Нейропсихологические методы и приемы в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 19.09.2023

Статья просмотрена: 239 раз

Библиографическое описание:

Капустина, К. С. Нейропсихологические методы и приемы в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации / К. С. Капустина, Е. В. Локтева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106091/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена описанию практической деятельности педагога-психолога и учителя логопеда в области нейропсихологических подходов в развитии детей дошкольного возраста. Авторами разработана и реализуется Модель нейропсихологического воздействия на дошкольников с задержкой психического развития. Предложенные в рамках Модели методы и приемы доказали свою эффективность, что подтверждено мониторингами.

Ключевые слова: нейропсихология, методы, приемы, дошкольники, психическое развитие, детский сад.

Актуальность исследования. В настоящее время при реализации инклюзивного образования отмечается активное развитие отечественной детской нейропсихологии. Актуальность заключается в огромном потенциале

нейропсихологической диагностики для определения целостного нарушения психических функций у дошкольников с задержкой психического развития и в регуляторных составляющих психических процессов при проведении развивающих нейропсихологических методов и приемов

А. В. Астаевой проведен анализ и систематизированы принципы нейропсихологической диагностики высших психических функций дошкольников, который необходим для дальнейшей корригирующей и развивающей работы и снижения нейропсихологической симптоматики нарушений развития [1].

Проведение диагностики по мнению многих авторов (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, И. В. Ефимова, А. Р. Лурия, Ю. В. Микадзе, А. В. Семенович, Е. Д. Хомская, Л. В. Яблокова и др.) определяет уровень психического и интеллектуального развития у детей, что является необходимым для планирования развивающих мероприятий.

Особого внимания заслуживают исследования Б. В. Зейгарник, посвященные изучению патологии аффективной сферы при органических поражениях мозга. Относительно детей с задержкой психического развития это соотносится с нарушением эмоционально-волевой сферы [2].

Методологической основой данного исследования стали труды Б. Г. Ананьева, О. С. Адрианова, А. Г. Асмолова, Н. П. Бехтеревой, Э. С. Бейн, Л. С. Выготского, Н. В. Гребенниковой, А. В. Запорожца, Н. К. Корсаковой, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и др.

Целью нашего исследования является определение эффективных нейропсихологических методов и приемов в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объект исследования : дошкольники с задержкой психического развития, посещающие детский сад.

Предмет исследования : специфика использования нейропсихологических методов и приемов в развитии дошкольников с ЗПР.

Общая гипотеза исследования : развитие психических функций у дошкольников с ЗПР будет успешным, если будет разработана система нейропсихологической, логопедической работы с интегрированным использованием эффективных методов и приемов.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 197» города Воронежа, педагоги, работающие в группах, педагог-психолог и учитель-логопед. Использовались методы и приемы нейропсихологического исследования (см. рис. 1).

В качестве мониторинга использовались следующие нейропсихологические методы: сенсомоторная игра «Догони, переверни, поймай», сортер «Окружающий мир», кинезиологическая игра «Зайчик — коза — вилка». Использовался метод наблюдения (включенное, невключенное, научное).

Результаты и их обсуждение

Для достижения поставленной цели была разработана Модель нейропсихологического воздействия на дошкольников с задержкой психического развития. Модель — это целостная система, позволяющая интегрировать методы, приемы, принципы нейропсихологического воздействия на ребенка с ЗПР.

Чего мы добились, реализовывая Модель:

– сенсомоторная коррекция с комплексом двигательных и дыхательных упражнений обучила детей чувствовать свое тело, контролировать свои движения. В ходе развивающих занятий в мозге происходят следующие процессы: развиваются двигательные зоны коры головного мозга, укрепляется связь между левым и правым полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности, повышается умственная работоспособность и ускорение психических процессов,

– выработанный контроль движений развиваются зоны мозга ребенка, ответственные за планирование, программирование и контроль,

– когнитивная коррекция развивает речь, память, внимание, мышление, пространственными представлениями. Развивается аналитическая способность, двигаясь от простого к сложному, опираясь на то, что ребенку дается легче всего, педагог-психолог и учитель — логопед изучают и прорабатывают все его трудности и недостатки в развитии.

Проведенный мониторинг показал успешность реализации Модели.

Модель нейропсихологического воздействия на дошкольников с задержкой психического развития

Рис. 1. Модель нейропсихологического воздействия на дошкольников с задержкой психического развития

В качестве сравнения полученные данные, оценивались по пятибалльной системе и заносились в таблицу. Первый и второй мониторинг показали достоверную разницу в развитии высших психических функций.

Таблица 1

Сравнительный анализ развития высших психических функций у дошкольников с ЗПР (5-балльная система оценок)

Методики

Внимание

Мышление

Речь

0

1 м

0

1 м

0

1 м

«Догони, переверни, поймай»

2,56

3, 43

2,07

3,04

2,53

3,02

Сортер «Окружающий мир»

3,09

3,58

2,65

3,16

3,21

3,46

«Зайчик — коза — вилка»

3,76

3,89

2,55

2,77

3,65

3,82

Таким образом, сложнее всего происходит развитие познавательного процесса «Речь». Показана небольшая разница, но для детей с ЗПР это уже победа. Мышление имеет немного лучший результат, однако до нормы дети не дотягивают, труднее всего им даются аналогии.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что использование нейропсихологических методов в развивающей работе с дошкольниками, имеющими диагноз ЗПР воздействует не на само нарушение в развитии высших психических функций, а на механизм его возникновения, оптимизирует работу центральной нервной системы, создавая основу личностной коррекции.

Литература:

  1. Астаева, А. В. Нейропсихологический анализ особенностей речи у детей с трудностями обучения / А. В. Астаева //Луриевский подход в мировой психологической науке: Материалы V-го Международного Конгресса памяти А. Р. Лурия. — 2017.– C.34–34
  2. Зейгарник Б. В. Экспериментально-психологические данные при травмах лобных долей мозга // Труды Центрального института психиатрии. — М.: Медицина, 1947. — Т. 3. 481 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, нейропсихологическое воздействие, Детский сад, дошкольник, прием, дошкольный возраст, задержка, нейропсихологическая диагностика, развивающая работа, развитие детей.


Похожие статьи

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада

Статья посвящена описанию опыта работы педагогов детского сада в интеграции с педагогом-психологом в вопросах сенсомоторного развития детей раннего возраста. Авторами разработана модель сенсомоторного развития дошкольников с опорой на психолого-педаг...

Применение телесно ориентированных технологий для развития схемы тела у детей дошкольного возраста

Схема тела остается малоизученной темой в психолого-педагогической и нейропсихологической литературе. В статье приводится краткий обзор понятия, функций и организации схемы тела. Описываются способы и технологии в коррекционно-развивающей работе по ф...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР

В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Нейропсихология в коррекционной деятельности учителя-логопеда: опыт ее использования в авторской программе «Музыка, движение, мозг»

В статье раскрываются особенности нейропсихологии как метода коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, определяются цель и задачи данного метода. Представлен пример использования нейропсихологии при развитии ре...

Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр

Авторы представили опыт работы, который заключается в систематизации и комбинировании имеющихся в отечественной педагогике, коррекционной педагогике и психологии технологий, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошколь...

Содействие педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников

В статье рассматривается процедура эмпирического исследования, посвященного содействию педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников. Описываются направления психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в ос...

Похожие статьи

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада

Статья посвящена описанию опыта работы педагогов детского сада в интеграции с педагогом-психологом в вопросах сенсомоторного развития детей раннего возраста. Авторами разработана модель сенсомоторного развития дошкольников с опорой на психолого-педаг...

Применение телесно ориентированных технологий для развития схемы тела у детей дошкольного возраста

Схема тела остается малоизученной темой в психолого-педагогической и нейропсихологической литературе. В статье приводится краткий обзор понятия, функций и организации схемы тела. Описываются способы и технологии в коррекционно-развивающей работе по ф...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР

В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Нейропсихология в коррекционной деятельности учителя-логопеда: опыт ее использования в авторской программе «Музыка, движение, мозг»

В статье раскрываются особенности нейропсихологии как метода коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, определяются цель и задачи данного метода. Представлен пример использования нейропсихологии при развитии ре...

Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр

Авторы представили опыт работы, который заключается в систематизации и комбинировании имеющихся в отечественной педагогике, коррекционной педагогике и психологии технологий, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошколь...

Содействие педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников

В статье рассматривается процедура эмпирического исследования, посвященного содействию педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников. Описываются направления психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в ос...

Задать вопрос