Педагогическая технология «Клубный час» как средство социализации детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 18.09.2023

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Назарова, Л. А. Педагогическая технология «Клубный час» как средство социализации детей дошкольного возраста / Л. А. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 48-49. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106055/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье представлена технология социализации ребенка-дошкольника, позволяющая эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность — качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Ключевые слова: инновационные технологии, инициатива, социализация.

В настоящее время ответ на запросы общества и государства педагоги всё время стремятся найти методы эффективной воспитательной работы, совершенствовать методики и технологии с учётом современных тенденций развития. Внедряют в работу инновационные технологии, которые открывают перед педагогами новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса, для развития личности ребёнка в целом.

Социализация является важным условием в жизни ребёнка. Процесс социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации — целенаправленная профессиональная работа всех субъектов образовательной деятельности по осуществлению эффективных мер в целях социализации и развития детской личности в едином социальном пространстве. Для успешной и эффективной социализации рекомендуется применять интересные и современные технологии социального проектирования.

Для её решения мы используем технологию «Клубный час». Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение определённого времени перемещаться по всему зданию или территории детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по определённому сигналу возвращаться в группу.

Задачи «Клубного часа»:

– воспитывать самостоятельность и ответственность за свои поступки, дружеские отношения между детьми, уважительное отношение к окружающим;

– формировать ориентировку в пространстве, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

– развивать умения планировать свои действия о оценивать их результаты;

– формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

– помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Для внедрения и реализации данной технологии необходима подготовительная работа. В первую очередь — это определение тематики.

Типы клубного часа:

  1. Свободный. Дети перемещаются по всей территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых. Дети могут посетить малышей, помочь им в различных видах деятельности: одеться, нарисовать рисунок, построить башню. Также не исключено посещение специалистов: решить кроссворд с учителем-логопедом, поиграть в мяч с инструктором по физкультуре, спеть песню с музыкальным руководителем.
  2. Тематический. Это когда «Клубные часы» включены в план месяца. Например, тема недели «В гостях у книги» могут быть организованы мини экскурсии к хранителю книг, помощь младшим детям в ремонте книг «Книжкина больница» и т. д.
  3. Творческий. Дети старшего дошкольного возраста сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей. Например: организация творческой мастерской по изготовлению оформления к празднику детского сада.
  4. Квест — игра. Это решение умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игроков.
  5. Музейный. Дети собирают у себя музейные экспонаты по определённой теме, а затем самостоятельно проводят экскурсии для других пришедших детей. Например: «День победы», «День рождения А. С. Пушкина», «Музей матрешки» и т. д.

«Клубный час» проходит 1 раз в неделю. По длительности не менее 1 часа, чтобы дети смогли приобрести собственный жизненный опыт.

Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончанию «Клубного часа» ответственный проходит во всем этажам (группам), например с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы.

Непосредственно перед проведением «Клубного часа» с детьми обсуждаются правила. Каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти. Даётся инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

По окончанию «Клубного часа» дети с воспитателем проводят рефлексивный круг. Проходит обсуждение, где они были, что узнали какие впечатления получили. Так у дошкольника формируется не только самостоятельность и ответственность за свои поступки, но и умение аргументировать свою точку зрения, планировать свою деятельность. А это крайне необходимо при развитии речи у детей.

Таким образом, с помощью технологии «Клубный час» педагоги создают атмосферу, в которой дошкольники учатся общаться, устанавливают дружеские взаимоотношения со сверстниками и взаимодействуют со взрослыми. Дети с удовольствием и интересом осваивают новые виды деятельности, учатся моделировать различные ситуации, выстраивать разновозрастное общение по интересам.

Следует отметить то, что успешность проведения «Клубного часа» зависит не только от освоения технологии воспитателем, но и от того насколько основополагающие идеи, принципы воспитания понятны и приняты воспитателем.

Литература:

  1. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. М., 2016.
  2. Михайлова-Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО. (Работаем по ФГОС дошкольного образования) — М.: Просвещение, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, правило поведения, различный вид деятельности, разновозрастное общение.


Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование

В статье рассмотрена интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование посредством слияния образовательных областей и обучающих средств, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Ав...

Роль дополнительного образования в персонификации профильного обучения и воспитания одаренных детей

Инновационная работа в сфере дополнительного образования состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование комплекса моделей обучения и воспитания, ориентированных на развитие интеллектуальных, коммуникативных, лидерских способностей; реал...

Театрализованный квест как основа творческого взаимодействия взрослого и ребенка

Статья посвящена инновационному подходу в работе воспитателя в детском саду — театрализованному квесту, который объединяет элементы игры, театра и обучения. Этот метод способен не только развить творческое мышление и коммуникационные навыки детей, но...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Методы развития креативного мышления на уроках математики

Работа посвящена исследованию проблемы развития креативного мышления на уроках математики в средней школе. Рассмотрена методика составления и решения «открытых задач», которая способствует формированию творческого мышления, развитию способности генер...

Проблемы и перспективы трудового воспитания современных подростков

В статье рассматривается современный подход к трудовому воспитанию как важному аспекту педагогического процесса, направленному на формирование у подростков положительного отношения к труду и развитие практических навыков, необходимых для будущей проф...

Родительский клуб как средство развития саморегуляции детей раннего возраста

В статье описан опыт работы по развитию первичных навыков саморегуляции детей раннего возраста. Средством развивающей работы было формирование установок и навыков родителей по отношению к регуляторным способностям детей в рамках родительского клуба, ...

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование

В статье рассмотрена интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование посредством слияния образовательных областей и обучающих средств, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Ав...

Роль дополнительного образования в персонификации профильного обучения и воспитания одаренных детей

Инновационная работа в сфере дополнительного образования состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование комплекса моделей обучения и воспитания, ориентированных на развитие интеллектуальных, коммуникативных, лидерских способностей; реал...

Театрализованный квест как основа творческого взаимодействия взрослого и ребенка

Статья посвящена инновационному подходу в работе воспитателя в детском саду — театрализованному квесту, который объединяет элементы игры, театра и обучения. Этот метод способен не только развить творческое мышление и коммуникационные навыки детей, но...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Методы развития креативного мышления на уроках математики

Работа посвящена исследованию проблемы развития креативного мышления на уроках математики в средней школе. Рассмотрена методика составления и решения «открытых задач», которая способствует формированию творческого мышления, развитию способности генер...

Проблемы и перспективы трудового воспитания современных подростков

В статье рассматривается современный подход к трудовому воспитанию как важному аспекту педагогического процесса, направленному на формирование у подростков положительного отношения к труду и развитие практических навыков, необходимых для будущей проф...

Родительский клуб как средство развития саморегуляции детей раннего возраста

В статье описан опыт работы по развитию первичных навыков саморегуляции детей раннего возраста. Средством развивающей работы было формирование установок и навыков родителей по отношению к регуляторным способностям детей в рамках родительского клуба, ...

Задать вопрос