В статье автор исследует аспекты использования метода проектов на уроках английского языка.
Ключевые слова : проект, проектная деятельность, типы проектов, обучение английскому языку
В изучении английского языка одной из ключевых целей является развитие практических навыков общения и коммуникативных компетенций учащихся, проявляющихся в способности воспринимать и анализировать информацию на изучаемом языке, доносить окружающим свои мысли по тому или иному поводу.
Для достижения указанной цели учащимся необходимо планомерно заниматься самообразованием, развивать собственные коммуникативные способности, оттачивать навыки общения на иностранном языке под руководством педагога.
И достигаемые при этом результаты будут тем выше, чем сильнее педагогу удастся заинтересовать воспитанников изучаемым предметом. Для этого необходимо не ограничиваться стандартным изложением учебного материала, а постоянно изучать и внедрять новые методы и подходы к обучению.
Специалисты сходятся во мнении, что наилучшие результаты обучения дает деятельностный, личностно-ориентированный подход, в максимальной степени отвечающий целям современной концепции отечественного образования.
Так, Ю. В. Рындина высказывает мнение о том, что проектный метод является «гибкой моделью организации процесса обучения иностранному языку, поскольку позволяет сосредоточить внимание школьников не на самом языке, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный: самостоятельно выделять проблему, формулировать гипотезу её решения, осуществлять поиск необходимой информации с использованием различных информационных ресурсов, планировать возможные варианты решения проблемы, делать выводы, анализировать полученные результаты на иностранном языке» [2, c.467–469].
Одним же из важнейших направлений личностно-ориентированного обучения детей в школе является так называемая проектная деятельность. Суть данной педагогической технологии заключается в том, что в процессе планирования и выполнения ряда усложняющихся практических заданий (проектов) учащиеся приобретают необходимые знания и умения. Одновременно с этим у учащихся развиваются и такие социально значимые личностные качества, как настойчивость в достижении цели, трудолюбие, коллективизм и др.
Иными словами, проектную деятельность следует рассматривать как гибкую модель организации процесса обучения, ориентированную на творческую самореализацию детей и основывающуюся на сотворчестве и сотрудничестве учителя и учащихся, их продуктивном взаимодействии в ходе достижения цели проекта.
Каждый проект представляет собой специальным образом организованный учителем и самостоятельно реализуемый учащимися комплекс действий, результатом выполнения которых является некоторый творческий продукт.
Характерными чертами проектной деятельности являются:
— сотрудничество всех участников педагогического процесса, при котором упор делается на самостоятельную работу учащихся;
— широкие возможности для использования имеющихся у учащихся навыков и умений из смежных областей знаний;
— ориентация такой деятельности на социально-значимый практический результат;
— интенсивное стимулирование процессов самоактуализации и самореализации личностей учащихся, развитие их творческих способностей;
— выработка умения планировать отдельные этапы работ и выстраивать их в четкую последовательность.
Типология проектного метода включает в себя следующие варианты:
— экскурсионные проекты, позволяющие получить представление об истории развития того или иного объекта или понятия, ответить на вопросы о том, почему именно в этом месте и именно так появился объект и т. п.;
— проекты рассказывания, в ходе которых учащиеся в устной форме или в форме песни рассказывают какие-либо истории;
— трудовые проекты, позволяющие в ходе выполнения заданий учителя получить и закрепить определенные трудовые умения и навыки;
— игровые проекты, позволяющие в игровой форме сформировать и закрепить понятия, связанные с патриотическим воспитанием, правилами поведения в обществе, основами взаимодействия людей друг с другом.
Реализация каждого проекта, вне зависимости от его типа, включает в себя следующие обязательные этапы, представленные на рис.1.
Рис. 1. Этапы реализации проекта
Как следует из представленной на рисунке 1 схемы, реализация учебного проекта проходит следующие 4 этапа:
- Этап подготовки, на котором происходит формулирование проблематики исследуемой темы, выдвигаются гипотезы по решению выбранной проблемы, творчески осмысливается предстоящая деятельность.
- Организационный этап, на котором выбираются наиболее подходящие для решения выбранной проблемы методы работы, определяются источники необходимой информации, осуществляется планирование деятельности и распределение задач по творческим группам.
- Деятельностный этап, на котором осуществляется непосредственная работа над проектом, педагогом-координатором осуществляется предварительный контроль промежуточных результатов, проходят консультации, ведется подготовка к защите проекта.
- Презентативно-оценочный этап, на котором происходит защита проекта, представление полученных в ходе его реализации результатов, осуществляется их анализ, отмечаются успехи и неудачи, обсуждаются перспективы дальнейшего развития проекта и поиск новых тем.
На уроках английского языка применение метода проектов позволяет учащимся более эффективно овладевать различными навыками и умениями коммуникативной деятельности.
Например, в процессе работы над проектом его участники учатся работать с английскими текстами, вести поиск необходимой информации, анализировать и обобщать её, вести дискуссию по теме проекта, отстаивать собственную точку зрения, слушать и слышать собеседников.
Практический опыт применения метода проектов на уроках иностранного языка в школе позволил выделить некоторые особенности, присущие проектам, направленным на обучение английскому языку:
— акцент на групповой и индивидуальной самостоятельной работе учащихся;
— выбор темы проекта, максимально интересующей учащихся и наиболее актуальной в современных реалиях;
— широкое использование разговорного языка в условиях реального общения;
— возможность отбора языкового материала и видов заданий в зависимости от темы проекта и его целей.
Таким образом, в обучении английскому языку роль проектной деятельности представляется весьма значительной. С её помощью эффективно реализовываются принципы деятельностного и проблемного обучения, формируются основные компетенции учащихся, развивается конструктивное критическое мышление, что в совокупности приводит к росту мотивации к дальнейшей учебе.
Положительно влияет проектная деятельность и на развитие творческих способностей и волевых качеств учащихся, на их интеллектуальные и физические возможности.
Подводя итоги, необходимо отметить, что использование проектного метода в ходе обучения школьников иностранному языку позволяет учителю сделать учебный процесс более интересным и разнообразным, отвечающим современным запросам.
Литература:
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Рындина Ю. В. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей [Текст] // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С.467–469.