В статье авторы исследуют лексико-семантическое поле «Россия» в творчестве Е. А. Евтушенко.
Ключевые слова: поэт, Россия, лексико-семантическое поле.
Антропоцентрическая парадигма исследований современной лингвистики предполагает рассмотрение языка как отражения культурного кода индивидуума и нации, в целом — языковой картины мира (индивидуальной и национальной). Этот «поворот» был отмечен С. Г. Воркачевым, который писал, что язык стал изучаться «как один из ключей к культуре общества и внутреннему миру человека» [Воркачев 2008: 10]. Человек, владеющий определенным языком и выражающий на нем свой внутренний мир представляется как носитель национальной концептуальной системы. Языковая и концептуальная картины мира являются универсальными, так как их творит народ, поэтическая же картина мира — это индивидуальная область, которая создается отдельным человеком. Поэтическая картина мира соотносима с национальной, но не равна ей. Поэт создает свой интуитивно-образный мир, привнося в него индивидуальные смыслы, осуществляя поэтическую концептуализацию мира. Концепт — «дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении» [Попова, Стернин, 2007: 34]. Мы хотели бы рассмотреть особое концептуальное воплощение России в творчестве Е. Евтушенко.
Поэзия Евгения Евтушенко — это поэзия «шестидесятников». Так называли представителей интеллигенции и творческой молодежи, взгляды которых формировались в эпоху «оттепели», десталинизации, приведшей к открытой критике власти. (1950–1960-е гг.). Особенно ярко это проявилось в гражданской лирике поэта, где, по мнению литературоведа В. П. Прищепы «поэт обращается к насущным, на его взгляд, первостепенным проблемам времени: проблемам гражданских свобод, борьбы за социальную справедливость, жестокости и беспощадности современного мира» [Прищепа 1996: 45].
Родина, Россия, русский народ — главные темы поэзии Е. Евтушенко. Выявление особенностей репрезентации концепта «Россия» в поэтическом пространстве целесообразно проводить путем исследования лексико-семантических полей. Поле понимается как «некоторое организованное пространство частиц, множество элементов, единиц, внутри которого реализуются закономерности их систематизации и функционирования» [Новиков 1997: 3].
Именно для исследований лексико-семантического поля в художественной поэтике важны ассоциативные единицы в периферийной зоне. Несмотря на то, что такие единицы очень далеки по значению от тех, что находятся в ядерной зоне, они в поэтическом языке приравниваются, отождествляются с ядерными компонентами Ю. Н. Караулов писал: «Ассоциативное поле может рассматриваться как характеристика индивидуума, воспринимающего действительность. Понятийное поле тяготеет к тому, чтобы быть непосредственным отражением этой действительности. Семантическое поле … стремиться соединить эти две характеристики» [Караулов 1976: 175].
В лингвистике не сложилось однозначного определения лексико-семантического поля. Вслед за Ю. Н. Карауловым будем рассматривать его как группу «слов одного языка, достаточно тесно связанных друг с другом по смыслу» [Караулов 1972: 57]. У лексико-семантического поля выделяется ядерный элемент, центральная и периферийная зоны. Между единицами поля возникают синтагматические и парадигматические связи. Единицей лексико-семантического поля является лексема, то есть слово во всех его семантических и грамматических проявлениях. Использование полевой методики позволяет выявить ключевые узлы авторского мировидения, в нашем случае, представления о России в поэзии Е. Евтушенко.
Частотность употребления лексемы «Россия» в текстах поэта позволяет вычленить ее как ядерный компонент лексико-семантического поля.
Важно отметить, что у Е. Евтушенко Россия дробится на географические категории: реки, моря, области, города: «Мы дети Волги…», «К ней тянутся душою всей / Кубань и Днепр, Нева и Лена, / и Ангара, и Енисей» («Волга»); «Благословенно утро человека / у Кустаная / или Челекена» («Благословенна русская земля…»).
Россия для поэта неразрывно связана с великими именами русской истории: Пушкин и Стенька («Идут белые снеги»), Разин, Некрасов, Ленин («Волга»).
Не только география России привлекает поэта. Контекстуальным синонимом России в поэтическом мире Евтушенко выступает люд, русские люди: «Я в тебе родился снова. / Ты шепни, любимая, / нашим детям в дар три слова: / Люди — родина моя».
Глубокая привязанность к родной земле выражается в ряде прилагательных: «благословенна русская земля, открытая для доброго зерна…»; многократное повторение прилагательного «большая»: «Большая ты, Россия, и вширь и в глубину…». Далее идет сопоставительный ряд: большая Россия — большие морозы — большие цены — большие поэты — большие перемены. Автор называет разные явления, связанные для него с Россией, и объединяет их одним общим с Россией признаком — большой.
Россию лирический герой именует Русью, родимой землей, в чем выражается мелиоративная окраска, теплое отношение к родине.
Россия Е. Евтушенко полна противоречий, это выражается в поэтическом дискурсе в использовании антитезы. Например, в стихотворении «Письмо в Париж» противопоставлены «сукно парижского пиджака» и «репей рязанский», свобода — неволе, а в стихотворении «Большая ты, Россия» — «большая родина» не приемлет «маленьких людей» и «маленьких страданий», «беда» — «победе»; в стихотворении «Заповедь» гении противопоставлены лжегениям. Автор хочет подчеркнуть разнообразие России, бурление антагонистических сил в ней.
Личное отношение к России выражено с помощью глаголов 1 лица «люблю», повелительного наклонения «будь», «не плачь». Лирический герой просит ее спасения у Бога: «Да хранит Господь тебя, Россия, / Если нас не будет, будь!». Глагол «есть» выражает богатство и изобилие России в строке «Все у нас в России есть».
Любовь к России выражается в лексемах, обозначающих части тела человека: «а любил я Россию всею кровью , хребтом …»;» Хоть скройся в Мекку, / хоть прыгни в Лету, / в кишках — Россия. / Не выдрать! / Шиш / Невозвращенства в Россию нету. / Из сердца собственного не сбежишь».
Таким образом, анализ лексико-семантического поля «Россия» в гражданской лирике Е. Евтушенко показал, что Россия для лирического героя — центр мироздания, громада, дробящаяся на географические объекты, часть его самого, прочно въевшаяся в сердце и душу, череда исторических деятелей, соединяющих прошлое России с ее настоящим.
Литература:
- Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов / отв. ред. Д. Н. Шмелев. — М.: Наука, 1987. — 263 с.
- Новиков, Л. А. Семантическое поле как лексическая категория /Л. А. Новиков // Теории поля в современном языкознании: Тезисы докладов. –Уфа: БашГУ, 1991. — Ч.1. — С. 3–7.
- Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж, 2007. — 175 с.
- Прищепа В. П. Российского Отечества поэт (Е. А. Евтушенко: 1965–1995 гг.). Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова,1996. — С. 344.