В статье раскрывается актуальность использования образовательной интернет-платформы в процессе развития интеллектуальных способностей младших школьников. Рассмотрены понятия «интеллектуальные способности», «образовательная платформа». Представлен опрос педагогов об актуальности использования образовательных платформ в образовательной деятельности.
Ключевые слова: материальная поддержка, образовательная платформа, учебный процесс, вид деятельности, процесс обучения, возможность, педагог, платформа, ребенок, респондент, способность.
В системе образования существуют разнообразные формы развития интеллектуальных способностей у обучающихся. Они позволяют раскрывать истинный потенциал ребенка. К таким формам развития можно отнести: различные конкурсы, научно-исследовательские проекты, мастер-классы, олимпиады.
Многие из вышеперечисленных форм деятельности обучающихся можно проводить с использованием дистанционных технологий. Их важным преимуществом является появление реальной возможности наиболее полно учитывать и анализировать индивидуальные особенности ученика.
Нужно помнить, что «Интеллектуальные способности — это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. Под интеллектуальными способностями понимается память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание» [2, с. 63].
Участвуя в олимпиадах, проектах, конкурсах обучающийся получает возможность профессионального анализа своих интеллектуальных способностей и умений, имеет возможность сравнивать свой уровень возможностей с работами других детей.
Важную роль в обучении играет педагог, который использует в своей деятельности образовательные онлайн-платформы, и видит высоко эффективность использования этих дистанционных технологий.
Образовательная платформа — это информационное пространство, объединяющее участников процесса обучения, которое дает возможность для удаленного образования и тестирование уровня знаний обучающихся [3].
Для современных детей навыки использования цифровых образовательных онлайн-платформ становятся важным видом деятельности в достижении образовательных целей и развитии творческого потенциала. Сейчас цифровым онлайн-платформам уделяется большое внимание со стороны Министерства просвещения Российской Федерации. Разнообразие образовательных онлайн-платформ с каждым годом увеличивается.
Среди педагогов Ивановской области был проведён опрос. Целью опроса было узнать актуальность использования образовательных платформ в процессе обучения.
Участниками данного анкетирования стали учителя начальных классов. Количество опрошенных — 20 педагогов. Из них люди с разным педагогическим стажем от 0 до 25 лет. Респонденты указали, что у всех есть персональный компьютер, принтер и сканер, но у некоторых отсутствуют интерактивные доски, и наличие компьютерного класса в школе. И только у двух педагогов есть в школе специальные цифровые устройства. По результатам опроса про использование образовательных платформ 12 респондентов ответили, что примеряют в своей педагогической деятельности, а 8 респондентов указали, что не примеряют по причинам материальной поддержки в заплате, также не умением пользоваться данными ресурсами. Другие педагоги активно внедрили в свой учебный процесс такие платформы, как Учи.ру, Яндекс.учебник, РЭШ и тд. Они указали также указали положительные факторы мотивации использования данных ресурсов в своих школах. Наибольшее значение для учителей имеет: материальная поддержка (доплаты, премии и т. п.). материально-техническая поддержка (покупка современного оборудования, программного обеспечения), дополнительные возможности профессионального развития (командировки на курсы, семинары, конференции), эмоциональная поддержка (выносят благодарности, ставят в пример и т. п.). При этом учителя оценили низкую техническую поддержку (обновление ПО). Все респонденты подтвердили, что в процессе использования образовательных платформ решается большинство образовательных задач:
– предъявления учебной информации (демонстрации объектов, явлений и процессов и т. д.)
– самостоятельность учащихся по изучению нового материала (информационно-справочное обеспечение всех видов занятий; моделирование объектов, явлений и процессов и др.)
– Практическая работы учащихся при закреплении материала (формирование навыков и умений различного характера, решение задач, лабораторные работы и т. п.)
– использование повышения уровня интеллектуальных способностей учеников
– Автоматизация контроля и оценки знаний учащихся (проведение тестов, контрольных и т. п.)
Педагоги выделили основные функции, которым должны соответствовать образовательная платформа для успешного обучения школьников. Все предложенные функции респондентам оказались важными.
Но также респонденты испытывают различные сложности в использовании различных образовательных платформ. В число более проблемных ситуаций попали:
- Слабое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (не хватает устройств)
- Отсутствие бесперебойного подключения к сети Интернет
- Недостаточно знаний о функционале платформ
- Низкая мотивация обучающихся
- Отсутствие на платформах необходимых ресурсов и функций
- Отсутствие поддержки со стороны родителей
Из данного опроса можно сделать вывод, что образовательные онлайн-платформы актуальны в процессе обучения. Имеют множество положительных функций. Но многие учителя не могут использовать данный потенциал современного образования и технологий из-за нехватки опыта работы и считают лишней тратой времени, предпочитая традиционные задания в бумажном виде.
В своём опыте работы для меня удобны две цифровые онлайн-платформы: Учи.ру и Яндекс.учебник. В данной статье расскажу об опыте использования платформы Учи.ру. Она позволяет осуществлять дистанционное обучение детей в различных условиях, в том числе предназначена для обучающихся с особыми образовательными потребностями (одарённые дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья).
Главная особенность проекта Учи.ру в том, что он даёт возможность участвовать как во внутренних, так и во всероссийских олимпиадах. Это позволяет не только проверить свои знания, но и заслужить титул интеллектуального и образованного ученика. Дети, проявившие себя и показавшие лучшие результаты, получают сертификаты, грамоты или дипломы, тем самым чувствуют себя успешными в образовательном пространстве.
Полноценное внедрение цифровых образовательных ресурсов с их встраиванием в учебный процесс позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, объективно оценивать качество обученности по предмету и результаты образовательной деятельности, обеспечить построение траектории развития индивидуальных способностей ученика в любом направлении.
Работа с образовательной платформой (интернет-платформой) позволяет проверить уровень знаний и интеллектуального развития школьника, а также подобрать индивидуальный маршрут для достижения желаемого результата в образовательной деятельности. Благодаря модернизации современных технологий в образовательное пространство учитель может сделать учебную деятельность ребят увлекательнее и повысить уровень развития своих учеников.
Литература:
1. Бортникова,, Л. Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника: младший школьный и подростковый возраст: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Бортникова, Любовь Григорьевна; Московский городской психолого-педагогический ун-т.. — Москва, 2000. — 175 c. — Текст: непосредственный.
2. Лучникова, А. А. К вопросу об уточнении понятий «интеллект», «потенциальный интеллект», «интеллектуальные способности» / А. А. Лучникова. — Текст: непосредственный // СПБ Питер Международный информационно аналитический журнал. — 2012. — № 5. — С. 63.
3. Мельник, Е. В. / Е. В. Мельник. — Текст: электронный // ИНФОУРОК: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/vystuplenie-na-pedsovete-ispolzovanie-distancionnyh-tehnologij-v-razvitii-intellektualnyh-i-tvorcheskih-sposobnostej-obuchayushi-4935783.html (дата обращения: 23.09.2023).