Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством виртуальных экскурсий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (484) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 16.09.2023

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Зыкина, И. П. Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством виртуальных экскурсий / И. П. Зыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 109-110. — URL: https://moluch.ru/archive/484/106007/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор рассматривает особенности использования виртуальных экскурсий, которые помогают повысить познавательный интерес детей дошкольного возраста. Доказывает, что данный подход является эффективным в работе с современными детьми. Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей.

Ключевые слова: виртуальные экскурсии, информационно-коммуникационные технологии, продуктивная деятельность, познание, игровая деятельность, инициатива.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования. В мире современных технологий каждый день появляются новые изобретения, которые помогают современным детям познавать окружающий мир. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом развития детей. Нам педагогам, необходимо идти в ногу со временем, чтобы воспитательный процесс делать познавательным, интересным и продуктивным. Поэтому актуальность данной темы определяется развитием современного общества и неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.

Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий. Что же такое виртуальная экскурсия? Виртуальная экскурсия — это организационная форма развития дошкольников, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

Достоинства данных экскурсий в том, что педагог сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый план, изменяет содержание согласно поставленным целям и задачам. Участниками виртуальной экскурсии в детском саду в основном являются дети дошкольного возраста. Виртуальная экскурсия может проводиться на занятиях, во время проведения развлечений, игровых и обучающих ситуаций.

Не покидая стен детского сада, можно побывать в различных уголках мира, познакомиться с интересными людьми и узнать много нового и интересного, заглянуть в прошлое. Создание и показ виртуальных экскурсий невозможен без использования ИКТ. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также изображения и фотографии. Виртуальная экскурсия может создаваться в программе PowerPoint (презентация). Сочетает в себе принципы наглядности и научности.

Создание виртуальной экскурсии по желанию педагогов и детей может осуществляться как в индивидуальной деятельности, так и групповой. Главное, чтобы работа приносила удовольствие и способствовала качественному, продуктивному освоению материала.

При создании виртуальных экскурсий нужно придерживаться следующего плана:

  1. Выбор темы. Тема выбирается исходя из интересов детей или согласно тематическому планированию. Мы беседуем с детьми о том, что они хотели бы посмотреть, где побывать.
  2. Определение цели и задач. Подбор литературы.
  3. Изучение литературы по выбранной теме.
  4. Подбор материала. Здесь можно активно провести работу с родителями. Например, родителям предлагается выполнить задание на тему «Я — спортсмен»: согласно теме, подобрать фотографии, видео, различные иллюстрации.
  5. Создание презентации. Обязательное условие — это составление виртуальной экскурсии в логической последовательности.
  6. Показ экскурсии. Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала.

Заканчивать виртуальную экскурсию следует итоговой беседой (рефлексией), на которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное, и услышанное, делимся впечатлениями. В ходе повторных экскурсий дети могут выступать в роли экскурсоводов, это позволяет качественно повторить и закрепить знания, развить связную речь.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий также играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалом, но и занимаются активным поиском информации. Как пишет современный исследователь Ю. М. Горвиц, это успешно достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией или получением определённых творческих заданий. Чаще всего это рисунки, поделки, аппликации, совместные творческие работы.

Я сделала вывод, что постоянное расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение их впечатлений — одно из важнейших условий развития полноценной игровой деятельности. Потому что виртуальная экскурсии в моей работе с детьми помогают не только побывать в интересных местах, но и при организации сюжетно-ролевых игр. Мною были созданы презентации и подобраны мультфильмы к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Парикмахерская», «Зоопарк», «Магазин», «Кафе», «Аптека» и т. д. Например, после просмотра виртуальной экскурсии «Больница», мы закрепили знания о профессии врач, познакомились с профессиями врачей узких специальностей.

В результате проведённой работы наблюдается положительная динамика. Дети стали самостоятельно играть, придумывают интересные и новые сюжеты, фантазируют, проявляют инициативу. Инициатива проявляется в выборе темы продуктивной игровой деятельности, продумывании содержания работы.

Таким образом, использование виртуальных экскурсий делает процесс образовательной деятельности более результативным, интересным и разнообразным. Возможность использования аудио- и видеоматериалов в презентации способствует не только усвоению материала, но и формированию познавательных интересов. Информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать процесс образовательной деятельности более динамичным и убедительным, а поток информации легко доступным.

Литература:

  1. Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе: 2010 г.
  2. Ноль Л. Я. Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. — М.: РГГУ, 2007 г.
  3. Андерсен Б. Б. Мультимедиа в образовании: специальный учебный курс. Информационные технологии в образовании. — М.: Дрофа, 2007 год.
  4. Лукьянова О. Л. Виртуальные экскурсии при ознакомлении дошкольников с родным городом // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная экскурсия, экскурсия, ребенок, детский сад, дошкольное образование, дошкольный возраст, образовательная деятельность, окружающий мир.


Похожие статьи

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем кла...

Аддитивные технологии и актуальность их применения в образовательном процессе

В статье рассмотрены аддитивные технологии наших дней и актуальность их применения в образовательном процессе. В результате проведённого анализа автор статьи показывает, что технология 3Д-печати позволяет решать нетривиальные задачи в лабораториях, п...

Формирование интереса к программам технической направленности у детей дошкольного возраста с помощью образовательной робототехники

Статья посвящена успешной апробации и реализации рабочих программ дополнительного образования детей технической направленности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, обоснована актуальность перспективной образовательной технологии констру...

Использование инновационных технологий при развитии речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы повышения качества речи дошкольников за счет использования инновационных технологий, а именно: мнемотехника, моделирование, сказкотерапия, синквейн, приведены преимущества и недостатки рассматриваемых технологий. Пока...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления

В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технол...

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности преподавателей высшей школы

В статье автор рассматривает применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, которые позволяют значительно обогатить и совершенствовать учебный процесс, повышая его эффективность. Основные цели новых стандартов образования з...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Похожие статьи

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем кла...

Аддитивные технологии и актуальность их применения в образовательном процессе

В статье рассмотрены аддитивные технологии наших дней и актуальность их применения в образовательном процессе. В результате проведённого анализа автор статьи показывает, что технология 3Д-печати позволяет решать нетривиальные задачи в лабораториях, п...

Формирование интереса к программам технической направленности у детей дошкольного возраста с помощью образовательной робототехники

Статья посвящена успешной апробации и реализации рабочих программ дополнительного образования детей технической направленности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, обоснована актуальность перспективной образовательной технологии констру...

Использование инновационных технологий при развитии речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы повышения качества речи дошкольников за счет использования инновационных технологий, а именно: мнемотехника, моделирование, сказкотерапия, синквейн, приведены преимущества и недостатки рассматриваемых технологий. Пока...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления

В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технол...

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности преподавателей высшей школы

В статье автор рассматривает применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, которые позволяют значительно обогатить и совершенствовать учебный процесс, повышая его эффективность. Основные цели новых стандартов образования з...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Задать вопрос