Понятие и становление математического развития в общем и количественных представлений в частности является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимается количественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, и связанных с ними логических операций [4].
Средством математического развития являются математические представления, к которым мы отнесем один из их видов, т. е. количественные представления.
Постижение количественных отношений — это очень сложный процесс, определённо вызывающий у многих детей большие трудности. Потому что дети не понимают, зачем нужно считать, измерять не приблизительно, а точно. Не придавая значения совершаемым действиям, дети дошкольного возраста выполняют их автоматически, что и приводит к усвоению знаний формально. Формирование понятия числа– это одна из главных проблем при освоении количественных отношений у детей — дошкольников. Ребенком дошкольного возраста количественная характеристика предметных групп осознаётся и в процессе нахождения между предметными множествами взаимно-однозначного соответствия [1].
В отечественной теории и практике дошкольного образования особое внимание проблеме формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста уделяли такие учёные, как: А. В. Белошистая, В. В. Данилова, Т. И. Ерофеева, А. М. Леушина, З. А. Михайлова, А. А. Смоленцева, Е. И. Щербакова и др.
Для создания оптимальных условий образовательной деятельности, возникает необходимость в построении форм обучения, которые бы учитывали индивидуальные особенности воспитанников. И подходом, который учитывает эти особенности, является дифференцированный подход [2].
Организация и результаты исследования
Целью исследования стало выявление уровня развития количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
При подборе диагностических заданий по развитию количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста мы ориентировались на программу «От рождения до школы» под редакцией М. А. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Определение уровня развития количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста являются следующие показатели:
— умение считать (отсчитывать) в пределах 5;
— умение составлять множества;
— умение пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»;
— умение сравнивать стоящие рядом цифры в пределах 5 (опираясь на наглядность), устанавливать какое число больше (меньше) другого;
— умение уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единиц) [3].
В экспериментальной работе приняли участие 24 ребенка в возрасте от 4 до 5 лет, посещающих МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 9 «Щелкунчик» г. Белгорода.
На рис. 1 представили результаты диагностического исследования по выявлению уровня развития количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Рис. 1. Уровни развития количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста, %
Анализ результатов, представленных на рис. 2.2. показывают, что на низком уровне развития количественных представлений находились 42 % детей среднего дошкольного возраста (10 человек), на среднем уровне — 58 % (14 человек), высокий уровень не был выявлен ни у одного из детей.
Из результатов экспериментального исследования, мы видим, что испытуемыми было допущено большое количество ошибок. При этом больше всего было допущено ошибок в заданиях «Чего больше» (сравнение множеств по количеству) и «Сколько?» (уравнивание двух множеств). Большинство детей не могли правильно сосчитать цветы на рисунке, а также не отвечали каких цветов изображено больше, а каких меньше. Большинство детей понимали вопрос «Сколько?», но при ответе на него допускали ошибки, называя не правильное количество матрешек или пирамидок. На вопрос «Как сделать так, чтобы пирамидок или матрешек стало поровну?» не все дети смогли ответить и справиться с данным заданием, некоторые испытуемые и вовсе не выполнили данное задание.
При выполнении заданий «Посчитай» (умение пользоваться количественными числительными) и «Нарисуй» (создание множеств по заданному числу) испытуемые допустили меньше всего ошибок. Большая часть дошкольников выполнила задания, но при помощи педагога, данные дети владели количественным счетом в пределах пяти. Они называли числительные, создавали множество по заданному числу, при этом дошкольники владели обозначением чисел на письме, т. е. знали цифры от 1 до 5, если испытуемые при выполнении заданий ошибались, педагог указывал на ошибки, дети могли самостоятельно их исправить.
Выполняя задание «Покажи по порядку» дошкольники путали количественные и порядковые числительные, некоторые начинали считать в противоположном направлении, что привело к ошибкам.
Выводы
В ходе изучения развития количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста было выявлено, что дети среднего дошкольного возраста имеют недостаточные количественные представления. У большинства дошкольников наблюдались ошибки в порядковом счете в пределах 5, они не могли создать множества, иногда не понимали вопросы «Сколько?» и «Который по счету», и соответственно не давали на них ответа. Иногда использовали количественные и порядковые числительные.
Испытуемые, показавшие низкий уровень выполняли задания только лишь при помощи педагога. У данных детей наблюдались ошибки в порядковом счете в пределах 5, они не могли создать множества, иногда не понимали вопросы «Сколько?» и «Который по счету», и соответственно не давали на них ответа. Иногда использовали количественные и порядковые числительные.
Испытуемые, находившиеся на среднем уровне, безошибочно проводили порядковый счет предметов в пределах 5, создавали множества по предложенному числу, использовали количественные и порядковые числительные. Понимали и отвечали на вопрос «Сколько?», однако не отвечали или давали ошибочные ответы на вопрос «Который по счету?».
Это все позволило сделать вывод о необходимости проделанной работы по развитию количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Литература:
- Белошистая А. В. Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Уч. пособие. — М.: Владос, 2020. — 256 с.
- Бурма А. В. Дифференцированный подход к старшим дошкольникам как условие их подготовки к школьному обучению: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Бурма. — Санкт — Петербург, 1992. — 217 с.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. А. А. Столяра. — М.: Просвещение, — 1988. — 303 с.