Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.09.2023

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Лысенко, Н. Я. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии детей дошкольного возраста / Н. Я. Лысенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106159/ (дата обращения: 20.12.2024).



В данной статье автор рассматривается опыт использования набора «Дары Фрёбеля» для детей в системе дошкольного образования, его применения для развития детей дошкольного возраста. Отмечает, как использование практического пособия «Дары Фрёбеля», открывает новые возможности развития детей дошкольного возраста через игру.

Ключевые слова: набор Дары Фрёбеля, познавательная деятельность, творческое мышление, педагог дошкольного образования, виды деятельности, дидактическая игра.

В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на многостороннее развитие детей дошкольного возраста. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Поэтому перед педагогами дошкольного образования стоит непростая задача. Педагог должен обладать системой приёмов, чтобы увлечь, заинтересовать и развить инициативу дошкольников.

Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. «Дары Фрёбеля» изготовлены из экологических чистых природных материалов, что обеспечивает безопасность в их использовании. Они разнообразны и доступны, с первых минут вызывают желание их изучить, потрогать, потереть. Дары являются символическими элементами вселенной. В настоящее время — 14 видов образовательных материалов Фребеля: объёмные фигуры и фигуры на плоскости. Связь между этими предметами заключается в их материальной основе, с их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение, то есть все элементы человеческого знания.

Использование практического пособия «Дары Фрёбеля» открывает новые возможности развития детей дошкольного возраста через игру. Дети, играя, часто и не подозревают, что осваивают какие-то знания. Обучение через игру способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на образовательную. Игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. Главное — заразить ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к предложенным играм, но и помочь понять, что, играя можно многое узнать. Поэтому, главной задачей воспитателя является развить в ребенке все то, что заложено природой, по средствам правильно направленной игры.

Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. Вначале его внимание проявляется только к игре, а затем к тому программному материалу, без которого она невозможна. Так постепенно пробуждается интерес к образовательной деятельности.

Работа с набором «Дары Фребеля» создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей, его можно использовать на разных этапах непосредственно образовательной деятельности.

Набор «Дары Фрёбеля» помогает в организации бесед в «Утреннем Круге», заряжает детей хорошим настроением, с помощью ярких разноцветных предметов, разной формы.

Например, на занятии по изобразительной деятельности «Солнышко в гостях», вместо показа последовательности рисования, педагог демонстрирует детям, как можно сделать солнышко» с лучиками разной формы, используя геометрические фигуры из набора — палочки разной длины. Далее дети самостоятельно рисуют солнышко. Или после рисования детьми какого-либо рисунка, работа дополняется элементами из набора «Дары Фребеля». У детей дошкольного возраста развивается не только чувство цвета при восприятии и создании разных оттенков, но и формируется умение выразительно передавать образы окружающего мира, развивается творческая активность и мелкая моторика.

Модули из игрового набора «Дары Фребеля» можно использовать также на занятии в качестве оборудования для проведения физкультминуток используя «Шерстяные мячики».

Большие возможности для развития творческого воображения дает игровой набор и во время проведения конструктивной деятельности с детьми.

Например, на занятии по конструированию «Мой дом», задачи которого: формировать представления о зданиях и сооружениях, развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, игровую деятельность, — ребята конструируют «Дом», используя треугольник, длинные и короткие палочки из набора.

Познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства — например, дымковской игрушкой, учить составлять элементы узоров; развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, игровую деятельность, — можно на занятии по теме «Дымковская роспись».

Например, в гости приходит «Дымковская» игрушка и рассказывает о себе: откуда она, кто её создатели. Может предложить обыграть потешку. Далее, игрушка предлагает рассмотреть узоры других дымковских игрушек и составить самостоятельно элементы узоров по образцу. Используя набор «Дары Фребеля», дошкольники могут составить узор, настольную картину по определенной теме, развивая, таким образом, воображение, интерес к изобразительному творчеству.

В математике «Дары Фрёбеля» можно использовать как счётный материал.

Главный результат, заключается в том, чтобы приобретенные навыки в процессе игры в дальнейшем помогли ребенку успешно овладеть новыми знаниями.

Применение набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности способствует повышению уровня актуализации субъектного опыта ребёнка, формированию интереса к занятиям с игровой направленностью, что благоприятно влияет на развитие желания в продолжение познания дошкольников. Таким образом, целесообразность и эффективность использования данного материала в работе с детьми дошкольного возраста актуальна, так как позволит сориентировать педагогов дошкольного образования на формирование способности осваивать новые способы деятельности в процессе обучения детей и реализовывать инновационные подходы в сфере дошкольного образования.

Литература:

  1. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. М., 2016.
  2. Казакова О. А. Влияние педагогических условий на социализированность дошкольника // Учёные записки университета им.П. Ф. Лесгафта.- 2016.
  3. Фрёбель Ф. Будем жить для своих детей: Ст., советы и рекомендации: [Пер. с нем.] / Ф. Фребель; Сост. и авт. предисл. Л. М. Волобуева. — Москва: Карапуз, 2001.
  4. Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля».
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, дошкольный возраст, Дар, ребенок, игровая деятельность, мелкая моторика, набор, образовательная деятельность, творческое мышление, дидактическая игра.


Похожие статьи

Организация игровых обучающих ситуаций с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля» для развития у дошкольников навыков применения логических приёмов

В данной статье рассматривается проблема формирования и полноценного развития познавательных и логических способностей детей дошкольного возраста. В работе уделяется внимание применению технологии «Дары Фребеля», которая является действенной при разв...

Би-бот «Умная пчела» как средство развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные термины по проблематике исследования, описываются возможности би-бота «Умная пчела» в развитии звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста; представлены результаты диагностики уровня сформированности з...

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений

В статье рассматривается речевое развитие ребенка и проблемы коррекции. Доказана целесообразность использования пальчиковых игр и упражнений в развитии речи дошкольников. Автор описывает реализацию программы «Пальчиковые игры и упражнения как средств...

Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ

В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников

В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также ...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста через участие в совместном проекте «Детский альбом» П. И. Чайковского глазами детей»

В статье кратко раскрыто понятие «Восприятие музыки». Обозначены трудности в реализации задач этого раздела в музыкальном воспитании дошкольников. Представлен метод проектирования, как эффективный метод развития музыкального восприятия, позволяющий с...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Похожие статьи

Организация игровых обучающих ситуаций с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля» для развития у дошкольников навыков применения логических приёмов

В данной статье рассматривается проблема формирования и полноценного развития познавательных и логических способностей детей дошкольного возраста. В работе уделяется внимание применению технологии «Дары Фребеля», которая является действенной при разв...

Би-бот «Умная пчела» как средство развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные термины по проблематике исследования, описываются возможности би-бота «Умная пчела» в развитии звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста; представлены результаты диагностики уровня сформированности з...

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений

В статье рассматривается речевое развитие ребенка и проблемы коррекции. Доказана целесообразность использования пальчиковых игр и упражнений в развитии речи дошкольников. Автор описывает реализацию программы «Пальчиковые игры и упражнения как средств...

Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ

В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников

В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также ...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста через участие в совместном проекте «Детский альбом» П. И. Чайковского глазами детей»

В статье кратко раскрыто понятие «Восприятие музыки». Обозначены трудности в реализации задач этого раздела в музыкальном воспитании дошкольников. Представлен метод проектирования, как эффективный метод развития музыкального восприятия, позволяющий с...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Задать вопрос