В статье рассматривается опыт применения современной технологии обучения читательской грамотности Reading Circles («Круг чтения») н уроках домашнего чтения.
Ключевые слова : читательская грамотность, домашнее чтение,технология Reading circles.
Согласно ФГОС важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые помогут учащимся «научиться учиться». В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения.
Цель смыслового чтения на уроках английского языка — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда обучающийся действительно вдумчиво вчитывается в смысл текста, в тоже время анализируя его смысл, у него обязательно развивается воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Владение смысловым чтением непосредственное обеспечивает у суворовца постепенное развитие речи как устной, так и в дальнейшем — письменной.
согласно списку рекомендованной иноязычной литературы для обучающихся довузовских образовательных организаций МО РФ, представляют собой неотъемлемую часть образовательного процесса по формированию умений и навыков владения иностранным языком.
Уроки домашнего чтения развивают аналитическое мышление, способствуют развитию мотивации у обучающихся к изучению английского языка, обогащают словарный запас. Они дают возможность познакомить с культурой и литературой стран изучаемого языка и историей, расширяют мировоззрение суворовцев. У суворовцев не только расширяется лексический запас, они используют ранее изученные лексические единицы и грамматические структуры в новой ситуации, участвуя в обмене мнениями. интенсивность формирования навыков различных видов чтения: просмотрового, с извлечением детальной информации, и чтения с полным пониманием достигается путем включения в урок различных упражнений и форм организации работы. Самой главной особенностью уроков домашнего чтения является возможность создания условий для дискуссий и коммуникации.
В этом отношении чтение оказывает существенное влияние на становление нравственной и культурной позиции суворовца, формирует качества коммуникативно развитого и социально адаптированного воспитанника, активно способствует его интеллектуальному и творческому развитию [1;10].
Одна из наиболее эффективных технологий обучения чтению и работы с текстом, которую современная методика обучения иностранным языкам предлагает использовать на уроках домашнего чтения, — Reading circles («Круг чтения»). Она была разработана британским издательством Oxford University Press и уже апробирована во многих странах как достаточно продуктивная технология. (Рис. 1)
Рис. 1. Технология Reading Circles
В качестве удачного метода обучения, который обладает не только продуктивностью, но и высокой эффективностью как учебной, так и познавательной деятельности учеников во время занятий английским языком, можно отметить технологию Reading Circles. Применение данного метода помогает развивать почти все стандартные навыки обучения коммуникативного характера — письмо, говорение, аудирование, чтение. Плюсами использования являются обогащение лексикона школьников и закрепление как лексических, так и грамматических навыков. Благодаря Reading Circles можно увидеть смысл не только читаемого, но и прочитанного материала с разных сторон, усовершенствовать навыки работы с текстом самостоятельно, а также чтения углубленного. Таким образом, по сути, это — организованное обсуждение прочитанного материала с применением принципа «читаю — думаю — сравниваю — спрашиваю — делаю анализ».
Что представляет собой технология Reading Circles?
Она представляет собой чтение и следующую за ним подробную дискуссию прочитанного текста в одной или нескольких группах. Деление может быть произведено по шесть человек, но также может определяться по усмотрению преподавателя и зависит от особенностей учебной группы. Каждый суворовец в группе имеет свою роль.
Роли, которые можно предложить: ответственный по поиску социокультурных единиц в тексте — Culture Collector; руководитель дискуссии — Discussion Leader; специалист по важным абзацам — Passage Person; ответственный за пересказ — Summarizer; специалист по важным словам в тексте — Word Master; ответственный за связь произведения с реальной жизнью — Connector [2;30].
Руководитель дискуссии работает над вопросами, которые будут обсуждаться в процессе первичной дискуссии и предназначены для проверки понимания текста. Обычно эти вопросы начинаются с перечисленных далее слов: Who? («Кто?»), Where? («Где?»), When? («Когда?»), What? («Что?»), How? («Как?»), Why? («Почему?»).
Ответственный «Culture Collector» выделяет культурные, исторические особенности, традиции, реалии, обычаи при прочтении текста, ведет записи и проводит их сравнение с реалиями свой страны. В пятом классе в начале работы эту роль можно заменить на Art designer или Sketcher.
Специалист Passage Person занимается поиском в обсуждаемом тексте интересных, трудных, важных для него моментов. Затем он зачитывает вслух ключевой абзац и организовывает обсуждение, ожидая вопросов от участников.
Ответственный Summarizer подготавливает краткую характеристику событиям и фактам, которые описываются в произведении, а также героям и интересным особенностям, которые упомянуты в нем.
Специалист Word Master занимается поиском ключевых слов. Он отвечает за те фразы и слова, которые являются не только важными, но и трудными для быстрого понимания.
Ответственный Connector производит сравнение события, описанного в материале, с тем, что происходит в реальном мире, а также может сравнить событие с опытом, который был в его личной жизни.
Таким образом, суворовцы не просто читают текст, но и выполняют задание, определенное их ролями. После самостоятельного прочтения и выполнения задачи согласно имеющейся роли, учащиеся садятся в общую группу (можно назвать ее своего рода «кругом») и активно обсуждают прочитанный материал. Такой способ взаимодействия позволяет им: осуществлять передачу основного содержания прочитанного материала, опираясь на него, или нет; производить запись небольших письменных высказываний, опираясь на предложенный образец; осуществлять построение устной речи путем описывания событий из материала с использованием схем и наглядных образцов; находить в произведении искомые данные.
В результате, у воспитанников формируются навыки как устной, так и письменной речи на изучаемом языке. Роль преподавателя в рассматриваемой ситуации — помогать консультированием; в случае необходимости — обращать особое внимание на то, как ученики произносят слова, насколько сформированы их умения читать, чтобы извлекать нужную информацию, а также на то, каков уровень владения полученными знаниями и применения лексических единиц.
Преподаватель планирует и логически распределяет изучение литературного произведения в течение учебного года, при необходимости адаптирует предложенную аутентичную литературу в зависимости от уровня языковой подготовки своих воспитанников. В процессе работы над литературным произведением он организует ведение читательского дневника, содержащего словарик незнакомых слов, которые суворовец изучит самостоятельно, а также отобранные педагогом лексические единицы.
Рис. 2. Образец страниц читательского дневника
На уроке для организации работы с текстом суворовцам предлагаются следующие роли:
– руководитель дискуссии — Discussion leader;
– ответственный за пересказ — Summarizer;
– ответственный за связь произведения с реальной жизнью — Connector;
– специалист по важным словам в тексте — Word Wizard;
– специалист по отображению интересных моментов в тексте через рисунок — Art Designer;
– ответственный по поиску интересных и важных абзацев в тексте — Passage Person.
Таблица 1
Рабочая карточка «Руководитель дискуссии» к уроку домашнего чтения
Name______________________ Platoon__________ Date___________ Discussion leader Task. Look through the abstract and make 7 questions on the text. Be ready to ask questions to your classmates.
* Карточку «Руководителя дискуссии» выполняет один воспитанник, подбирая наиболее интересные вопросы по тексту. В конце дискуссии подводятся выводы. |
Таблица 2
Рабочая карточка «Ответственный за пересказ» к уроку домашнего чтения
Name______________________ Platoon__________ Date___________ Summarizer Task. Make up a summary of the abstract in 7–8 sentences. The story is about_______________________________________________ The main characters are__________________________________________ First,_________________________________________________________ Afterwords,____________________________________________________ By the way, ___________________________________________________ Finally, _____________________________________________________ * Эта карточка предлагается нескольким воспитанникам для подготовки качественного пересказа текста. Суворовцы выполняют задание совместно, с опорой на схему. |
Таблица 3
Рабочая карточка «Ответственный за связь произведения с реальной жизнью» к уроку домашнего чтения
Name______________________ Platoon__________ Date___________ Connector Task. What is the connection of this story with real life? Find the similarity of the story characters with real people from your life. Was there any similar event in your life with the story you read? The story reminds me__________________________________________ When I/my friend/_____________________________________________ It is necessary to note that_______________________________________ * Ролевая карточка «Специалист по связям» также предполагает работу нескольких человек. Главная роль преподавателя — доступно и четко объяснить, приводя примеры, что значит связывать события из книги с реальной жизни. |
Таблица 4
Рабочая карточка «Специалист по важным словам в тексте» к уроку домашнего чтения
Name______________________ Platoon__________ Date___________ Word Wizard Task. Find the most important /difficult/ interesting words for you. Translate and explain them. Be ready to discuss the words in class. Write down the page and paragraph numbers where you have found them. 1.________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________ 3.________________________________________________________________ 4.________________________________________________________________ 5.________________________________________________________________ 6.________________________________________________________________ 7.________________________________________________________________ * Данная карточка развивает не только умение работать со словарем и текстом самостоятельно, но и строить краткое речевое высказывание на английском языке по заданной теме. В работе предлагается использование цветных закладок-стикеров. |
Таблица 5
Рабочая карточка «Ответственный по поиску интересных и важных абзацев в тексте» к уроку домашнего чтения
Name______________________ Platoon__________ Date___________ Passage Person Task. Choose the most interesting passage in the story for reading aloud to your classmates. Be ready to discuss your choice. Title of the book___________________________________ Passage № ________________________________________ Date of discussion__________________________________ I’ve chosen this passage (part) because_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ *Ответственный по поиску интересных и важных абзацев в тексте объясняет свой выбор и участвует в обсуждении. Роль преподавателя — оказание консультации суворовцу по поиску действительно важного для развития сюжетной линии абзаца. |
Таблица 6
Рабочая карточка «Специалист по отображению интересных моментов в тексте через рисунок» к уроку домашнего чтения
Name______________________ Platoon__________ Date___________ Art Designer Task. Draw a picture of the story you read. Let the picture show your impressions of the passage you have read today. Story title______________________________ Be ready to describe your picture and take part in the discussion. *Эта ролевая карточка предлагается также нескольким суворовцам, чтобы была возможность рассмотреть разные точки зрения. |
На последующих уроках преподаватель должен организовать так называемую «смену ролей». При условии, если суворовцы успешно справились, работая в данном режиме, на следующем уроке по домашнему чтению получают новую роль и развивают свои коммуникативные умения. [3] С этой целью преподавателю вносит данные по каждому занятию в рабочий лист, который представляет собой расписание, где указываются дата проведения, номер занятия, название художественного произведения, имена воспитанников и ранее закрепленные за ними роли .
Таблица 7
Рабочая карточка преподавателя к уроку домашнего чтения
Reading Circle Working List |
|||||||
Lesson |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Date |
|||||||
Story Title |
|||||||
Role |
Name |
Name |
Name |
Name |
Name |
Name |
Name |
Discussion leader |
|||||||
Summarizer |
|||||||
Connector |
|||||||
Word Wizard |
|||||||
Passage Master |
|||||||
Art Director |
|||||||
Так, творческим результатом работы суворовцев в 8 классе на уроках домашнего чтения стало создание интерактивной игры по мотивам произведению «Юный Робин Гуд» Джорджа Мэнвилла Фенна.
Рис. 3. Игровое поле настольная игра «Приключения в Шервудском лесу»
Рис. 4. Правила настольной игры «Приключения в Шервудском лесу»
Рис. 5. Викторина по произведению «Юный Робин Гуд» Джорджа Мэнвилла Фенна
Таким образом, именно технологии Reading Circles позволяет улучшить процесс освоения материала всеми участниками группы, решить поставленные на уроке домашнего чтения учебные задачи продуктивно, а также значительно увеличить время речевой практики для каждого суворовца. Преподаватель же в свою очередь становится консультантом самостоятельной учебно-познавательной, интеллектуальной, творческой деятельности воспитанников, у педагога появляются возможности для совершенствования процесса обучения английскому языку, развития коммуникативной компетенции обучающихся, навыки смыслового чтения.
Литература:
- Примерная рабочая программа основного общего образования. Английский язык (для 5–9 классов образовательных организаций) М.: ИСРО РАО, 2021. — с. 10–11.
- Болдышева Е. О. Технология «Reading Circle»: «чтение по кругу» Первые шаги в науке и практике [Текст]: сборник статей / Е. В. Бокова [и др.]; под ред. Н. П. Рыбниковой, С. Н. Горычевой; вступ. ст. Н. П. Рыбниковой. — Великий Новгород: МАОУ ПКС ИОМКР», 2016. — с. 30.
- Карташева Ю. Г. Технология «Reading Circles» как продуктивный способ развития читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе// «Просвещение. Иностранные языки» М.: Просвещение, 2023. // [электронный ресурс https://iyazyki.prosv.ru/2023/06/технология-reading-circles-как-продуктивный-спо/, дата обращения 07.09.2023].