В данной статье автор исследует криминолого-психологические особенности личности профессионального мошенника в современных условиях.
Ключевые слова: мошенничество, кибермошенничество, психология, личность, жертва, профилактика, информационные технологии, находчивость.
В последние годы наблюдается тенденция увеличения фактов мошеннических действий (ст.159–159 6 УК РФ), в том числе с использованием информационных технологий (кибермошенничество).
В целом, в основе деятельности любого человека как homo sapiens лежит совокупность различных факторов, определяющих его сущность. Так, человек имеет два начала: биологическое и социальное (преступник, соответственно, тоже). Человек в процессе жизнедеятельности так или иначе формируется как личность. Под личностью понимается совокупность индивидуальных черт, способностей и качеств человека, вытекающих из особенностей его организма, условий проживания, моральных ориентиров и иных детерминантов. Для превенции преступлений необходимо изучать преступность в целом, условия совершения преступлений, а также личность самих преступников. Дифференциация причин совершения преступлений бывает разной в зависимости от критериев разграничения, а также методов научного познания, лежащего в основе такого исследования. В рамках данной работы мы изучили научные труды и статистические показатели случаев профессионального мошенничества.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей и тенденций совершения указанных преступлений путём криминолого-психологического анализа личности лиц, которые совершают такие преступления, а также предложение возможных профилактических мер.
Под личностью понимается совокупность социальных, психологических и физиологических черт, определяющих поведения. Важно понимать, что личность формируется в течение длительного срока. Например, личность ребенка в возрасте 12 лет существенным образом отличается от той личности, какой он будет являться через 5 лет.
Необходимо понимать основные факторы и социальные институты, которые воздействуют на формирование личности: 1) место жительства. Например, человек может проживать в неблагоприятном районе (где высокий уровень преступности, процветает романтизация преступного образа жизни, др.), что отразится на формировании его мировоззрения; 2) воспитание в семье и личность родителей. Например, в неблагополучных семьях, где родители часто употребляют алкогольные напитки и ведут аморальный образ жизни, ребенок будет впитывать именно те идеи, которые в такой семье процветают; 3) дошкольное образование. Речь идёт и об окружении детей, и о личности педагогов; 4) школьное образование. Речь также идёт и об окружении школьника, и о личности учителя; 5) высшее и среднее специальное образование. Именно на этом этапе человек определяет круг своих интересов, будущую профессию и единомышленников; 6) профессиональный коллектив на работе. Так, коллеги могут негативно воздействовать на личность, например, заниматься буллингом; 7) иные факторы и социальные институты.
Существует классификация преступников по социально-демографическим признакам (пол, возраст, семейное положение и т. д.), в зависимости от их антисоциальных ценностных ориентаций, в зависимости от здоровья преступника (здоровый, имеющие психосоматические отклонения, невменяемый). В свою очередь, ряд авторов, например, Еникеев М.И, полагает, что следует выделять корыстную, насильственную, корыстно-насильственную и универсальную группы преступлений [Еникеев М. И., 639 с.].
В рамках нашего исследования заметим, что профессиональное мошенничество, согласно классификации Еникеева, относится к группе корыстных преступлений.
На основе научных исследований и статистических показателей, мы выделили следующие особенности профессиональных мошенников:
1) большая часть из них не имеет легального источника дохода, либо доход не позволяет им в полной мере удовлетворять их потребности;
2) удельный вес женщин-мошенниц и мужчин-мошенников примерно одинаков (около 45 и 55 % соответственно) и зависит от конкретной сферы мошенничества;
3) профессиональные мошенники — это достаточно хорошо интеллектуально развитые люди;
4) большинство из них имеют совокупность таких черт личности, как красноречие, убедительность, уверенность (либо самоуверенность), спокойствие и коммуникабельность, понимание человеческой психологии.
5) профессиональные мошенники в ходе разговора с жертвами применяют нейролингвистического программирования (НЛП). Так, А. А. Акатова пишет, что «большинство техник и методик, использующихся в нейролингвистике, имеют своей целью воздействие на психику адресата, изменение его мировоззрения, убеждений, эмоционального состояния» [Акатова А. А., с.28–31].
Мышление мошенников тоже заслушивает рассмотрения как отдельного аспекта их личности. Так, мошенники находят новую нишу в жизни общества, а затем придумывают способы обмана жертв. Далее мошенники совершают мошеннические акты, проверяя и постепенно улучшая свои профессиональные преступные навыки. Таким образом, мошенники «постоянно совершенствуют способы и приемы хищения денежных средств» [Макарян М. Т., с.251–253]. Как итог, мошенник становится профессионалом в этой нише. Так, заметим проявление данного тезиса на практике:
1) Появление банковских карт — появление мошенничества в виде фишинг-сайтов банка, а также звонки с целью получения данных карты, а также появление «кардинга».
2) Появление коронавируса — создание «чудодейственных средств», которые излечивают от этого вируса;
3) Появление сайтов и порталов знакомств — появление мошенников, которые представляются под другими именами и получают от жертвы денежные средства;
4) Появление и активное применение QR-кодов (например, меню в кафе) — размещение мошеннических QR-кодов, при сканировании жертва передает злоумышленнику личные данные либо денежные средства, так называемый «квишинг».
Говоря о мошенничестве, необходимо понимать особенности виктимологии. Так, некоторые социальные группы наиболее склонны становиться жертвами профессиональных мошенников. Так, А. В. Майоров и Н. Е. Еременко указывают, что чаще всего жертвами профессиональных мошенников становятся: 1) дети, 2) пенсионеры, 3) замужние женщины в возрасте 20–50 лет, они доверчивы и не способны мыслить хладнокровно [Майоров В.А, Еременко Н. Е., с. 36–41].
В настоящее время существует множество способов мошенничества: 1) создание фишинг-сайтов, 2) мошеннические рассылки в сообщениях в мессенджерах и на личный номер телефона человека, 3) мошеннические звонки, 4) мошенничество в сфере кредитования, 5) мошенничество путём продажи «чудодейственных средств», 6) знакомство на различных сайтах и форумах с целью получить денежные средства от жертвы; 7) мошенничество с QR-кодами.
Так, рассмотрим конкретные случаи мошенничества с целью понять, как и какие личностные качества преступника позволяют ему совершить такое преступление. Итак, 17.02.2023 в Мурманской области гр-ка **** позвонила на стационарный телефон в кв.******. Трубку взял мальчик 9 лет, мошенница спросила, есть ли дома взрослые. Убедившись, что взрослых рядом нет, мошенница представилась врачом и сообщила мальчику о том, что его мама попала в аварию, поэтому ей требуется срочная операция. Затем мошенница позвала к телефону сообщницу, которая плакала и просила помочь ей. Находясь в состоянии растерянности и напуганности, ребенок поверил, что с ним по телефону говорит настоящий врач и его мама. Мошенница сообщила, что мальчик должен собрать все имеющиеся в доме деньги и украшения, положить в пакет или коробку, а после отдать помощнику врача. После чего мошенница узнала у жертвы точный адрес места жительства, приехала и забрала коробку с деньгами, пообещав в ближайшее время вылечить его маму. После чего мошенница скрылась. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ. Итак, сначала мошенница позвонила по номеру и проверила обстановку, то есть приложила определенное интеллектуальное усилие. Поняв, что на другом конце трубке находится маленький ребенок, мошенница втёрлась к нему в доверие, начав давить на эмоции и неокрепшую психику ребенка. Затем попросила сообщницу подыграть, после забрала денежные средства. Таким образом, в данном случае проявились такие черты личности и навыки мошенника, как красноречие (в том числе посредством НПЛ), самоуверенность, находчивость, убедительность, понимание психологии ребенка.
Другой способ мошенничества — создание фишинговых сайтов (то есть точных копий реального сайта, например, портала «Госуслуги») [Краковская Н. Р., Гуляев А. А., с.133–138]. Жертва, видя соответствие названия сайта и внешнюю визуальную схожесть дизайна с оригинальным сайтом, ошибочно полагает, что находится на официальном сайте. При переходе жертвы на такие сайты злоумышленники получают личные данные жертвы. Также на таких сайтах может быть предусмотрена онлайн-оплата тех или иных услуг, посредством чего мошенники получают доступ к банковским картам своих жертв. В данном случае проявляются такие особенности личности мошенника, как находчивость и высокий интеллектуальный уровень, так как для создания сайта и маскировки его под другой сайт требуется наличие определенных знаний в области программирования и веб-дизайна.
Следующий вид мошенничества — знакомство на различных сайтах и форумах с целью получить денежные средства от жертвы такого мошенничества. Например, в Tindere создаются фейковые аккаунты. Человек создаёт профиль, выкладывает туда фотографии (подобранные в интернете или сгенерированные специальными программами), придумывает историю личности и круг интересов. Затем, получив заявку на знакомство, мошенник вступает в переписку с жертвой. В ходе общения втирается к ней в доверие, а после предлагает сходить в кафе или кино, сообщив, что платить должна жертва. Затем мошенник направляет жертве банковские данные, по которым необходимо перевести деньги. После получения денежных средств жертву блокируют. Происходит и так, что жертва крепко попадает на «крючок» и верит, что человек не пришёл на встречу по причине болезни. В таком случае мошенник по такой же схеме получает денежные средства, говоря о том, что можно встретиться позже. Важно отметить, что мошенники в этой сфере достаточно умны и находчивы. Так, юноши делают фотографии своих знакомых и выкладывают под видом девушки на сайт знакомств. При личной переписке могут записать жертве голосовое сообщение, в котором сообщница будет женским голосом произносить те или иные слова. Такие мошенники находчиво используют современные информационные технологии, например, программы, генерирующие реалистичные фотографии людей. Возможен вариант использования специальной программы, меняющей голос с мужского на женский, либо программы, которая синтезирует речь по текстовому запросу. Также мошенники такого толка научились использовать грамматические конструкции и особенности женского общения (фразы, отдельные слова), а также использовать различные смайлики и иные инструменты общения. Например: «Милый, привет/ хах:)/ я обиделась…/ малыш, заплатишь за меня?»/ и др.). При таком способе мошенничества преступник применяет свои знания человеческой психологии и использует находчивость.
Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция совершения профессионального мошенничества с использованием информационных технологий.
Вместе с тем, одна из задач криминологии как науки — профилактика преступлений. В этой связи выделим меры, которые, по нашему мнению, позволят снизить вероятность стать жертвой профессиональных мошенников:
1) Не переходить по сомнительным ссылкам в Интернете;
2) При получении сообщения о том, что кто-то из Ваших близких находится в опасности, не открывать такое сообщение, а сразу связаться с тем, кто якобы пострадал и нуждается в помощи;
3) Не переводить никаких денежных средств девушка и юношам, с которыми вы знакомитесь на просторах интернета, до непосредственной личной встречи;
4) При получении сообщения Вконтакте и иных мессенджерах с аккаунтов ваших друзей задать им вопрос, ответ на который знает только он. Важно отметить, что информация для ответа на вопрос не должна содержаться в вашей переписке этим человеком. Если это невозможно, попросите его позвонить по видеозвонку либо по мобильному телефону, чтобы установить личность человека, с которым Вы общаетесь в данный момент.
5) Своевременная блокировка Роскомнадзором мошеннических и подозрительных сайтов;
6) Повышение киберграмотности и финансовой грамотности населения посредством изучения специальной литературы и проведения бесплатных лекций. Например, ПАО «Сбербанк» проводит такие публичные лекции и конференции с целью повысить киберграмотность своих пользователей и снизить риск того, что кто-то из них станет жертвой профессионального мошенника.
Литература:
- Акатова А. А. Теоретическое становление практического опыта нейролингвистического программирования // The Scientific Heritage. 2020. № 54–3. С.28–31.
- Еникеев М. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник. М.: Инфра-М., 2010. 639 с.
- Краковская Н. Р., Гуляев А. А. К вопросу о кибермошенничестве // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. № 1. С.133–138.
- Майоров А. В., Яременко Н. Е. Виктимологический аспект мошенничества // Виктимология. 2019. № 3 (21). С.36–41.
- Макарян, М. Т. Кардинг как способ совершения мошенничества с использованием средств электронной коммуникации / М. Т. Макарян // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. — 2020. — № 17. — С. 251–253.