Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.09.2023

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Третьякова, Е. А. Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения / Е. А. Третьякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 164-167. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106189/ (дата обращения: 18.12.2024).



Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для перехода на среднюю ступень обучения. В статье раскрывается понятие «личностная готовность» к обучению младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения, выделяются основные компоненты личностной готовности младших школьников к обучению в основной школе. Применяются методы исследования такие, как теоретические: анализ, обобщение и систематизация научной литературы по проблеме исследования.

Ключевые слова: личностная готовность, младшие школьники, адаптация, учебная деятельность, мотивация.

Недостаточная прогностическая валидность измерений специальной готовности заставила обратить внимание на общую личностную готовность, понимаемую как необходимый уровень общего психического развития, обусловленный полноценным развитием в дошкольном возрасте.

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что при переходе в среднее звено младших школьников, сопровождает их еще один важный этап — вступление в подростковый возраст, который называется критическим. Если ребенок личностно не подготовлен к обучению в средней школе, то это влечет негативное отношение к учебной деятельности, может привести к снижению успеваемости и ухудшению психического состояния.

Трудности могут быть связаны с тем, что требования к ученику средней школы значительно отличаются от требований в начальной школе.

Ребенок должен уметь запоминать материал не механически, а с пониманием смысла, уметь аргументировать свой ответ на тот или иной вопрос, логически рассуждать. В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей, поэтому ее организация несет в себе большие возможности для развития школьника. Особенно большое значение имеют широкие социальные мотивы в процессе обучения — долга, ответственности перед старшими (родителями, членами семьи, учителем). Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Познавательный интерес у большинства детей этого возраста даже к концу обучения в начальных классах остается на низком или средне низком уровне, хотя именно интерес как эмоциональное переживание познавательной потребности служит основой внутренней мотивации учебной деятельности в начале обучения.

Немаловажно и наличие самой положительной учебной мотивации. Если младший школьник обычно может заставить себя сосредоточиться, упорно работать лишь при наличии желания получить пятерку, заслужить похвалу учителя, то в среднем звене школьник должен уметь заставить себя сосредоточиться на неинтересном, на трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. А большое количество времени, проводимого за подготовкой домашнего задания — к сожалению, только усиливает перегрузку ребёнка. Гораздо эффективнее научить его правильно организовать себя, рационально спланировать подготовку уроков, научить работе с текстом, приёмам запоминания.

Личностная готовность определяется готовностью ребенка к принятию социальной позиции, т. е. принятие прав и обязанностей обучающихся. Это выражается в положительном отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, к самому себе [1].

Готовность к переходу в среднее звено включает в себя три основных параметра:

  1. Умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;
  2. Умение общаться со сверстниками;
  3. Отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

С точки зрения науки личностное развитие рассматривается как результат внутренних процессов и внешних воздействий. Это значит, что в личности ребенка развивается понимание окружающей действительности и себя самого.

В своих статьях Л.И Божович конкретизирует понятие «внутренняя позиция ребенка» при переходе ребенка от дошкольного возраста к младшему школьному, обращает внимание, что при поступлении в школу у ребенка появляется стремление «занять новое социальное положение»

Перед подготовкой младших школьников ко второй ступени общего образования стоит задача, охватывающая все сферы жизнедеятельности ученика. Одна из главных задач этой подготовки — развитие личностной готовности к обучению в средней школе, т. к. готовность этого процесса облегчает адаптацию ребенка к новым условиям жизни, а ее мониторинг позволяет педагогическому работнику вовремя скорректировать развитие ее отдельных характеристик, обеспечивая благоприятный переход в среднее звено.

Ряд исследователей Ш.А Амонашвили, Л.С., Выготский., Т.Н Князева, считают его «сложным, имеющим свою специфику и оказывающим влияние на развитие личности». Переход от одной ступени к другой представляет для ребенка целый ряд трудностей, обусловленных рядом факторов: психологическая перестройка личности ребенка, сопровождающаяся изменением его отношений с окружающими; смена коллектива; изменение требований к ребенку со стороны взрослого; изменения в организации образовательного процесса, связанные с переходом учащихся на новую ступень обучения; изменение учебной нагрузки в связи с переходом на более высокий уровень обучения.

Для того чтобы соответствовать требованиям выпускника начальной школы по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту должны соблюдаться такие условия, как принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, помощь и поддержка в становлении и развитии школьника в период обучения в начальной школе, создание комфортной образовательной среды. Ведь комфортное обучение школьника ведет к дальнейшим успехам в учебной деятельности и к психическому здоровью.

Таким образом, личностная готовность — это многокомпонентная структура, включающая знания, умения, навыки, потребности, мировоззренческие позиции, целенаправленную включенность, осознание задачи и результата деятельности, ее регуляцию и т. д. Личностная готовность к обучению в школе отражает желание ребенка учиться, выполнять обязанности, общаться, его познавательное отношение к окружающей среде, эмоциональное и волевое развитие психики.

Литература:

  1. Зеленова, М. С. Влияние самооценки на личностное развитие младших школьников с общим недоразвитием речи / М. С. Зеленова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, Екатеринбург, 26–27 апреля 2018 года. — Екатеринбург: Без издательства, 2018. — С. 263–266.
  2. Кодермятов, Р. Э. К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения / Р. Э. Кодермятов, Н. А. Тумакова, Е. В. Павловская // Молодой ученый. — 2015. — № 11(91). — С. 1733–1736
  3. Коновал, А. П. Личностное развитие младшего школьника / А. П. Коновал // Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях: Материалы Международной электронной научно-практической конференции, Донецк, 02–31 октября 2017 года / Под редакцией А. И. Чернышева, Т. Б. Волобуевой, Ю. А. Романенко [и др.]. Том 4. — Донецк: «Истоки», 2017. — С. 148–151.
  4. Митина, Г. В. Личностная готовность педагогов к сопровождению социализации младших школьников / Г. В. Митина // Образование и общество. — 2013. — № 1(78). — С. 43–46.
  5. Ладыженская, В. Е. Формирование личностной готовности младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения / В. Е. Ладыженская, С. Д. Цыдыпова // Наука и инновации — современные концепции: Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 05 мая 2023 года / Отв. редактор Д. Р. Хисматуллин. — Москва: Инфинити, 2023. — С. 66–69.
  6. Лебедева, С. И. Условия психического и личностного развития младших школьников / С. И. Лебедева // Современная образовательная среда: теория и практика: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 30 апреля 2019 года. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. — С. 16–18.
  7. Пенкрат, И. В. Особенности словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и детей группы риска / И. В. Пенкрат // Студенческий вестник. — 2023. — № 11–2(250). — С. 44–45.
Основные термины (генерируются автоматически): личностная готовность, учебная деятельность, начальная школа, ступень обучения, школьник, дошкольный возраст, обучение, основная школа, переход, развитие школьника.


Похожие статьи

Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе

В статье раскрывается понятие готовность к обучению, выделяются основные компоненты готовности младших школьников к обучению в основной школе. Для изучения готовности младших школьников проведены методики, представлен анализ полученных результатов.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии

В рамках настоящей статьи автор изучает интеллектуальную готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии. В начале исследования, автором определена его актуальность, обозначена сущность готовности ребенка к школьному обучению в ...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Готовность к обучению в школе в научных исследованиях

В статье рассматриваются психолого-педагогические основы подготовки детей к школьному обучению, раскрывается сущность понятия «готовность к обучению в школе» с разных авторских позиций.

Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельности на уроках технологии

В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера школьников и ставится цель преодоления проблем её недоразвития. Отмечено, что процесс преодоления проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельност...

Изучение сформированности толерантности младших школьников

В психолого-педагогической литературе практически не встречается анализ специфики понятия толерантности применительно к младшему школьному возрасту. В статье представлен опыт изучения сформированности толерантности младших школьников, делаются выводы...

Похожие статьи

Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе

В статье раскрывается понятие готовность к обучению, выделяются основные компоненты готовности младших школьников к обучению в основной школе. Для изучения готовности младших школьников проведены методики, представлен анализ полученных результатов.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии

В рамках настоящей статьи автор изучает интеллектуальную готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии. В начале исследования, автором определена его актуальность, обозначена сущность готовности ребенка к школьному обучению в ...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Готовность к обучению в школе в научных исследованиях

В статье рассматриваются психолого-педагогические основы подготовки детей к школьному обучению, раскрывается сущность понятия «готовность к обучению в школе» с разных авторских позиций.

Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельности на уроках технологии

В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера школьников и ставится цель преодоления проблем её недоразвития. Отмечено, что процесс преодоления проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельност...

Изучение сформированности толерантности младших школьников

В психолого-педагогической литературе практически не встречается анализ специфики понятия толерантности применительно к младшему школьному возрасту. В статье представлен опыт изучения сформированности толерантности младших школьников, делаются выводы...

Задать вопрос