Одаренные дети — это национальное достояние, все чаще мы слышим это с экранов телевизоров и читаем в средствах массовой информации, но понимают суть этих слов только те люди кто непосредственно работает с такими детьми в общем и дополнительном образовании, являясь массовыми по самой своей природе. Учителя обязаны обеспечивать выявление и реализацию способностей, одаренности большинства детей.
В настоящее время работа по выявлению и развитию одаренности всех без исключения детей становится одной из приоритетных задач образования, обусловливая новые требования к педагогу, повышение роли искусства, культуры, творчества в обучении, разработку идей личностно-развивающего и интегративного обучения, которые все глубже проникают в образовательный процесс, программы и технологии [2].
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей [1].
С целью выявления одаренных детей и создания условий для оптимального их развития в малокомплектной сельской школе, такой как МБОУ «Сорокинская СОШ» разработана и успешно реализуется целевая программа «Одаренные дети». В ходе ее реализации были разработаны разнообразные формы образовательной деятельности, которые включают исследовательские экскурсии, полевые практикумы и летние экологические экспедиции. Разработана модель участия обучающихся школы в научно-практических конференциях как формы итоговой аттестации творческих достижений одарённых детей [4].
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны не столько знания, сколько умение добывать их и самостоятельно добытые знания применять на практике. Научное общество обучающихся «Эврика», которое создано в нашей школе, помогает формировать определённую модель поведения в природе, развивать ряд личностных качеств, мотивировать обучающихся на дальнейшее приобретение знаний и применение их в жизни.
Приоритетными направлениями работы научного общества являются:
— разработка научно-исследовательских и проектных работ;
— осуществление информационного взаимодействия через Интернет (издание информационных бюллетеней, публикации проектных и исследовательских работ учащихся);
— организация и проведение интеллектуальных игр и интернет — турниров;
— участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах разных уровней;
— проведение школьной научно-практической конференции;
— встречи с учеными, сотрудниками музеев, архивов;
— оказание помощи в подготовке и проведении предметных недель;
— создание банка данных о творческих способностях учащихся, их наклонностях.
В последние годы замечен рост участия обучающихся нашей школы в мероприятиях экологической направленности.
В течение года проводятся такие экологические и природоохранные мероприятия, в которых активное участие принимают не только обучающиеся, но и родители:
— Акция «Посади дерево». В рамках выполнения программы «Зеленая столица» обучающиеся совместно с учителями школы организуют высадку семян каштана, желудя дуба.
— Операция «Родник». Самая массовая акция, в ходе которой обучающиеся школы взяли под охрану родники, расположенные на территории нашего поселения, проводят его систематическую чистку, отслеживают чистоту воды и выполняют различные исследовательские работы.
— Операция «Чистый парк» и «Чистый школьный двор» обычно проводятся весной, в них принимают участие все обучающиеся школы.
— Конференция «ЮИОС», «Человек на земле», «Виват, наука!» в которых наши дети занимают призовые места.
Отрадно отметить, что все исследования были оформлены в виде экологических проектов и представлены на муниципальную научно- практическую конференцию.
Обучение школьников в «полевых» условиях — эффективная форма познания окружающей среды и воспитания у ребят чувства ответственности за природу родного края. Экскурсии интегрируют в себе образовательную, воспитательную и трудовую функции. Применяя методы «полевых» исследований, обучающиеся не делают новые открытия для науки, а добывают новые знания о природе для себя. Посредством этих методов обучающиеся не только накапливают фактический материал, но и учатся видеть природу во взаимодействиях и противоречиях, объяснять различные природные явления.
В заключение необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребёнок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Литература:
- Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей — 3-е изд. — М.: МПСИ, Флинта, 2004. — 144 с.
- Джумагулова Т. Н. Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. — СПб., 2009. — 160 с.
- Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. — М„ 2008.-480 с.
- Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Под ред. Шумаковой Н. Б. — М„ 2006. — 240 с.