Проведение экспертных выездных мероприятий в местах выполнения работ (оказания услуг) по государственным контрактам, реализуемым в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соловьева, Ю. А. Проведение экспертных выездных мероприятий в местах выполнения работ (оказания услуг) по государственным контрактам, реализуемым в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» / Ю. А. Соловьева, Л. Б. Белоглазова, А. А. Белоглазов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 123-126. — URL: https://moluch.ru/archive/484/106021/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена описанию методики проведения экспертных выездных мероприятий в местах выполнения (оказания услуг) по государственным контрактам, реализуемым в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Выездная экспертиза позволяет оценить непосредственный ход реализации выполнения работ (оказания услуг) по государственным контрактам ГПРО. Предмет исследования состоит в рассмотрении сущности и необходимости проведения выездных экспертиз, отмечается роль консолидированного отчета. Описано предназначение данной экспертной процедуры и процесс её реализации, а также ключевые показатели, по которым проводится экспертная оценка. Представленный в публикации материал может служить основой для качественной проработки экспертных мероприятий, предполагающих выезд в организацию-исполнитель государственного контракта. Подобные экспертные мероприятия существенно повышают качество проводимых экспертиз и носят конструктивный характер.

Ключевые слова: государственный контракт, экспертиза, выездная экспертиза, экспертное заключение, отчет, показатели экспертной оценки, ход реализации работ (оказания услуг) по государственным контрактам.

Исполнение Государственного контракта регулируется ст. 94, п. 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44–ФЗ и предусматривает проведение проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям. С этой целью государственный заказчик обязан провести экспертизу отчетных материалов выполнения работ (оказания услуг). Экспертиза осуществляется в отношении результатов реализации государственного контракта, и проводиться заказчиком посредством собственных сил, так и силами привлечённых экспертов, экспертными организациями на основании контрактов, заключенных в соответствии с указанным Федеральным законом [10].

Сущность экспертизы как процедуры отражена в её понятии, которое на сегодняшний день отличается множественностью трактовок. Ниже представлено обобщение, актуальных представлений об экспертизе:

Ключевые признаки экспертизы

Автор определения

Вид работ: исследование, истолкование установление фактов и обстоятельств.

Субъект, их осуществляющий: человек, обладающий специальными познаниями в экспортируемой сфере (науке, искусстве, ремесле или промысле)

Ф. А. Брокгауз,

И. А. Ефрон [2]

Вид работ: исследование.

Субъект, их осуществляющий: человек, обладающий специальными познаниями в области науки, техники, искусства и т. д

БСЭ [1]

Вид работ: специальное компетентное исследование точно сформулированного вопроса.

Субъект, их осуществляющий: человек, обладающий специальными знаниями и представлениями для формирования мотивированного заключения

Б. Е. Большаков [6]

Вид работ: анализ.

Субъект, их осуществляющий: человек (специалист), пользующийся авторитетом для осуществления анализа (деятельности объекта, следствий явления / события, итогов работы / принятия решения, потенциалов воплощения в жизнь проекта)

С. И. Ожегов [5]

Как видим, экспертиза всегда предполагает исследование, проводимое в форме анализа и предваряемое установление, и компетентное толкование установленных фактов. Обобщим представленные понятия выводом о том, что экспертиза предусматривает критериально-ориентированное исследование предмета авторитетным лицом (экспертом).

Особенности экспертизы в сфере образования прослеживается у авторов, занимающихся вопросами управления образованием. Так, А. Н. Тубельский рассматривает экспертизу как процедуру, «направленную на установление соответствия того или иного явления установленным нормам, знакомым экспертам» [9]. В свою очередь Т. В. Сидорина Т. В. считает, что экспертиза есть «совокупность взаимосвязанных процедур, требующих учета психологических механизмов ее влияния: 1) исследования на основе специальных познаний; 2) рефлексивного анализа, связанного с переходом от ситуационного взгляда на происшедшее к существенному; 3) выработки коллективного мнения о результатах деятельности экспертируемого объекта» [9]. Здесь, в экспертизе отражены отдельные стороны одного вопроса — управление образованием (управленческие, психолого-педагогические, методические аспекты и др.), что включает необходимость выявления возможных негативных последствий, которые могут быть вызваны его реализацией.

В рамках рассматриваемого вопроса, интерес представление понятие экспертиз в юриспруденции, поскольку оценка выполнения работ (оказания услуг) по государственным контрактам ориентирована, прежде всего, на исполнение законодательства. Так, М. Ю. Тихомиров отмечает, что «экспертиза — это изучение специалистом (экспертом) или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных исследований в той или иной сфере» [8].

Таким образом, проведение экспертных мероприятий рассматривается сегодня как достаточно эффективный инструмент управления, нацеленный не только на установления факта соответствия / не соответствия, но прежде всего на конструктивное развитие предмета экспертизы.

В целом отметим, что институт экспертизы имеет важное и основополагающее значение в практике российской государственности. Бесспорно, что многие вопросы современной хозяйственной, правовой, научной и иных областях деятельности человека, работы государственных органов могут быть решены только с помощью экспертизы. Это обусловлено тем, что экспертиза позволяет установить причинно-следственные факторы изучаемых явлений, а также учесть целый спектр факторов, которые так или иначе могут оказывать существенное влияние на предмет подвергаемый экспертизе. Кроме этого, проведение экспертных мероприятий позволяет повысить открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, что обеспечивает чистую конкуренцию, рост профессионализма заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, повышение ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок [10].

Итак, экспертиза призвана обеспечить оценку исполнения обязательств по выполнению работ (оказанию услуг) и отчетной документации по государственным контрактам. Её проведение позволяет обеспечить объективное комплексное исследование результатов выполнения работ (оказания услуг), а также установить соответствие объектов экспертизы нормам российского гражданского законодательства и нормативно-правовой документации в сфере образования, а также условиям и требованиям государственных контрактов в рамках реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Проведение экспертизы выполнения работ (оказания услуг) по государственным контрактам, реализуемым в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» является одним из ключевых актов исполнения обязательств по государственным контрактам и имеет своей целью обеспечение их реализации в полном объеме. Экспертные работы проводятся в рамках текущего мониторинга и сопровождения хода и результатов реализации государственных контрактов в рамках указанной государственной программы. Проведение экспертных мероприятий в их итоговой части позволяет принять решение о приёме результатов завершённых государственных контрактов или их отдельных этапов.

Одним из направлений экспертизы является проведение выездных мероприятий в местах выполнения работ (оказания услуг) по государственным контрактам, реализуемым в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Выездные экспертные мероприятия входят в состав текущего мониторинга хода реализации государственных контрактов, заключенных Министерством образования и науки России в рамках мероприятий по Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования».

Проведение выездных экспертных мероприятий обусловлено необходимостью отследить непосредственный ход выполнения государственных контрактов, ознакомиться с работой и спецификой деятельности организации, являющейся Исполнителем государственного контракта в местах выполнения работ (услуг). Реализация указанной цели выездных экспертных мероприятий предполагает определенную методологию их проведению. Предметом данной статьи является представление особенностей проведения данного рода экспертных мероприятий.

Выездные экспертные мероприятия, как и другие виды экспертных работ, осуществляются экспертной группой, в состав которой входят эксперты, уровень компетентности которых отвечает поставленным экспертным задачам. Кроме этого, по требованию Государственного заказчика обязательным критерием привлечения экспертов может быть их принадлежность в сотрудников Департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки Российской Федерации или Департамента-заказчика. В экспертную группу для проведения выездных экспертных мероприятий могут входить несколько специалистов, в таком случае, структурно экспертная группа включает старшего эксперта, на которого возлагаются функции координации и контроля, а также не исключает проведение собственно экспертизы. Отметим, что список привлекаемых экспертов, ежемесячно формируется с учетом рекомендаций Государственного заказчика.

Порядок проведения выездных экспертных мероприятий предполагает следующий алгоритм действий:

Предварительно, эксперты, назначенные для участия в выездной экспертизе, изучают государственный контракт и результаты его реализации, обозначенные на соответствующем информационном ресурсе. При этом экспертам должен быть предоставлен доступ ко всем государственным контрактам, ход реализации которых подлежит выездной экспертизе.

Далее старший эксперт согласует дату и время проведения выездной экспертизы в организацию, которая является исполнителем работ (оказания услуг) по Государственному контракту. Экспертная группа обязана предупредить руководство организации-исполнителя о проведении выездной экспертизы.

Экспертная группа прибывает на базу (с согласованным адресом) организации-исполнителя в заранее установленные и согласованные дату и время. Во внештатных ситуациях, связанных с отказом доступа экспертов в организацию-исполнитель государственного контракта, старший эксперт информирует руководителя экспертной организации и далее следует его рекомендациям и указаниям.

Визит выездной экспертной группы предполагает тщательное изучение всех, представленных исполнителем государственного контракта, материалов. Сведения, полученные в ходе проведения экспертизы, оформляются экспертным заключением по форме, включающей:

1) общие сведения об организации, на базу которой осуществляется выезд экспертов (полное наименование, адрес, период, контактное лицо со сторон исполнителя Государственного контракта);

2) задание на проведение экспертного выездного мероприятия, обеспеченное целью и содержанием экспертных мероприятий;

3) оценка хода выполнения государственного контракта по результатам экспертного выездного мероприятия;

4) проблемы реализации государственного контракта;

5) заключение (общий вывод по результатам выездной экспертизы).

Ход реализации государственного контракта, являясь предметом выездной экспертизы, предусматривает изучение видов осуществляемых работ, соответствие сроков их выполнения заявленным и соответствие параметров выполнения работ. На основании изучения материалов, констатирующих качество хода выполнения работ (оказания услуг) по государственным контрактам, реализуемым в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» дается общая оценка, констатирующая «соответствует / не соответствует» плановым показателям, а также экспертная оценка степени выполнения вида работ (в процентах). Другими важными показателями экспертной оценки является установление соответствия уровня квалификации специалистов, вовлеченных в реализацию Государственного контракта; комплектность поданной на экспертизу документации и её оформление; соответствие оборудования и оснащения, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Государственному контракту. В заключительной части экспертной работы по результатам опроса контактного лица и исполнителей государственного контракта указываются причины возникновения выявленных проблем при реализации и предложения (меры), направленные на их устранение. Общий вывод включает оценку хода реализации государственного контракта, а также описание возможных рисков срыва сроков его выполнения или снижения качества результатов.

Обобщая указанные сведения, отметим, что к числу основных показателей, подвергаемых изучению, в рамках выездной проверки относят:

— предмет и реквизиты государственного контракта;

— исполнитель, этап исполнения государственного контракта;

— материалы, представленные для экспертизы;

— перечень выявленных недостатков и замечаний;

— экспертная оценка хода исполнения обязательств по государственному контракту;

— возможные риски срыва сроков выполнения по государственному контракту.

Подобные заключения готовятся по каждому государственному контракту, даже в том случае, когда они реализуются одной и той же организацией-исполнителем. Экспертные заключения готовятся в течение 3х рабочих дней и позже с даты проведения выездной экспертизы. Повышение эффективности хода реализации государственного контракта, оценка которого осуществляется в рамках выездных экспертиз, может быть обеспечена составлением консолидированного отчета, который включает: данные и реквизиты организации-исполнителя, соответствие сроков и параметров выполнения работ, а также проблемы реализации государственного контракта и общий вывод о ходе его реализации.

В современной России институт экспертизы получил всё большее развитие. Сегодня речь идёт о том, что глобальной целью экспертных мероприятий является не только установления фактов соответствия / не соответствия предмета экспертизы установленным критериям, но и формирование конструктивных предложений, которые позволять в полной мере реализовать весь комплекс заявленных работ (оказания услуг).

Выездной экспертизе во всем многообразии мониторинговых процедур отведено особое место по причине того, что эксперты могут лично ознакомиться с базой реализации Государственного контракта, увидеть те нюансы, которые недоступны при документальной экспертизе. Выездная экспертиза в отношении позволяет отселить ход реализации государственного контракта, сопоставить заявленные и реальные результаты его выполнения, а также установить возможный спектр проблем, который может быть разрешен в процессе выполнения работ (оказания услуг) по государственным контрактам, реализуемым в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Литература:

  1. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
  2. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. — М.: Изд-во «Русское слово», 2011. — 5547 с.
  3. Калашникова Н. Г., Дранникова И. И. Экспертиза как механизм управления качеством дошкольного образования. — Барнаул, 2011. — 164 с.
  4. Короткова О. А. Экспертиза законодательства и педагогическая экспертиза: общее и частное // Социально-экономические явления и процессы. — 2016. — № 9.
  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1973. — 846 с.
  6. Основные понятия и критерии научной экспертизы проектов устойчивого инновационного развития / Русское космическое общество. URL: https://vk.com/@cosmatica-osnovnye-ponyatiya-i-kriterii-nauchnoi-ekspertizy-proektov-u (дата обращения: 09.09.2023)
  7. Татарченкова С. С. Экспертизы профессиональной деятельности как фактор совершенствования квалификации специалиста // Непрерывное образование педагогов: современные проблемы и тенденции: матер. юбилейной науч.-практ. конф., Ч. 1. — СПб.: ИОВ РАО, 2006. — С. 62–64.
  8. Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. М.: Юринформ центр, 1995.
  9. Тубельский А. Н. Экспертиза инновационной школы / Под ред. Сидорина Т. В. Технологические основы экспертирования образовательных учреждений: педагогический аудит. — М.: Новосибирск, 2009. — 152 с.
  10. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / Информационно-правовой портал «Гарант.ру».
Основные термины (генерируются автоматически): государственный контракт, оказание услуг, выездная экспертиза, Российская Федерация, Государственная программа, экспертиза, контракт, мероприятие, экспертная группа, экспертная оценка.


Ключевые слова

Отчет, экспертиза, государственный контракт, экспертное заключение, выездная экспертиза, показатели экспертной оценки, ход реализации работ (оказания услуг) по государственным контрактам

Похожие статьи

Проведение экспертизы промежуточных результатов исполнения обязательств по государственным контрактам в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Динамика трансформационных процессов в национальной системе образования зависит от уровня финансирования и государственной поддержки данной сферы. Достижение целевых показателей реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие обра...

Контроль эффективности процесса совещаний путем проведения внутреннего аудита (на примере конкретной организации)

Внутренний аудит является средством независимой оценки деятельности организации с целью выяснения текущей ситуации и разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности различных бизнес-процессов. Одним из таких процессов является процесс...

Субъекты правоотношений по осуществлению бюджетных расходов

Актуальность исследования продиктована наличием недостатков законодательства, не позволяющих государству в достаточной мере удовлетворить ожидания общества в реализации его интересов за счет бюджетных расходов. Данные недостатки рассматриваются с поз...

Предпосылки и причины формирования государственных программ

Одним из важнейших условий для построения благополучного и сильного государства, защиты интересов его граждан является создание действенной системы финансового контроля за эффективным расходованием и целевым использованием бюджетных средств, а также ...

Сущность, принципы и место подрядных торгов в современной системе государственных закупок

В последние годы в Закон о контрактной системе несколько раз вносились поправки. Подготовлен соответствующий пакет нормативных правовых актов, предполагающих переход системы контрактных закупок на новый этап развития. Впервые за долгое время принята ...

Гражданско-правовой механизм заключения публичного контракта по итогам открытого электронного аукциона на современном этапе

В данной статье проводится тщательный анализ ключевых этапов гражданско-правового механизма заключения публичного контракта на поставку товаров путем открытого электронного аукциона. Этот процесс обладает своими особенностями и требует специального г...

О некоторых проблемах, возникающих в сфере государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд

В статье автор анализирует законодательство Российской Федерации в области государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. Автор отмечает, что установление в действующем законодательстве р...

Закупочная деятельность предприятий. Возможные решения, повышающие эффективность закупок в текущей макроэкономической ситуации

В данной статье рассматриваются преимущества и недостатки действующих электронных площадок (далее — ЭП). В ходе подготовки был использован методы анализа и аналогии. В результате анализа структур действующих электронных площадок подготовлена сводная...

Особенности реализации требований ФГОС 3++ при обучении дисциплине «Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований» по специальности 40.05.03 — судебная экспертиза (специализация — инженерно-технические экспертизы)

Автором статьи проведен анализ новой редакции федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (ФГОС 3++) в сравнении с предшествующей версией (ФГОС 3+). Научная новизна данной статьи закл...

Особенности проведения аудиторской проверки готовой продукции сельскохозяйственного предприятия

В статье исследованы особенности проведения аудита готовой продукции сельскохозяйственного предприятия. Определены основные пути повышения эффективности проведения аудита готовой продукции сельскохозяйственного предприятия. В связи с этим можно сформ...

Похожие статьи

Проведение экспертизы промежуточных результатов исполнения обязательств по государственным контрактам в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Динамика трансформационных процессов в национальной системе образования зависит от уровня финансирования и государственной поддержки данной сферы. Достижение целевых показателей реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие обра...

Контроль эффективности процесса совещаний путем проведения внутреннего аудита (на примере конкретной организации)

Внутренний аудит является средством независимой оценки деятельности организации с целью выяснения текущей ситуации и разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности различных бизнес-процессов. Одним из таких процессов является процесс...

Субъекты правоотношений по осуществлению бюджетных расходов

Актуальность исследования продиктована наличием недостатков законодательства, не позволяющих государству в достаточной мере удовлетворить ожидания общества в реализации его интересов за счет бюджетных расходов. Данные недостатки рассматриваются с поз...

Предпосылки и причины формирования государственных программ

Одним из важнейших условий для построения благополучного и сильного государства, защиты интересов его граждан является создание действенной системы финансового контроля за эффективным расходованием и целевым использованием бюджетных средств, а также ...

Сущность, принципы и место подрядных торгов в современной системе государственных закупок

В последние годы в Закон о контрактной системе несколько раз вносились поправки. Подготовлен соответствующий пакет нормативных правовых актов, предполагающих переход системы контрактных закупок на новый этап развития. Впервые за долгое время принята ...

Гражданско-правовой механизм заключения публичного контракта по итогам открытого электронного аукциона на современном этапе

В данной статье проводится тщательный анализ ключевых этапов гражданско-правового механизма заключения публичного контракта на поставку товаров путем открытого электронного аукциона. Этот процесс обладает своими особенностями и требует специального г...

О некоторых проблемах, возникающих в сфере государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд

В статье автор анализирует законодательство Российской Федерации в области государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. Автор отмечает, что установление в действующем законодательстве р...

Закупочная деятельность предприятий. Возможные решения, повышающие эффективность закупок в текущей макроэкономической ситуации

В данной статье рассматриваются преимущества и недостатки действующих электронных площадок (далее — ЭП). В ходе подготовки был использован методы анализа и аналогии. В результате анализа структур действующих электронных площадок подготовлена сводная...

Особенности реализации требований ФГОС 3++ при обучении дисциплине «Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований» по специальности 40.05.03 — судебная экспертиза (специализация — инженерно-технические экспертизы)

Автором статьи проведен анализ новой редакции федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (ФГОС 3++) в сравнении с предшествующей версией (ФГОС 3+). Научная новизна данной статьи закл...

Особенности проведения аудиторской проверки готовой продукции сельскохозяйственного предприятия

В статье исследованы особенности проведения аудита готовой продукции сельскохозяйственного предприятия. Определены основные пути повышения эффективности проведения аудита готовой продукции сельскохозяйственного предприятия. В связи с этим можно сформ...

Задать вопрос