В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Автором особый акцент делается этапы организации деятельности прокуратуры при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». В данной связи предлагаются пути совершенствования механизма организации прокурорского надзора в указанной сфере.
Ключевые слова: прокурорский надзор, дороги, национальный проект, закон, этапы, планирование, контроль, координация.
Прокурорский надзор, в частности, за исполнением законодательства при реализации национальных проектов, выступает в качестве значимого, ключевого механизма обеспечения законности.
Национальный проект «Безопасные качественные дороги», действующий на современном этапе на территории российского государства, по своему содержанию выступает в качестве продолжения приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», который реализовывался на территории Российской Федерации в период 2017–2018 гг. (его также именуют «пилотным» проектом). Исследуемый проект национального уровня охватывает 83 субъекта Российской Федерации и 104 городские агломерации, сформированные на территории данных субъектов [1].
Год начала реализации исследуемого национального проекта приходится на 2019 год, в свою очередь, срок окончания реализации проекта первоначально был рассчитан на 2024 год, однако в последующем действие исследуемого национального проекта было продлено до 2030 года (таким образом, период реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» первоначально рассчитан на пять лет, однако в последующем данный срок увеличен до одиннадцати лет, на данный момент статус проекта обозначен как реализуемый). Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные дороги» утвержден 24 декабря 2018 года [2].
Структурно национальный проект «Безопасные качественные дороги», в соответствии с паспортом оного, принято подразделять на две основные (базовые) составляющие проекта, а именно: безопасность дорожного движения (в сокращенной вариации БДД) и безопасные качественные дороги (в сокращенной вариации БКД).
Организация надзорной деятельности прокуратуры за исполнением законодательства при реализации национальных проектов, в частности, реализуемого национального проекта «Безопасные качественные дороги», осуществляется согласно общим правилам организации работы в органах прокуратуры, однако, обладает некоторыми специфическими особенностями. В первую очередь, необходимо отметить, что в качестве основополагающего документа, регламентирующего деятельность прокуратуры в данной сфере, выступает Приказ Генерального прокурора от 14.03.2019 № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» [3].
В качестве важного этапа организации деятельности прокуратуры в исследуемой сфере выступает планирование, что обусловлено тем фактором, что планирование — это базовый элемент высокой эффективности надзорной деятельности прокуратуры, который дает возможность работникам обозначить цели и задачи осуществляемой деятельности, определить наиболее уместные и эффективные пути достижения обозначенных целей и задач.
При осуществлении планирования работниками прокуратуры производится анализ следующих материалов: какие национальные проекты реализуются на территории субъекта в настоящий момент (в рамках исследуемой темы таковым является национальный проект «Безопасные качественные дороги»), какие мероприятия входят в состав конкретного национального проекта.
В качестве не менее важного этапа организации деятельности прокуратуры в исследуемой сфере выступает контроль. Так, прокуратурами субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах на регулярной основе проводятся доклады прокуроров касательно исполнения законодательства при реализации национальных проектов, в том числе, национального проекта «Безопасные качественные дороги».
В качестве не менее важного этапа организации деятельности прокуратуры в исследуемой сфере выступает работа информационно-аналитического характера. Сотрудники прокуратуры на регулярной основе осуществляют сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности исполнения национальных проектов, в частности, национального проекта «Безопасные качественные дороги».
С целью координации деятельности правоохранительных и иных уполномоченных органов в аппаратах прокуратур субъектов или приравненных к ним прокуратурах «создаются межведомственные рабочие группы, в частности, участниками таких групп могут являться территориальные органы Федерального казначейства, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы безопасности, Следственного комитета, Министерства внутренних дел, Федеральной службы судебных приставов, государственные органы субъекта и органы местного самоуправления, которые являются исполнителями мероприятий региональных проектов» [4].
Таким образом, от правильной организации надзорной деятельности прокуратуры в сфере исполнения законодательства при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» напрямую зависит его эффективность.
В целях совершенствования механизма организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов, в частности, национального проекта «Безопасные качественные дороги», предлагаются следующие меры:
— активизация прокурорского надзора за органами государственной власти и органами местного самоуправления, выступающими заказчиками по государственным и муниципальным контрактам. Рекомендуется производить проверки с участием органов, осуществляющих контрольные функции;
— усиление профилактической составляющей надзорной деятельности прокуратуры, обеспечение его предупредительного характера: сфера реализации национальных проектов нуждается, в предупредительных мерах со стороны прокурорских работников, в первую очередь, указанное подразумевает своевременные анализ и выявление рисков неисполнения программ и подпрограмм национальных проектов, в частности, национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Литература:
- Кулагин М. С. Тенденции развития проектной деятельности, возникающие в ходе реализации крупных проектов, включая национальный проект «Безопасные качественные дороги» // Человек. Социум. Общество. 2021. № 3. С. 69.
- См.: Паспорт национального проекта «Национальный проект «Безопасные качественные дороги»» (утв. Минтрансом России) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».
- Приказ Генпрокуратуры России от 14.03.2019 № 192 (ред. от 19.01.2022) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».
- Андропова О. И. Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов // Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения–2021. Cборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции. 2021. С. 271–274.