Статья посвящена описанию исследования в области коррекции речи дошкольников с использованием логопедических сказок. Научная новизна представлена авторской Моделью развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедических сказок. Доказана эффективность логопедических сказок в рамках реализации модели.
Ключевые слова: логопедия, инклюзивное образование, дошкольники, речь, модель, логопедические сказки.
Введение. В современных условиях модернизации образования, введения Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО) особое значение приобретают проблемы развития активного словаря у дошкольников, необходимого для формирования коммуникативных компетенций. Особо остро стоит вопрос о развитии речи и активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Учеными исследователями доказано, что дошкольники с речевой патологией составляют наиболее многочисленную группу детей с ограниченными возможностями здоровья. Также отмечается многообразие форм общего недоразвития речи, которые имеют различную этиологию и симптоматику и имеют тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений и изменение логопедического контингента (С. В. Алехина, А. Н. Корнев, Т. В. Лебедева, И. Ю. Левченко, А. В. Семенович, О. Н. Усанова и др.).
Как показывают наблюдения, у некоторых дошкольников общее недоразвитие речи имеет недифференцированный характер и сочетается с недостатками в перцептивной, когнитивной, сенсорной и других сферах психической деятельности ребенка.
Анализ научных и практических исследований последних лет показывает, что имеется достаточно специальных психологических исследований, направленных на изучение особенностей речевого развития нормально развивающихся детей дошкольного возраста и детей с недостатками речи (Е. И. Асеева, О. А. Бизикова, Т. Н. Волковская, Е. Л. Григоренко, О. Б. Иншакова, А. Н. Корнев, и др.).
Авторами Е. И. Асеевой, И. Г. Дорожинской, Е. В. Богдановой разработана технологическая модель развития речи дошкольников в условиях детского сада. Ценность модели в том, что она формирует систему развития речи у дошкольников на основе многофункциональности корригирующих и развивающих мероприятий [1].
Пескишева Т. А. в диссертационном исследовании определила важность развития познавательной и коммуникативной функций речи дошкольников с ОНР средствами малых фольклорных форм и доказала, что использование фольклора базируется на изучении объектов познания, т. е. на моделях когнитивных и коммуникативных процессов, лежащих в основе языковой способности ребенка [2].
По мнению О. В. Симоновой «…сюжет логопедической сказки вызывает положительные эмоции у детей и развивает нравственные качества». Автор считает, что логопедические сказки помогают реализации коррекционно-образовательной программы в инклюзивном образовании [3].
Анализ литературы и поиск новых современных психологических инструментов для развития активного словаря у дошкольников ОНР, расширение методического инструментария практикующего психолога во всех сферах, включая образование, несомненно важная и приоритетная задача.
Цель исследования : обоснование использования логопедических сказок в развитии активного словаря у дошкольников с ОНР.
Объект исследования : развитие активного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования : логопедические сказки как средство развития активного словаря у дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования : развитие активного словаря у дошкольников с ОНР будет успешным, если разработать специальную систему с использованием логопедических сказок.
Задачи исследования : провести анализ и обобщение научной литературы, посвященной проблемам формирования активного словаря дошкольников и развитию речи, разработать Модель развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедических сказок, проверить эффективность модели.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 63». Всего участвовали в эксперименте 10 детей с ОНР. В качестве методов развития активного словаря использовались логопедические сказки. В качестве проверки эффективности Модели использовались: пальчиковая логопедическая сказка «Лиса и Петух» (на основе сенсомоторной коррекции), лексико-грамматическая сказка «Жадный медвежонок», сказка, способствующая развитию связной речи «Заячья избушка».
Результаты и их обсуждение
Общее недоразвитие речи как сложное речевое расстройство с нарушенным формированием всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, имеет четыре уровня которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР. В группе испытуемых не было детей с нарушением слуха. Все дети обучались по адаптированной программе в соответствии с ФГОС ДО.
Рис. 1. Модель развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедических сказок
Разработанная и реализуемая Модель отражает: виды логопедических сказок, способы развития активного словаря у дошкольников с ОНР при помощи логопедической сказки, принципы развития активного словаря у дошкольников с ОНР, использование электронных образовательных ресурсов и применение наглядности, результат.
Проведенные мониторинги показали следующие результаты: у 7-ми из 10-ти дошкольников количество выраженных в речи мыслей, эмоций и стремлений заметно увеличилось. У всех дошкольников сказки вызывали интерес, особенно, если использовались ЭОР, что благоприятно влияло на эмоциональное состояние и мотивацию. Отмечено, что активный словарь расширился знанием сказочных героев, употреблением афоризмов, загадок, употреблением большего количества прилагательных.
Достоверность полученных результатов обеспечиваются научной методологией, междисциплинарным подходом к проблеме развития речи у детей с ОНР.
Таким образом, сделан вывод о высоком развивающем потенциале логопедических сказок, помогающий дошкольникам расширить словарный запас и сформировать активный речевой словарь. Слово как часть активного словаря является основной и универсальной единицей взаимосвязанных процессов речевого восприятия.
Литература:
- Асеева, Е. И. Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Е. И. Асеева, И. Г. Дорожинская, Е. В. Богданова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 13–15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6213/ (дата обращения: 21.09.2023).
- Пескишева Т. А. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4–7 лет с общим недоразвитием речи: диссертация... кандидата педагогических наук. — Москва, 2008. — 179 с.
- Симонова, О. В. Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений / О. В. Симонова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 27–30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4108/ (дата обращения: 21.09.2023).