В статье автор рассматривает особенности использования виртуальных экскурсий, которые помогают повысить познавательный интерес детей дошкольного возраста. Доказывает, что данный подход является эффективным в работе с современными детьми. Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей.
Ключевые слова: виртуальные экскурсии, информационно-коммуникационные технологии, продуктивная деятельность, познание, игровая деятельность, инициатива.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования. В мире современных технологий каждый день появляются новые изобретения, которые помогают современным детям познавать окружающий мир. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом развития детей. Нам педагогам, необходимо идти в ногу со временем, чтобы воспитательный процесс делать познавательным, интересным и продуктивным. Поэтому актуальность данной темы определяется развитием современного общества и неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.
Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий. Что же такое виртуальная экскурсия? Виртуальная экскурсия — это организационная форма развития дошкольников, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.
Достоинства данных экскурсий в том, что педагог сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый план, изменяет содержание согласно поставленным целям и задачам. Участниками виртуальной экскурсии в детском саду в основном являются дети дошкольного возраста. Виртуальная экскурсия может проводиться на занятиях, во время проведения развлечений, игровых и обучающих ситуаций.
Не покидая стен детского сада, можно побывать в различных уголках мира, познакомиться с интересными людьми и узнать много нового и интересного, заглянуть в прошлое. Создание и показ виртуальных экскурсий невозможен без использования ИКТ. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также изображения и фотографии. Виртуальная экскурсия может создаваться в программе PowerPoint (презентация). Сочетает в себе принципы наглядности и научности.
Создание виртуальной экскурсии по желанию педагогов и детей может осуществляться как в индивидуальной деятельности, так и групповой. Главное, чтобы работа приносила удовольствие и способствовала качественному, продуктивному освоению материала.
При создании виртуальных экскурсий нужно придерживаться следующего плана:
- Выбор темы. Тема выбирается исходя из интересов детей или согласно тематическому планированию. Мы беседуем с детьми о том, что они хотели бы посмотреть, где побывать.
- Определение цели и задач. Подбор литературы.
- Изучение литературы по выбранной теме.
- Подбор материала. Здесь можно активно провести работу с родителями. Например, родителям предлагается выполнить задание на тему «Я — спортсмен»: согласно теме, подобрать фотографии, видео, различные иллюстрации.
- Создание презентации. Обязательное условие — это составление виртуальной экскурсии в логической последовательности.
- Показ экскурсии. Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала.
Заканчивать виртуальную экскурсию следует итоговой беседой (рефлексией), на которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное, и услышанное, делимся впечатлениями. В ходе повторных экскурсий дети могут выступать в роли экскурсоводов, это позволяет качественно повторить и закрепить знания, развить связную речь.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий также играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалом, но и занимаются активным поиском информации. Как пишет современный исследователь Ю. М. Горвиц, это успешно достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией или получением определённых творческих заданий. Чаще всего это рисунки, поделки, аппликации, совместные творческие работы.
Я сделала вывод, что постоянное расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение их впечатлений — одно из важнейших условий развития полноценной игровой деятельности. Потому что виртуальная экскурсии в моей работе с детьми помогают не только побывать в интересных местах, но и при организации сюжетно-ролевых игр. Мною были созданы презентации и подобраны мультфильмы к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Парикмахерская», «Зоопарк», «Магазин», «Кафе», «Аптека» и т. д. Например, после просмотра виртуальной экскурсии «Больница», мы закрепили знания о профессии врач, познакомились с профессиями врачей узких специальностей.
В результате проведённой работы наблюдается положительная динамика. Дети стали самостоятельно играть, придумывают интересные и новые сюжеты, фантазируют, проявляют инициативу. Инициатива проявляется в выборе темы продуктивной игровой деятельности, продумывании содержания работы.
Таким образом, использование виртуальных экскурсий делает процесс образовательной деятельности более результативным, интересным и разнообразным. Возможность использования аудио- и видеоматериалов в презентации способствует не только усвоению материала, но и формированию познавательных интересов. Информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать процесс образовательной деятельности более динамичным и убедительным, а поток информации легко доступным.
Литература:
- Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе: 2010 г.
- Ноль Л. Я. Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. — М.: РГГУ, 2007 г.
- Андерсен Б. Б. Мультимедиа в образовании: специальный учебный курс. Информационные технологии в образовании. — М.: Дрофа, 2007 год.
- Лукьянова О. Л. Виртуальные экскурсии при ознакомлении дошкольников с родным городом // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 4.