Учебный процесс основан на современных педагогических технологиях. И если ориентироваться на гуманистическую педагогику, то выбор педагогических технологий будет отражать особенности личностно ориентированного подхода: обучения в малых группах сотрудничества, дискуссии, ролевые игры, метод «проектов».
С появлением интернета, обладающего огромным информационным потенциалом, в системе инклюзивного образования появились новые возможности, возникли и успешно апробируются информационные формы обучения детей с ограниченными возможностями, в частности, дистанционная, опирающаяся на новые информационные технологии. Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения.
Дистанционное обучение (ДО) — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующийся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь информационными ресурсами. [2]
Применение инновационных технологий в обучении информатике математике помогает более полно реализовать комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Дистанционное обучение, в данном случае, является отличной заменой надомного обучения. Ведь одним из предметов изучения информатики является компьютер, с помощью которого происходит процесс обучения и который у обучающегося постоянно «под рукой», в свою очередь обучение математике проходит в более доступной форме.
В современных условиях в связи с введением таких документов как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», профессиональный стандарт «Педагог», федеральный государственный образовательный стандарт возникли новые требования к современному педагогическому работнику — это высокий уровень информационно-коммуникационной компетентности (ИК-компетентности), владение современными информационными технологиями. Дистанционное обучение — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [6].
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
— среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
— методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
Использование технологий дистанционного обучения позволяет:
— снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы как учащихся, так и преподавателей);
— проводить обучение большого количества человек;
— повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.
— создать единую образовательную среду. [3]
Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. В подростковом возрасте у учащихся развивается интерес к способам добывания знаний через самостоятельную деятельность. А самореализоваться в современном информационном обществе можно, умея совершенствовать и применять приобретенные ранее знания, грамотно и глубоко работать с информацией.
В настоящее время во всех школах нашей страны произошло подключение к сети Интернет. Однако это привело к появлению проблем, связанных с Интернет — образованием учителей–предметников. Сегодня вопрос о дистанционном образовании заявлен президентом страны как один из важнейших в современном образовательном процессе. [4]
На многих образовательных сайтах проходят курсы по обучению и подготовке учителей к созданию дистанционных курсов и работе с ними. Например, http://edu–reforma.ru, курсы А. В. Хуторского [5] Сайт издательства «Просвещение» https://prosv.ru/ на котором разработаны дополнительные пособия при организации заданий на уроки информатики и математики и многие другие [7].
Дистанционное обучение на уроках информатики, осуществляемое на основе использования технологий и ресурсов сети Интернет, имеет ряд преимуществ и возможностей перед обычным обучением:
— экономит время,
— дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся,
— повышает мотивацию обучения, усиливает интерес учащихся к урокам,
— работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы: одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и то же несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально.
Поэтому условия образования для детей одаренных, «трудных», с индивидуальными особенностями становятся более гибкими. Ученики из обычной сельской школы могут иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным в виртуальных библиотеках и на веб — сайтах. Телекоммуникационные технологии позволяют ученику дистантно общаться со сверстниками из других населенных пунктов, городов, участвовать в сетевых проектах и олимпиадах, консультироваться у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой точке мира.
Дистанционное обучение расширяет педагогические возможности учителя, благодаря разнообразным видам реализации. В настоящее время разрабатываются варианты уроков в виде веб-занятий(варианты деловых игр, лабораторных работ), веб-квестов — проблемные уроки с использованием ресурсов интернета, дистанционного тестирования и самооценки знаний, а также выполнение виртуальных лабораторных работ. [6]
Границы таких возможностей с использованием всевозможных интернет-олимпиад, дистанционных конкурсов и прочих ресурсных центров глобальной сети практически необъятны. Современный учитель непременно должен использовать эти ресурсы, привлекая учащихся к участию в мероприятиях развивающего и творческого характера. [6]
В настоящее время использование дистанционной формы обучения на уроках информатики становится реальной возможностью для обучения в индивидуальном режиме независимо от места и времени: получить образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования, позволяя личности самореализоваться, а учителю создать такую «развивающую среду», в которой у каждого ученика будут сформированы определенные компетенции, необходимые ему при выборе профессии. Эффективность использования информационно-образовательных порталов как интерактивной среды урока для учителя информатики не вызывает сомнения. Технологичная интерактивная среда позволяет организовать работу в классе с учетом возможности учеников.
Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.
В заключении хочется вспомнить слова: «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле». (Ян Амос Коменский).
Литература:
1. Дидактические свойства глобальной информационно коммуникационной сети Интернет [Текст]: Исследовательский проект Бабицкого М. 2003
2. Полат Е. С. Дистанционное обучение [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. Е. С. Полат и др. — М.: Владос, 1998. — 190 с.
3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
4. Российское образование — федеральный портал [сайт] URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx?substr=061100
5. Сайт «Образование и культура», стандарты дистанционного образования [сайт] URL: http://tempus.kstu.kz/ucheb_plat_moodle.html
6. Сайт «Платформа материалов Pandia.ru», [сайт] URL: https://pandia.ru/text/78/231/49556.php
7. Сайт издательства «Просвещение», [сайт] URL: https://prosv.ru/