Статья посвящена описанию практической деятельности педагога-психолога и учителя логопеда в области нейропсихологических подходов в развитии детей дошкольного возраста. Авторами разработана и реализуется Модель нейропсихологического воздействия на дошкольников с задержкой психического развития. Предложенные в рамках Модели методы и приемы доказали свою эффективность, что подтверждено мониторингами.
Ключевые слова: нейропсихология, методы, приемы, дошкольники, психическое развитие, детский сад.
Актуальность исследования. В настоящее время при реализации инклюзивного образования отмечается активное развитие отечественной детской нейропсихологии. Актуальность заключается в огромном потенциале
нейропсихологической диагностики для определения целостного нарушения психических функций у дошкольников с задержкой психического развития и в регуляторных составляющих психических процессов при проведении развивающих нейропсихологических методов и приемов
А. В. Астаевой проведен анализ и систематизированы принципы нейропсихологической диагностики высших психических функций дошкольников, который необходим для дальнейшей корригирующей и развивающей работы и снижения нейропсихологической симптоматики нарушений развития [1].
Проведение диагностики по мнению многих авторов (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, И. В. Ефимова, А. Р. Лурия, Ю. В. Микадзе, А. В. Семенович, Е. Д. Хомская, Л. В. Яблокова и др.) определяет уровень психического и интеллектуального развития у детей, что является необходимым для планирования развивающих мероприятий.
Особого внимания заслуживают исследования Б. В. Зейгарник, посвященные изучению патологии аффективной сферы при органических поражениях мозга. Относительно детей с задержкой психического развития это соотносится с нарушением эмоционально-волевой сферы [2].
Методологической основой данного исследования стали труды Б. Г. Ананьева, О. С. Адрианова, А. Г. Асмолова, Н. П. Бехтеревой, Э. С. Бейн, Л. С. Выготского, Н. В. Гребенниковой, А. В. Запорожца, Н. К. Корсаковой, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и др.
Целью нашего исследования является определение эффективных нейропсихологических методов и приемов в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования : дошкольники с задержкой психического развития, посещающие детский сад.
Предмет исследования : специфика использования нейропсихологических методов и приемов в развитии дошкольников с ЗПР.
Общая гипотеза исследования : развитие психических функций у дошкольников с ЗПР будет успешным, если будет разработана система нейропсихологической, логопедической работы с интегрированным использованием эффективных методов и приемов.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 197» города Воронежа, педагоги, работающие в группах, педагог-психолог и учитель-логопед. Использовались методы и приемы нейропсихологического исследования (см. рис. 1).
В качестве мониторинга использовались следующие нейропсихологические методы: сенсомоторная игра «Догони, переверни, поймай», сортер «Окружающий мир», кинезиологическая игра «Зайчик — коза — вилка». Использовался метод наблюдения (включенное, невключенное, научное).
Результаты и их обсуждение
Для достижения поставленной цели была разработана Модель нейропсихологического воздействия на дошкольников с задержкой психического развития. Модель — это целостная система, позволяющая интегрировать методы, приемы, принципы нейропсихологического воздействия на ребенка с ЗПР.
Чего мы добились, реализовывая Модель:
– сенсомоторная коррекция с комплексом двигательных и дыхательных упражнений обучила детей чувствовать свое тело, контролировать свои движения. В ходе развивающих занятий в мозге происходят следующие процессы: развиваются двигательные зоны коры головного мозга, укрепляется связь между левым и правым полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности, повышается умственная работоспособность и ускорение психических процессов,
– выработанный контроль движений развиваются зоны мозга ребенка, ответственные за планирование, программирование и контроль,
– когнитивная коррекция развивает речь, память, внимание, мышление, пространственными представлениями. Развивается аналитическая способность, двигаясь от простого к сложному, опираясь на то, что ребенку дается легче всего, педагог-психолог и учитель — логопед изучают и прорабатывают все его трудности и недостатки в развитии.
Проведенный мониторинг показал успешность реализации Модели.
Рис. 1. Модель нейропсихологического воздействия на дошкольников с задержкой психического развития
В качестве сравнения полученные данные, оценивались по пятибалльной системе и заносились в таблицу. Первый и второй мониторинг показали достоверную разницу в развитии высших психических функций.
Таблица 1
Сравнительный анализ развития высших психических функций у дошкольников с ЗПР (5-балльная система оценок)
Методики |
Внимание |
Мышление |
Речь |
|||
0 |
1 м |
0 |
1 м |
0 |
1 м |
|
«Догони, переверни, поймай» |
2,56 |
3, 43 |
2,07 |
3,04 |
2,53 |
3,02 |
Сортер «Окружающий мир» |
3,09 |
3,58 |
2,65 |
3,16 |
3,21 |
3,46 |
«Зайчик — коза — вилка» |
3,76 |
3,89 |
2,55 |
2,77 |
3,65 |
3,82 |
Таким образом, сложнее всего происходит развитие познавательного процесса «Речь». Показана небольшая разница, но для детей с ЗПР это уже победа. Мышление имеет немного лучший результат, однако до нормы дети не дотягивают, труднее всего им даются аналогии.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что использование нейропсихологических методов в развивающей работе с дошкольниками, имеющими диагноз ЗПР воздействует не на само нарушение в развитии высших психических функций, а на механизм его возникновения, оптимизирует работу центральной нервной системы, создавая основу личностной коррекции.
Литература:
- Астаева, А. В. Нейропсихологический анализ особенностей речи у детей с трудностями обучения / А. В. Астаева //Луриевский подход в мировой психологической науке: Материалы V-го Международного Конгресса памяти А. Р. Лурия. — 2017.– C.34–34
- Зейгарник Б. В. Экспериментально-психологические данные при травмах лобных долей мозга // Труды Центрального института психиатрии. — М.: Медицина, 1947. — Т. 3. 481 с.