4. Закупка в образовательной организации
Стрелками показано, что результаты исполнения одной функции могут подаваться на вход или использоваться как управление в других функциях. Текущая функция получает управляющее воздействие от функции «Ведение НСИ образовательной организации», функция «Учет на складе» является потребителем.
Создание приложения
В СППР были определены основные функции, которые должны выполняться в приложении. Технология создания приложения в платформе 1С в режиме конфигуратора совместно с СППР состоит из нескольких этапов:
— Создать объекты приложения, такие как документы, справочники, регистры, отчеты и т. д. Каждый объект будет выполнять определенную функцию в приложении;
— Задать связи между объектами приложения, чтобы они взаимодействовали друг с другом и обменивались данными;
— Разработайте пользовательский интерфейс, формы и элементы управления для пользовательского интерфейса вашего, расположение элементов и их внешний вид;
— Написать код для бизнес-логики приложения, используя встроенный язык программирования 1С:Предприятие (включая его объектную модель), который будет выполнять определенные действия при взаимодействии с пользователем или при обработке данных;
— Провести тестирование приложения, чтобы проверить его функциональность и исправить возможные ошибки.
На рисунках 5–6 показаны интерфейсы подсистем приложения.
Рис. 5. Интерфейс подсистемы НСИ
Рис. 6. Интерфейс подсистемы Закупки
Апробация модели учета оборудования в образовательной организации
Апробация модели учета оборудования в образовательной организации может быть выполнена на практике через ее внедрение и использование в течение некоторого времени. Это может включать в себя тестирование модели на небольшой выборке оборудования, чтобы оценить ее эффективность и возможные сложности при внедрении.
Оценка эффективности модели может проводиться по нескольким критериям:
- Увеличение точности учета оборудования. Следует оценить, насколько хорошо модель учета оборудования соответствует реальному количеству оборудования в организации.
- Сокращение времени, затрачиваемого на учет оборудования. Модель учета должна позволить упростить и автоматизировать процесс учета оборудования, что в свою очередь должно сократить время, затрачиваемое на этот процесс.
- Улучшение планирования закупок и обслуживания оборудования. Модель учета оборудования должна позволить лучше планировать закупки и обслуживание оборудования, что может уменьшить расходы на ремонт и увеличить срок эксплуатации оборудования.
- Улучшение безопасности обучающихся и персонала. Модель учета оборудования должна помочь в обеспечении безопасности обучающихся и персонала путем контроля за оборудованием, его состоянием и ремонтом.
- Уменьшение утерь и краж оборудования. Модель учета оборудования должна помочь в контроле за оборудованием, что может уменьшить утери и кражи оборудования в организации.
- Были выделены категории оборудования и программного обеспечения и проранжированы по степени важности для осуществления образовательного процесса, что дало уменьшение отказов в критических для образовательно процесса ситуациях. Ранжирование по критически важным категориям позволит в том числе улучшить планирование закупок и обслуживание оборудования с учетом повышения качества образовательного процесса.
Приложение учитывающее особенности работы сотрудников технических подразделений, которые эксплуатируют оборудование на основе данных об учете оборудования можно реализовать разработав оригинальную конфигурацию на платформе «1С: Предприятие», которая содержит необходимый инструментарий: хранение данных, обработка данных, диалог с пользователем, возможности экспорта/импорта данных во многие популярные форматы, управление последовательностью действий, направленных на достижение цели в контексте автоматизируемой темы.
Литература:
- Официальный сайт компании «1С» [Электронный ресурс]/Компания «1С» — Электрон. дан. — Режим доступа: https://its.1c.ru
- Усевич А. В., Бочаров М. И. Платформа "1С:ПРЕДПРИЯТИЕ» как средство комплексной автоматизации управления коммерческой недвижимостью / В сборнике: Новые информационные технологии в образовании. Сборник научных трудов 20-й международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Д. В. Чистова, 2020. — С. 419–421.
- Смирнов А. Н., Бочаров М. И.Особенности практического внедрения информационной системы управления финансовыми, логистическими и производственными ресурсами предприятия среднего бизнеса на базе платформы "1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.3" / В сборнике: Новые информационные технологии в образовании. Сборник научных трудов 19-й международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Д. В. Чистова, 2019. — С. 332–335.
- Макарова А. А., Бочаров М. И. Анализ программных средств в работе помощника руководителя организации/ Сборник материалов научной конференции с международным участием «Открытая наука 2021". — М.: Aegitas, 2021. — 651 с. C. 358–363
- Бочаров М. И. Анализ комплекса средств обеспечения информационной безопасности в системе непрерывного образования / Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов двенадцатой международной научно практической конференции «Новые информационные технологии в образовании / Часть 2. — М.: ООО «1С-Паблишинг», 2012. 423 с.: илл. — С. 182–186.
- Бочаров М. И., Кусакина Е. В. Обеспечение нормативных требований по защите информации в программно-аппаратных решениях для учреждений общего образования (на примере фирмы 1С) // Информационные и коммуникационные технологии в современном образовательном учреждении: материалы IV межрегиональной научно-практической конференция / — Череповец: ЧГУ, 2013. — 101 с., тираж 100 экз. С. 5–10.
- Бочаров М. И., Кошевой Д. О., Башкова Е. Л., Калинина А. М. Анализ средств обеспечения информационной безопасности для электронного бизнеса в решениях фирмы "1С» / Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 15-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» /Под ред. Чистова Д. В. Часть 1.– М.: ООО «1С-Паблишинг», 2015. 643 с. С. 430–433. ISBN 978–5-9677–2321–6
- Бочаров М. И. Модель распределенной автоматизированной информационной системы / Ученые записки ИИО РАО. 2012. № 45. С. 65–78.
- Бочаров М. И., Лыков В. А. Системы машинного обучения в безопасности. В сборнике: Открытая наука 2021. Сборник материалов научной конференции с международным участием. Москва, 2021. С. 101–106.
- Бочаров М. И., Вознесенская Н. В. Концептуальная модель виртуальной лаборатории анализа данных и методов искусственного интеллекта. Стандарты и мониторинг в образовании. 2021. Т. 9. № 4. С.