На обложке
изображен Альберт Бандура (1925–2021), канадский и американский
психолог, первым предложивший теорию социального научения и заложивший
основы теории самоэффективности.
Альберт Бандура,
младший из шестерых детей и единственный сын в семье мелких фермеров,
родился в Мандере, в провинции Альберта в Канаде. В его
жилах смешалась украинская и польская кровь.
Возможности
получения образования в крохотной деревушке были более чем скромными. Свои
первые знания Альберт получил в маленькой деревенской школе. Однако
мальчик не ограничился одним школьным курсом, а активно занялся
самообразованием, чтобы расширить область своих знаний.
Следуя
наставлениям отца, Альберт поступил в Университет Британской Колумбии.
Именно здесь он внезапно открыл для себя академическую психологию. Как-то,
придя на занятия много раньше назначенного времени, юноша решил чем-то
заполнить свободное утро. И совершенно случайно ему в руки попался
курс по психологии. Это и разожгло в нём подлинный интерес, формируя
направление будущей деятельности. Проучившись около трёх лет, в 1949 году
Бандура окончил университет в степени бакалавра и поступил в аспирантуру
Айовского университета. В 1951 году Альберт получил научную степень
магистра, а через год — и степень доктора философии.
Уже в университете
Бандура отклонился от традиционной теории бихевиоризма, господствовавшей
в умах в то время. Вместо этого он сосредоточил свои усилия на описании
психологического процесса.
Вместо применения
психоанализа и изучения личности он нацелил свои усилия на развитие
практической теории, описывающей мыслительные процессы посредством
наблюдательного обучения и саморегулирования.
Получив научную
степень, Бандура прошел медицинскую практику в Консультационном центре
в г. Уичито, штат Канзас (США). Уже в 1953 году он занял должность
преподавателя в Стэнфордском университете.
В самом начале
научной деятельности сильное влияние на взгляды Бандуры оказали работы Роберта
Сирса на тему социального поведения и идентификаций. Объединив усилия
с Ричардом Уолтерсом, Бандура начал исследование процесса социализации
и проявлений агрессии.
Основываясь на
теории социализации, он обнаружил, что обучение личности и копирование ею
поведения основывается на трёх принципах: на стимуле, формирующем поведенческий
ответ, на ответном отклике, влияющем на поведенческую реакцию, и на
познавательных функциях социализации, сказывающихся на поведенческом ответе.
После детальных
исследований данного вопроса в 1959 году Бандура опубликовал свою первую
книгу «Подростковая агрессия». Эта работа полностью отвергла модификаторы
поведения Скиннера — награды, наказания и положительные и отрицательные
подкрепления — как ключевые методы обращения с детьми, проявляющими
агрессию. Вместо этого автор предлагал выяснять причину такой чрезмерной жестокости.
Дальнейшие
исследования в этой области привели к публикации в 1973 году его
второй книги — «Агрессия: анализ социального научения». Продолжая свою
работу, Бандура создал научный труд «Теория социального научения» (1977 год),
в корне меняющий направление, в котором развивалась психология в
1980-х годах.
Наибольшую
известность Бандуре принес ряд исследований, которые пресса окрестила общим
названием «эксперимент с куклой Бобо». В ходе этих опытов Бандура
с коллегами показывали детям взрослых людей, избивающих куклу. Когда вслед
за этим детям предлагали поиграть с куклой, они копировали поведение
взрослых.
Другая же группа
детей, которой показывали взрослых, аккуратно обращающихся с куклой, не
прибегала к агрессии. Более поздние исследования Бандуры показали, что
даже демонстрация фильма с содержанием сцен насилия приводила к похожим
результатам. На то, усвоят ли дети это поведение, впрочем, влияло и то,
поощрялись или наказывались поступки взрослых моделей.
В 1970-х годах
Бандура занялся изучением влияния веры в эффективность собственных
действий на активность деятельности человека.
Теория
самоэффективности не только продвинула вперёд изучение фобий, но и нашла
применение при терапии пострадавших от стихийных бедствий и страдающих
посттравматическими стрессовыми расстройствами. Именно чувство контроля над
собой помогало людям, пережившим подобные травмы, оправиться после
произошедшего.
За свою долгую
жизнь Альберт Бандура стал почётным доктором шестнадцати различных
университетов мира, включая Университет Британской Колумбии, Университет
Альфреда, Римский университет и др.
В 1974 году
Бандура стал 82-м президентом Американской ассоциации психологов.
В 1980 году
он стал членом Американской академии искусств и науки. Ему присужден целый
рад престижных премий, он был награжден также золотой медалью «За значительные
достижения в науке психологии».
Бандура внес
существенный вклад в психологию, став родоначальником целого направления
в анализе и обучении. Сегодня по его программам ведется преподавание
в различных учебных заведениях по всему миру.