Пандемия COVID-19 стала переломным моментом в развитии системы образования. Она выявила преимущества и недостатки казахстанской системы образования, ее уровень подготовленности к вызовам современного мира.
В данной статье рассматривается использование метода алгоритмов в условиях онлайн — обучения для развития у учащихся навыков самостоятельной деятельности. Основной целью нашего исследования являлась адаптация классического метода алгоритмического обучения к условиям онлайн — обучения. Результаты исследования демонстрируют эффективность инструментов, которые способствовали развитию у учащихся навыков самостоятельной деятельности, как одних из самых важных навыков XXI века.
Онлайн-обучение — это не миф и не проект будущего. Оно вошло в нашу жизнь наряду с интернетом для удовлетворения потребности общества в непрерывном образовании. Каждому человеку для получения новых знаний и развития новых навыков, предоставляется возможность приобретения необходимого для него курса и прохождения его в удобное для себя время.
Современные реалии потребовали перехода и школьного образования в онлайн — режим. И первые онлайн-уроки выявили их отличия от урока в режиме оффлайн. Что мы имеем в качестве учебной среды: время урока 20 минут, академическая честность вовремя суммативного оценивания на совести ученика и его родителей, необходимость уделения больше времени на самостоятельную деятельность. Во время классического обучения достаточно факторов, которые способствуют учащимся учиться:
– психологическая среда, где все настраивает на учебу;
– одноклассники, с которыми можно решить вопрос развития коммуникативных навыков;
– учитель, который строя подмостки и создавая зону комфорта, развивает, в то же время, у своих учащихся способность самостоятельно работать на уроке и нести ответственность за свое обучение.
При дистанционном же обучении возникают следующие затруднения, с одной стороны, для ученика: меньше контроля со стороны школы, больше отвлекающих факторов. В сложившейся культуре учебного процесса ученики привыкли работу, которую
выполняют дома, делать не для себя, а для учителя. Такое отношение они перенесли и на онлайн-обучение. Поэтому если можно не работать или поработать вполсилы, ученики этим воспользуются.
С другой, для учителя: меньше информации о работе ученика, меньше возможностей для формативного оценивания, отсюда больше растерянности от невозможности включения части учащихся в учебный процесс. Как было принято при преподавании очно: в школе учебный процесс шел по схеме от учителя к ученику; материалы, задания подбирались учителем, тема — материал учебника, цифровые технологии использовались время от времени, проектор в основном для демонстрации видео. Урок в режиме онлайн — это другой урок, следовательно, планируется и проводится по-другому. Больше нет главного условия — встречи ученика и учителя. Теперь учитель идет от обратного: результаты — обратная связь — поддержка ученику, т. е. выстраивание траектории его дальнейших действий. В классе всегда найдется немного учащихся, которые сами создадут свою траекторию, выстроят свои алгоритмы деятельности. Но если ученик не успевал при классической системе обучения, то есть риск, что в данной ситуации он может потеряться.
Однако, возникшие затруднения могут быть решены, если у ребенка достаточно хорошо развита саморегуляция. Учащийся, следуя, существующим внутри него правилам учебной деятельности, без особых усилий перейдет к самостоятельной деятельности в обучении. Что означает, в свою очередь, переход к высшей форме учебной деятельности. Еще А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение …» [1].
Самостоятельная работа учащихся на уроках истории является важным методом обучения, который предполагает индивидуальную активность самих учащихся в процессе закрепления полученных знаний (навыков, умений) при подготовке к занятиям. На уроках истории используется несколько видов самостоятельной деятельности:
– работа с печатными источниками в виде предоставленных ресурсов (учебник, исторический документ),
– поиск необходимой информации и ее ранжирование,
– просмотр видео фильмов, прослушивание подкастов.
При обучении навыкам самостоятельной деятельности, по мнению ряда ученых, таких как Голиков В. Д., Ланда Л. Н., Раев А. И., Талызина Л. М., Фридман Л. М. и других, основным инструментом является применение метода алгоритмов. Они считают, что. алгоритмы, используемые в учебной работе, имеют свою специфику. Фридман Л. М. предлагает использовать термин «учебный алгоритм» [2].
Цель данной статьи — представить результаты использования метода алгоритмов в обучении, в условиях онлайн обучения, для развития навыков самостоятельной деятельности.
Таким образом, объектом нашего исследования стало определение влияния использования данного метода на развитие навыков самостоятельной деятельности у учащихся в условиях онлайн обучения. Исследование состояло из нескольких этапов:
- Выявление трудностей, которые возникают у учащихся и учителей в условиях онлайн обучения;
- Обзор литературы и подбор инструментов для обучения в новых условиях;
- Исследование влияния алгоритмического обучения на развитие навыков самостоятельной деятельности у учащихся.
Мне и моим коллегам предстояло ответить на вопрос: как метод алгоритмического обучения способствует развитию навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории в условиях онлайн обучения?
Данные о методике исследования
Исследование проходило на базе НИШ ФМН г. Тараз, где группа учителей в 2019–2020 учебном году изучала возможности развития самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Так получилось, что время внесло свои коррективы в процесс исследования. При переходе к образовательному процессу в режиме онлайн, учителя и учащиеся столкнулись с рядом затруднений, выявить которые, позволил опрос, как учителей, так и учащихся. В опросе приняли участие 80 учащихся и 20 учителей НИШ ФМН г. Тараз. Выявленные трудности были проанализированы и классифицированы. Опрос и получение обратной связи от учащихся стали основой для выбора метода алгоритмического обучения для организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории в условиях дистанционного обучения.
В качестве инструментов исследования, с целью сбора релевантных данных. мы использовали индивидуальные интервью, опрос, анализ результатов ФО, СОР.
Экспериментальная часть
В исследовании приняли участие учащиеся школы, с 7 по 10 классы, которые были поделены на две группы:
– первая группа — учащиеся, которые начали использовать адаптированные инструменты метода алгоритмического обучения;
– вторая группа — учащиеся, при обучении которых использовались классические инструменты метода алгоритмического обучения.
Основными трудностями в условиях онлайн обучения у учащихся и учителей, которые выявились в результате опроса, интервью, наблюдения за активностью учащихся во время урока, степенью их подготовки стали следующие:
– у учащихся: нахождение в домашней обстановке, которая не способствовала учебе; перегрузка работы за компьютером, что вызывало сонливость; непонимание последовательности выполнения заданий; большой объем домашнего задания; отсутствие интереса учиться из-за отсутствия полноценного обсуждения, общения; низкая скорость интернета, зависание компьютера, вследствие чего потеря рабочего темпа;
– у учителей: отсутствие мотивации к обучению без поддержки класса; неучастие учащихся в обсуждении на уроке; отсутствие закрепления после урока информации, изученной на уроке, в тетради; невыполнение домашнего задания; нарушение академической честности при выполнении суммативного оценивания за раздел; «опоздание» на урок.
Беседы с учащимися показали, что всем обозначенным трудностям есть объяснения: например, не включают микрофон для ответа, а пишут в чат, так как в это время плакал маленький ребенок, или папа ну очень громко разговаривал по телефону; зависает компьютер — не знал, что его надо каждый день перезагружать; заснул, так как устали глаза; поздно ложатся спать — большой объем домашних заданий.
Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что и учителя, и учащиеся вынуждены преодолевать одинаковые проблемы, которые были классифицированы на две категории — технические и методические.
Для решения проблем из первой категории были составлены рекомендации ATI-специалистов по использованию пользователем системного оборудования: ежедневная перезагрузка, очистка браузера и рабочего стола.
В поиске решения второй группы затруднений был адаптирован и предложен учащимся следующий инструмент: рабочий лист, как учебный материал для учащегося, разработанный в педагогической мастерской Марины Курвитс. Рабочий лист (по определению Финансового словаря) — «формализованная анкета, предназначенная для обработки и записи структурированных данных». В нашем случае им стал разработанный учителем лист со структурированными заданиями, которые учащемуся необходимо выполнить самостоятельно, вовремя или после изучения темы:
– Инструкция по работе с листом
– Задание 1. Очень легкое
– Задание 2. Легкое
– Задание 3. Сложное
– Задание 4. Достаточно сложное
– Проверка понимания выполненных заданий в Google Формы
– Задание 5. Творческое — составить свое задание
– Рефлексивный вопрос
– Ознакомление с целью обучения.
Пример разработанного учителем листа со структурированными заданиями для самостоятельной работы для 10 класса на тему урока: «Как и почему изменилась политическая карта мира после Второй мировой войны?» состоял из следующих разделов и заданий:
Задания в рабочем листе строятся от простого к сложному, а это значит, что постепенно каждый ученик будет втянут в процесс. Пятое задание предлагается ученику, чтобы он осмыслил взаимосвязи между темой, заданиями и целями обучения. Оно предполагает получение обратной связи, которую надо будет учитывать при планировании следующего урока и при создании рабочего листа. Один рабочий лист создается для достижения одной цели обучения.
Анализ результатов применения учащимися рабочего листа показал, что начал восстанавливать интерес к изучению предметов, повысилась успеваемость, во время урока вступают в беседу. Во время опроса ребята отметили, что самостоятельная деятельность с рабочим листом способствует изучению новой темы, они начали понимать, как выстроить алгоритмы траектории обучения, осознали возможность перенесения полученного опыта на другие предметы.
Применение данного инструмента помогло ученику определить область изучения информации, ее объем, уровень понимания и достижения целей обучения; самостоятельно получить, осмыслить и освоить новый материал, обработать полученную информацию, обобщить ее. Учителю этот инструмент позволил реализовать дифференцированный подход к изучению учебного материала, заинтересовать учащихся в выполнении домашнего задания, повысив у них мотивацию в обучении. Данный инструмент также способствовал определению прогресса в обучении учащихся, став диагностической картой достижения целей обучения в режиме онлайн.
Выводы и результаты
Количественный анализ результатов исследования позволил установить, что из 42 учащихся, первой группы, которым для подготовки к уроку был предложен адаптированный рабочий лист, 33 ученика стали системно и последовательно его применять, что привело к повышению качества знаний с 50 % до 90 %. В то же время, во второй группе, где использовался классический инструмент метода алгоритмического обучения — алгоритм достижения целей обучения, выявилось также улучшение результатов СОР, однако, с 54 % до 72 %. Проведение опроса и интервью показало, что учащиеся, благодаря применению рабочего листа, более осознано учились, так как понимали целесообразность каждого шага-задания. Пошаговая деятельность способствовала постепенному погружению в учебный материал, остановка на определенном задании, выявляла потребность в поддержке учителя, что влияло на развитие навыка оценивания. Качественный анализ интервью учащихся показал, что они видят причиной своих достижений деятельность по алгоритму, с использованием при самостоятельной работе рабочего листа, разработанного учителем.
Литература:
- Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя. — 1883. — № 5.
- Фридман Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. 207 с.
- Ланда Л. И. Алгоритмизация в обучении. М., Просвещение, 1966. 523 с.
- Кановская М. Б., Педагогика. Конспект лекций
- Исатаева Л. Ж., Искакова Н. А. Инструменты организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории в условиях онлайн-обучения, журнал «Открытая школа», № 5, май 2020 г.