В статье рассматривается концепция маркетинга взаимоотношений. Дается его определение, а также определение потребительской лояльности. За последние три года многие предприятия столкнулись с определенными кризисами, которые выявили проблему сложности удержания лояльных потребителей. Появились новые тренды, с помощью которых компании стараются удержать старых покупателей и привлечь новых. Потребители так же столкнулись с кризисными явлениями. В данной статье автор рассматривает различные тренды со стороны компаний, производящих FMCG товары, а также тренды потребительского поведения.
Ключевые слова: маркетинг, маркетинг взаимоотношений, потребительская лояльность, маркетинговые тренды, тренды потребительского поведения
Сегодня практически на всех рынках товаров и услуг количество производителей аналогичных товаров увеличивается, что, в свою очередь, приводит к росту конкуренции. Удержание клиентов становится приоритетной задачей для таких производителей. Они стараются разработать различные механизмы и маркетинговые инструменты для влияния на потребителей.
В то же время за последние несколько лет потребители в постоянно меняющихся рыночных условиях и условиях различных кризисов стремятся покупать только те товары, которые им необходимы. Кроме того, потребители стремятся сэкономить свое время, проводя меньше часов в магазинах и делая больше покупок в Интернете, так как общество постепенно переходит к гибридному стилю жизни цифрового и физического мира. Не будучи больше связанными традиционными нормами, люди ищут новые варианты того, как они живут и взаимодействуют с миром. Это привело к быстрым изменениям в различных отраслях, в результате чего предприятиям приходится бороться за то, чтобы не отстать от меняющихся требований. Чтобы оставаться конкурентоспособными, компании должны понимать и адаптироваться к таким изменениям.
В России одним из существенных толчков для технологического развития компаний и изменений в поведении потребителей стала пандемия COVID-19. Появились различные новые тренды — от способов поиска информации о товаре до новых способов рекламы этих самых товаров.
Следующим толчком для развития маркетинговых технологий и поведения потребителей стала политическая ситуация в России и в мире в начале 2022 года.
Обычно традиционные маркетинговые инструменты не всегда могут справиться с вызовами современного мира, поэтому им на смену приходят механизмы маркетинга взаимоотношений.
Впервые о маркетинге взаимоотношений как о научном термине заговорил профессор маркетинга Техасского университета A&M Л. Берри в 1983 году [1]. Тогда впервые остро встал вопрос о стоимости привлечения нового клиента по сравнению с удержанием старого. Л. Берри описал новый подход к маркетингу, ориентированному на более длительное и прочное взаимодействие с потребителем на рынке услуг.
В ходе развития теории маркетинга взаимоотношений ученые выделили ряд концепций.
Так, например, Филип Котлер и Жан-Жак Ламбен определяют маркетинг взаимоотношений как сочетание практических приемов, которые используются для удержания потребителей [2]. Другими словами, это практика построения долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами, взаимодействующими на рынке. Здесь ключевыми партнерами могут выступать потребители, поставщики, дистрибьюторы.
В свою очередь, К. Келлер определяет маркетинг взаимоотношений как подход, направленный на построение концепции устойчивого бизнеса и бизнес-стратегии, для которых ядром выступает «клиентоориентированный» подход [3].
По мнению ведущих специалистов по брендингу П. Темпорала и М. Тротта, маркетинг взаимоотношений, в первую очередь, это создание сильной торговой марки, которая может быть достигнута с помощью сочетания организационных систем и процессов компании, что в дальнейшем поможет работникам лучше понимать покупателей и грамотно выстраивать диалог с клиентом, учитывая его потребности [4].
Анализируя различные концепции, можно выделить два основных подхода в определении «маркетинга взаимоотношений», которые дополняют друг друга.
В первом подходе маркетинг взаимоотношений рассматривается как самостоятельная концепция управления маркетингом, которая является результатом развития общей теории маркетинга. Второй подход — как инструмент маркетинга, в котором делается акцент на его направленности, на удержание потребителей и создание новой ценности для покупателей [1].
Одним из ключевых понятий для обоих подходов маркетинга взаимоотношений является определение лояльности потребителей.
Потребительская лояльность — это приверженность покупателей к конкретной компании, бренду или продукции. Лояльность клиентов может быть обусловлена привычкой покупки того или иного товара или услуги конкретной фирмы и сознательное отрицание аналогичной продукции других компаний [6].
Привычки лояльных покупателей привели к тому, что многие компании стремятся заполучить как можно больше приверженных клиентов, которые обходятся в несколько раз дешевле, чем завоевание новых покупателей. Согласно статистике, лояльные покупатели тратят на покупку привычных брендов примерно на 67 % больше, чем потребители, которые только начинают знакомиться с брендом или продукцией [6].
Сегодня на привычки и лояльность покупателей оказывают большое влияние различные экономические, политические, социальные проблемы. Компании стараются развивать новые технологии для привлечения и удержания потребителей с учетом новых вызовов.
Пандемия COVID-19 серьезно повлияла на маркетинговые технологии. Заболевание, распространившееся по всему миру, стало серьезным толчком для ускоренного развития методов продвижения и изменений в поведении потребителей. Появились новые модели поведения — от способов поиска до того, чего ожидают потребители при покупке и взаимодействии с брендами. Так, например, поколение Z чаще использует TikTok и блогеров для поиска достоверной информации о продукте. А более старшее поколение потребителей начинают волновать реальные цели брендов и хороший пользовательский опыт.
Тем не менее, спад доходов, стресс и беспокойство о будущем, забота о физическом и ментальном здоровье и гигиене заставили потребителей все же пересмотреть свои потребности, ценности, приоритеты и уйти от демонстративного оффлайн потребления к приобретению большого количества продуктов в интернете.
В это же время цифровой маркетинг начал искать новые подходы к продвижению брендов и удержанию потребителей. Это способствовало появлению интерактивного, геймифицированного и разнообразного контента. Так, например, появились короткие видеоролики для обучения и информирования аудитории. Стали популярны подкасты на различные темы. Такой подход оказался очень эффективным форматом, который позволил компаниям дифференцировать бренды и сделать их запоминающимися для своей целевой аудитории.
По данным исследования, проведенного Институтом контент-маркетинга (CMI), 88 % опрошенных маркетологов подтвердили, что интерактивный контент играет очень важную роль в дифференциации брендов. Кроме того, исследование показало, что интерактивный контент обеспечивает большую вовлеченность на 52,6 %, что, в свою очередь, подтверждает заинтересованность потребителей таким форматом контента [6].
В период локдауна и позднее социальные сети стали одной из основных площадок продвижения брендов и привлечения потребителей. Однако, в условиях новой реальности, после начала специальной военной операции, социальные сети, такие как Instagram, Facebook (признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории России) стали недоступны для компаний. Компании начали искать новые подходы и маркетинговые инструменты для продвижения своих брендов. Так, доступными остались отечественные социальные сети ВКонтакте, Одноклассники, которые постоянно улучшают свой функционал. Появились функции рекламного продвижения в Телеграм.
Происходит поиск концептуального подхода к блогингу. Конкуренция между различными брендами постоянно растет, и каждое упоминание о продукте, бренде или компании у блогеров должно соответствовать ценностям компании производителя, учитывать потребности покупателей, а концепция их продвижения должна отличаться от конкурентов. Обращают больше внимания на свой фирменный стиль, айдентику, а также на содержание. Различные клипы, рилс, бренд-сторителлинг и нейрокопирайтинг, оформленные как пользовательский контент, привлекают внимание гораздо большего количества целевой аудитории.
Еще одним крупным вызовом для компаний FMCG брендов и их потребителей стало начало специальной военной операции России на Украине. С учетом напряженной геополитической ситуации и из-за западных санкций крупные торговые компании заявили о прекращении медиаинвестиций в российский рынок рекламы, а также о своем временном или полном уходе из России.
Тем не менее, только 8,5 % иностранных компаний полностью ушли из России [7]. В том числе и Ford, Renault, McDonald's, Ikea и Shell. Однако многие большие корпорации сохраняют свое присутствие в стране. Так, например, на полках магазинов можно найти продукцию Unilever, Procter & Gamble, Johnson & Johnson, Barilla и другие.
Несмотря на полное прекращение медиаинвестиций, зарубежные компании ищут новые пути привлечения и удержания своих потребителей. Крупные игроки начали более активно использовать рынки e-commerce и e-grocery [8]. Компании активно сотрудничали с ретейлерами на протяжении всего 2022 года. Различные интеграции с лидерами рынка e-commerce и e-grocery (Wildberries, Ozon, Yandex, X5 Group, СберМаркет, СберМегамаркет и другими) обеспечили компаниям присутствие различных FMCG брендов на рынке, а также удержание лояльности потребителей.
Что касается самих потребителей, то по данным NielsenIQ, покупатели продолжают сокращать свои расходы и перераспределять деньги внутри кошелька, что является закономерным трендом в кризисных условиях. Так, 71 % потребителей экономит на покупке новой одежды, 66 % — на развлечениях вне дома, а 65 % — на доставке еды [9].
Несмотря на развитие и рост продаж электронной коммерции [8], потребители стали чаще ходить в оффлайн магазины. Так, например, если в 2020 году покупатель посещал в среднем 4 торговые точки, то в 2022 году это количество увеличилось до 5,8 магазинов [9]. Эксперты связывают такое поведение потребителей со снижением лояльности к объектам торговли. Покупатели стараются выбирать не только удобные, но и выгодные места для совершения покупок.
Растет не только количество посещаемых магазинов, но и частота покупок в отдельных каналах. Так, 20 % российских потребителей увеличили количество походов в дискаунтеры, а также примерно столько же покупателей приобретают товары в онлайн-магазинах FMCG. Такая смена потребительских привычек связана с поиском более дешевых цен на продукты. В канале дискаунтеров цены традиционно низкие, в свою очередь, в онлайн-магазинах потребители сравнивают цены для того, чтобы найти наиболее выгодное предложение. Так, российские потребители (48 %) отмечают, что в интернете могут заказать FMCG товары дешевле, чем в оффлайн-точках продаж [9].
Все вышеперечисленные тенденции, как со стороны компаний, так и со стороны потребителей, имеют большое влияние на разные продуктовые категории. Рассмотрим влияние кризисных ситуаций на маркетинг взаимоотношений через призму знания, потребления и лояльности потребителей к бренду на примере средств личной гигиены, как изменились предпочтения потребителей, а также рассмотрим возможные причины этих изменений.
Опираясь на данные, собранные компанией Mediascope, можно сделать вывод, что несмотря на сокращение рекламы на ТВ и в диджитал, знание о брендах остается примерно на том же уровне, что и до кризисных ситуаций.
Тем не менее, потребление товаров личной гигиены неравномерно (см. Таблица 1). Так, например, за IV квартал 2022 года потребление выросло у брендов Camay (на 3,6 процентных пункта, далее п. п.), Fa и Le Petit Marseillais (на 10,7 п.п., 10,6 п.п.). В свою очередь, у бренда Чистая линия, лидера в категории в 2021 году и в период с I по III кварталы 2022 года, за последние три месяца 2022 года потребление упало на 21,1 п.п. Активное размещение на ТВ и в диджитал в этот период как прямых брендовых роликов, так и интеграции с ретейлерами не помогло поддержать потребление продуктов Чистой линии на прежнем уровне [10]. Предположительно, такое сильное падение потребления может быть связано с повышением цены на гели для душа Чистая линия.
Таблица 1
Знание и потребление гелей для душа
II’Q 2021 |
III’Q 2021 |
IV’Q 2021 |
I’Q 2022 |
II’Q 2022 |
III’Q 2022 |
IV’Q 2022 |
||
Col % |
Col % |
Col % |
Col % |
Col % |
Col % |
Col % |
||
Total |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Подсказанное знание |
Camay |
82,2 |
83,2 |
83 |
80,5 |
81,9 |
77,5 |
76,7 |
Потребление |
Camay |
27,6 |
26,4 |
27,3 |
24,9 |
28,4 |
22,4 |
26 |
Подсказанное знание |
Dove |
93,5 |
94 |
94,1 |
93,5 |
92,7 |
91,8 |
90,1 |
Потребление |
Dove |
47,5 |
47,5 |
44,7 |
43,7 |
44,7 |
42,6 |
41,2 |
Подсказанное знание |
Fa |
86,4 |
85,6 |
86,1 |
83,1 |
85 |
82,4 |
88,4 |
Потребление |
Fa |
31,4 |
28,9 |
30,8 |
26,7 |
28,1 |
26,3 |
37 |
Подсказанное знание |
Le Petit Marseillais |
69,2 |
71,3 |
71,5 |
70,4 |
69,6 |
68,7 |
72 |
Потребление |
Le Petit Marseillais |
24,3 |
24 |
24,5 |
21,2 |
22,8 |
21,7 |
32,3 |
Подсказанное знание |
Чистая линия |
95,7 |
94,7 |
94,4 |
93 |
93,9 |
92,1 |
85,1 |
Потребление |
Чистая линия |
55,3 |
56,1 |
53,6 |
50,3 |
54,3 |
53,7 |
32,6 |
Резкое падение потребления, может подтвердить тот факт, что сейчас для покупателей важнее цена, а не марка товара. Покупатели стараются найти более дешевый, но качественный продукт.
Несмотря на трудности, с которыми столкнулись потребители и компании, индекс потребительской лояльности рос от квартала к кварталу начиная с 2022 года. В среднем NPS перечисленных выше брендов вырос на 1–1,7 п.п. и составлял 14,5 % (Camay), 20,5 % (Dove), 14,6 % (Fa), 16,6 % (Le Petit Marseillais), 12,5 % (Чистая линия) и только к концу 4 квартала NPS стал падать на 1–2,2 п.п.
В заключение отметим, большинство трендов такие, как покупательское поведение, инклюзивные маркетинговые стратегии компаний, не являются чем-то новым. Для их становления требуется в среднем от 3 до 5 лет. Кризисные ситуации являются своеобразным индикатором и делают эти тренды более яркими и заметными. Как показала практика, их появление не всегда может быть связано только с ситуацией на потребительском рынке, так как существует большое количество других факторов таких, как политическая, экономическая, социальная ситуации в стране и многие другие.
Компании, производящие различную продукцию, как и потребители, всегда будут сталкиваться с кризисными ситуациями. Последние несколько лет показали, что компании должны выстраивать грамотные стратегии для своих брендов, а также при продвижении товаров на рынке должны учитывать все возможные варианты развития событий и идти навстречу своим потребителям.
Литература:
- Вагапова Н. А., Азизова Г. Р. Маркетинг взаимоотношений — новая концепция маркетинга // Вестник Казанского государственного энергетического университета. Экономика и бизнес. 2010. С. 2–6.
- Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. / Ф. Котлер, К. Л. Келлер — СПб.: Питер, 2022. — 848 с.
- МакДональд М. Стратегическое планирование маркетинга / М. МакДональд. — СПб.: Питер, 2015. — 586 с
- Темпорал П., Тротт М. Роман с покупателем. / П. Темпорал, М. Тротт. — СПб.: Питер, 2002. — 224 с.
- Акулич М. В. Лояльность клиента. Понятия, программа, анализ, примеры, способы повышения / М. В. Акулич. — М.: Издательские решения, 2022. — 190 c.
- Dantas K. A Retrospective on Consumer Behavior in 2022 and Forecasts for 2023 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rockcontent.com/blog/retrospective-consumer-behavior/
- Только 8,5 % иностранных компаний полностью ушли из России в 2022 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/inostrannye-kompanii-58670.html#:~:text=Полностью%20из%20России%20ушли%20Ford,Barilla%2C%20сохранили%20присутствие%20в%20стране
- Все в сеть: онлайн-торговля в России выросла на 52 % [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/480330-vse-v-set-onlajn-torgovla-v-rossii-vyrosla-na-52
- FMCG в 2023 — как будет развиваться российский рынок? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nielseniq.com/global/ru/insights/analysis/2022/fmcg-v-2023-kak-budet-razvivatsya-rossiyskiy-rynok/
- Mediascope, Galileo. BHT Гели для душа, города с населением более 100 тыс. чел., апрель-декабрь 2021, январь-декабрь 2022.