Статья посвящена описанию методики проведения экспертных выездных мероприятий в местах выполнения (оказания услуг) по государственным контрактам, реализуемым в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Выездная экспертиза позволяет оценить непосредственный ход реализации выполнения работ (оказания услуг) по государственным контрактам ГПРО. Предмет исследования состоит в рассмотрении сущности и необходимости проведения выездных экспертиз, отмечается роль консолидированного отчета. Описано предназначение данной экспертной процедуры и процесс её реализации, а также ключевые показатели, по которым проводится экспертная оценка. Представленный в публикации материал может служить основой для качественной проработки экспертных мероприятий, предполагающих выезд в организацию-исполнитель государственного контракта. Подобные экспертные мероприятия существенно повышают качество проводимых экспертиз и носят конструктивный характер.
Ключевые слова: государственный контракт, экспертиза, выездная экспертиза, экспертное заключение, отчет, показатели экспертной оценки, ход реализации работ (оказания услуг) по государственным контрактам.
Исполнение Государственного контракта регулируется ст. 94, п. 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44–ФЗ и предусматривает проведение проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям. С этой целью государственный заказчик обязан провести экспертизу отчетных материалов выполнения работ (оказания услуг). Экспертиза осуществляется в отношении результатов реализации государственного контракта, и проводиться заказчиком посредством собственных сил, так и силами привлечённых экспертов, экспертными организациями на основании контрактов, заключенных в соответствии с указанным Федеральным законом [10].
Сущность экспертизы как процедуры отражена в её понятии, которое на сегодняшний день отличается множественностью трактовок. Ниже представлено обобщение, актуальных представлений об экспертизе:
Ключевые признаки экспертизы |
Автор определения |
Вид работ: исследование, истолкование установление фактов и обстоятельств. Субъект, их осуществляющий: человек, обладающий специальными познаниями в экспортируемой сфере (науке, искусстве, ремесле или промысле) |
Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон [2] |
Вид работ: исследование. Субъект, их осуществляющий: человек, обладающий специальными познаниями в области науки, техники, искусства и т. д |
БСЭ [1] |
Вид работ: специальное компетентное исследование точно сформулированного вопроса. Субъект, их осуществляющий: человек, обладающий специальными знаниями и представлениями для формирования мотивированного заключения |
Б. Е. Большаков [6] |
Вид работ: анализ. Субъект, их осуществляющий: человек (специалист), пользующийся авторитетом для осуществления анализа (деятельности объекта, следствий явления / события, итогов работы / принятия решения, потенциалов воплощения в жизнь проекта) |
С. И. Ожегов [5] |
Как видим, экспертиза всегда предполагает исследование, проводимое в форме анализа и предваряемое установление, и компетентное толкование установленных фактов. Обобщим представленные понятия выводом о том, что экспертиза предусматривает критериально-ориентированное исследование предмета авторитетным лицом (экспертом).
Особенности экспертизы в сфере образования прослеживается у авторов, занимающихся вопросами управления образованием. Так, А. Н. Тубельский рассматривает экспертизу как процедуру, «направленную на установление соответствия того или иного явления установленным нормам, знакомым экспертам» [9]. В свою очередь Т. В. Сидорина Т. В. считает, что экспертиза есть «совокупность взаимосвязанных процедур, требующих учета психологических механизмов ее влияния: 1) исследования на основе специальных познаний; 2) рефлексивного анализа, связанного с переходом от ситуационного взгляда на происшедшее к существенному; 3) выработки коллективного мнения о результатах деятельности экспертируемого объекта» [9]. Здесь, в экспертизе отражены отдельные стороны одного вопроса — управление образованием (управленческие, психолого-педагогические, методические аспекты и др.), что включает необходимость выявления возможных негативных последствий, которые могут быть вызваны его реализацией.
В рамках рассматриваемого вопроса, интерес представление понятие экспертиз в юриспруденции, поскольку оценка выполнения работ (оказания услуг) по государственным контрактам ориентирована, прежде всего, на исполнение законодательства. Так, М. Ю. Тихомиров отмечает, что «экспертиза — это изучение специалистом (экспертом) или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных исследований в той или иной сфере» [8].
Таким образом, проведение экспертных мероприятий рассматривается сегодня как достаточно эффективный инструмент управления, нацеленный не только на установления факта соответствия / не соответствия, но прежде всего на конструктивное развитие предмета экспертизы.
В целом отметим, что институт экспертизы имеет важное и основополагающее значение в практике российской государственности. Бесспорно, что многие вопросы современной хозяйственной, правовой, научной и иных областях деятельности человека, работы государственных органов могут быть решены только с помощью экспертизы. Это обусловлено тем, что экспертиза позволяет установить причинно-следственные факторы изучаемых явлений, а также учесть целый спектр факторов, которые так или иначе могут оказывать существенное влияние на предмет подвергаемый экспертизе. Кроме этого, проведение экспертных мероприятий позволяет повысить открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, что обеспечивает чистую конкуренцию, рост профессионализма заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, повышение ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок [10].
Итак, экспертиза призвана обеспечить оценку исполнения обязательств по выполнению работ (оказанию услуг) и отчетной документации по государственным контрактам. Её проведение позволяет обеспечить объективное комплексное исследование результатов выполнения работ (оказания услуг), а также установить соответствие объектов экспертизы нормам российского гражданского законодательства и нормативно-правовой документации в сфере образования, а также условиям и требованиям государственных контрактов в рамках реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Проведение экспертизы выполнения работ (оказания услуг) по государственным контрактам, реализуемым в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» является одним из ключевых актов исполнения обязательств по государственным контрактам и имеет своей целью обеспечение их реализации в полном объеме. Экспертные работы проводятся в рамках текущего мониторинга и сопровождения хода и результатов реализации государственных контрактов в рамках указанной государственной программы. Проведение экспертных мероприятий в их итоговой части позволяет принять решение о приёме результатов завершённых государственных контрактов или их отдельных этапов.
Одним из направлений экспертизы является проведение выездных мероприятий в местах выполнения работ (оказания услуг) по государственным контрактам, реализуемым в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Выездные экспертные мероприятия входят в состав текущего мониторинга хода реализации государственных контрактов, заключенных Министерством образования и науки России в рамках мероприятий по Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования».
Проведение выездных экспертных мероприятий обусловлено необходимостью отследить непосредственный ход выполнения государственных контрактов, ознакомиться с работой и спецификой деятельности организации, являющейся Исполнителем государственного контракта в местах выполнения работ (услуг). Реализация указанной цели выездных экспертных мероприятий предполагает определенную методологию их проведению. Предметом данной статьи является представление особенностей проведения данного рода экспертных мероприятий.
Выездные экспертные мероприятия, как и другие виды экспертных работ, осуществляются экспертной группой, в состав которой входят эксперты, уровень компетентности которых отвечает поставленным экспертным задачам. Кроме этого, по требованию Государственного заказчика обязательным критерием привлечения экспертов может быть их принадлежность в сотрудников Департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки Российской Федерации или Департамента-заказчика. В экспертную группу для проведения выездных экспертных мероприятий могут входить несколько специалистов, в таком случае, структурно экспертная группа включает старшего эксперта, на которого возлагаются функции координации и контроля, а также не исключает проведение собственно экспертизы. Отметим, что список привлекаемых экспертов, ежемесячно формируется с учетом рекомендаций Государственного заказчика.
Порядок проведения выездных экспертных мероприятий предполагает следующий алгоритм действий:
Предварительно, эксперты, назначенные для участия в выездной экспертизе, изучают государственный контракт и результаты его реализации, обозначенные на соответствующем информационном ресурсе. При этом экспертам должен быть предоставлен доступ ко всем государственным контрактам, ход реализации которых подлежит выездной экспертизе.
Далее старший эксперт согласует дату и время проведения выездной экспертизы в организацию, которая является исполнителем работ (оказания услуг) по Государственному контракту. Экспертная группа обязана предупредить руководство организации-исполнителя о проведении выездной экспертизы.
Экспертная группа прибывает на базу (с согласованным адресом) организации-исполнителя в заранее установленные и согласованные дату и время. Во внештатных ситуациях, связанных с отказом доступа экспертов в организацию-исполнитель государственного контракта, старший эксперт информирует руководителя экспертной организации и далее следует его рекомендациям и указаниям.
Визит выездной экспертной группы предполагает тщательное изучение всех, представленных исполнителем государственного контракта, материалов. Сведения, полученные в ходе проведения экспертизы, оформляются экспертным заключением по форме, включающей:
1) общие сведения об организации, на базу которой осуществляется выезд экспертов (полное наименование, адрес, период, контактное лицо со сторон исполнителя Государственного контракта);
2) задание на проведение экспертного выездного мероприятия, обеспеченное целью и содержанием экспертных мероприятий;
3) оценка хода выполнения государственного контракта по результатам экспертного выездного мероприятия;
4) проблемы реализации государственного контракта;
5) заключение (общий вывод по результатам выездной экспертизы).
Ход реализации государственного контракта, являясь предметом выездной экспертизы, предусматривает изучение видов осуществляемых работ, соответствие сроков их выполнения заявленным и соответствие параметров выполнения работ. На основании изучения материалов, констатирующих качество хода выполнения работ (оказания услуг) по государственным контрактам, реализуемым в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» дается общая оценка, констатирующая «соответствует / не соответствует» плановым показателям, а также экспертная оценка степени выполнения вида работ (в процентах). Другими важными показателями экспертной оценки является установление соответствия уровня квалификации специалистов, вовлеченных в реализацию Государственного контракта; комплектность поданной на экспертизу документации и её оформление; соответствие оборудования и оснащения, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Государственному контракту. В заключительной части экспертной работы по результатам опроса контактного лица и исполнителей государственного контракта указываются причины возникновения выявленных проблем при реализации и предложения (меры), направленные на их устранение. Общий вывод включает оценку хода реализации государственного контракта, а также описание возможных рисков срыва сроков его выполнения или снижения качества результатов.
Обобщая указанные сведения, отметим, что к числу основных показателей, подвергаемых изучению, в рамках выездной проверки относят:
— предмет и реквизиты государственного контракта;
— исполнитель, этап исполнения государственного контракта;
— материалы, представленные для экспертизы;
— перечень выявленных недостатков и замечаний;
— экспертная оценка хода исполнения обязательств по государственному контракту;
— возможные риски срыва сроков выполнения по государственному контракту.
Подобные заключения готовятся по каждому государственному контракту, даже в том случае, когда они реализуются одной и той же организацией-исполнителем. Экспертные заключения готовятся в течение 3х рабочих дней и позже с даты проведения выездной экспертизы. Повышение эффективности хода реализации государственного контракта, оценка которого осуществляется в рамках выездных экспертиз, может быть обеспечена составлением консолидированного отчета, который включает: данные и реквизиты организации-исполнителя, соответствие сроков и параметров выполнения работ, а также проблемы реализации государственного контракта и общий вывод о ходе его реализации.
В современной России институт экспертизы получил всё большее развитие. Сегодня речь идёт о том, что глобальной целью экспертных мероприятий является не только установления фактов соответствия / не соответствия предмета экспертизы установленным критериям, но и формирование конструктивных предложений, которые позволять в полной мере реализовать весь комплекс заявленных работ (оказания услуг).
Выездной экспертизе во всем многообразии мониторинговых процедур отведено особое место по причине того, что эксперты могут лично ознакомиться с базой реализации Государственного контракта, увидеть те нюансы, которые недоступны при документальной экспертизе. Выездная экспертиза в отношении позволяет отселить ход реализации государственного контракта, сопоставить заявленные и реальные результаты его выполнения, а также установить возможный спектр проблем, который может быть разрешен в процессе выполнения работ (оказания услуг) по государственным контрактам, реализуемым в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Литература:
- Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
- Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. — М.: Изд-во «Русское слово», 2011. — 5547 с.
- Калашникова Н. Г., Дранникова И. И. Экспертиза как механизм управления качеством дошкольного образования. — Барнаул, 2011. — 164 с.
- Короткова О. А. Экспертиза законодательства и педагогическая экспертиза: общее и частное // Социально-экономические явления и процессы. — 2016. — № 9.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1973. — 846 с.
- Основные понятия и критерии научной экспертизы проектов устойчивого инновационного развития / Русское космическое общество. URL: https://vk.com/@cosmatica-osnovnye-ponyatiya-i-kriterii-nauchnoi-ekspertizy-proektov-u (дата обращения: 09.09.2023)
- Татарченкова С. С. Экспертизы профессиональной деятельности как фактор совершенствования квалификации специалиста // Непрерывное образование педагогов: современные проблемы и тенденции: матер. юбилейной науч.-практ. конф., Ч. 1. — СПб.: ИОВ РАО, 2006. — С. 62–64.
- Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. М.: Юринформ центр, 1995.
- Тубельский А. Н. Экспертиза инновационной школы / Под ред. Сидорина Т. В. Технологические основы экспертирования образовательных учреждений: педагогический аудит. — М.: Новосибирск, 2009. — 152 с.
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / Информационно-правовой портал «Гарант.ру».