Приоритетным направлением государственной политики в наше время стало своевременное принятие мер социальной поддержки населения страны.
Реализация дополнительных мер поддержки позволила частично компенсировать снижение доходов граждан и стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях экономики. При этом структурные изменения в экономике ускорили адаптацию сферы социальной защиты граждан к новым реалиям.
По информации в открытых источниках Минтруда России, в настоящее время в РФ реализуется более четырехсот видов мер социальной поддержки, а если взять в расчет все региональные и муниципальных выплаты то это приблизительно тридцать тысяч вариаций разных социальных мер и услуг. Максимально упростить алгоритм получения гражданами доступной для их категории помощи, облегчая затраты времени для получения необходимых документов из разных ведомств и организаций, призван проект «Социальное казначейство».
С 2021 года в Российской Федерации ведется планомерная работа по обеспечению перехода к определению права малоимущих семей на получение некоторых видов денежных выплат на основании комплексной оценки нуждаемости. К началу 2023 года планируется обеспечить перевод в формат «Социальное казначейство» более 30 федеральных мер социальной поддержки, которые затронут около 50 миллионов граждан.
До недавнего времени распределение пособий строилось почти исключительно на характеристиках реципиентов, как указывают в своих трудах С. Н. Смирнов и И. В. Колосницын. Именно принадлежность к той или иной категории населения позволяла гражданам получать социальные пособия (в частности, одинокие матери, одиноко проживающие пенсионеры и другие). Это была основа, с которой и начиналось предоставление социальной помощи гражданам. Поскольку этот подход по ряду параметров оказался малоэффективным, а в каких-то ситуациях не работал вовсе, было принято решение ввести критерий адресности при рассмотрении заявлений.
Принцип адресности, в моем понимании, строится на простом правиле — индивидуальность каждого конкретного случая. Каждого заявителя проверяют, имеет ли в действительности он или она право на получение социальной помощи. При оказании адресной социальной помощи принят разграниченный подход к определению конкретной формы или вида помощи с учетом материального положения, состояния трудоспособности, возраста граждан, возможной помощи со стороны детей и близких родственников, пассивный доход и интеллектуальная собственность. Комплексная проверка нуждаемости призвана реализовать принцип адресного подхода при оказании социальной помощи.
Последние введенные государством меры для поддержки семей предоставляются в соответствии с принципами «Социального казначейства», и требуют проверки уровня доходов граждан также.
Первой и «пилотной» такой мерой стала ежемесячная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно (назначалась и осуществлялась по определенным Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 384 правилам). Заявление на выплату можно было подать в электронном виде — через портал «Госуслуги», форма заявления предусматривала уточнение жизненной ситуации заявителя, большую часть необходимых для принятия решения о выплате сведений автоматически подгружалось из государственных информационных систем через систему межведомственного взаимодействия. При этом изменился и подход к определению того, какие семьи являются нуждающимися в поддержке, ввелась та самая адресность, о которой мы говорили выше. Лица, претендующие на указанную выплату, проверялись по новым критериям.
В первую очередь начала проводиться комплексная оценка нуждаемости. Помимо доходов семьи начала оцениваться имущественная обеспеченность, дома, квартиры, авто и мотосредства а также маломерные суда и самоходные машины. Что касалось непосредственно самого дохода семьи, среднедушевой доход не должен был превышать величину прожиточного минимума на душу населения в соответствующем регионе на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты. Денежный доход семьи определяется как общая сумма денежных доходов всех членов семьи. В «потенциал» семьи включались доходы, которые семья может иметь от сдачи жилья; от ведения личного подсобного хозяйства; дачных участков; предоставление в аренду транспортных средств; гаража; учитывались в доход средства, полученные от хранения сбережений в виде вкладов.
Во-вторых, стали применять исследование использования трудового потенциала. Было введено правило нулевого дохода. Учитывался как реальный трудовой стаж, так и возможный. В целом, понятие трудового потенциала основано на том, что граждане, подающие заявление на получение социальной помощи, могли бы использовать ресурсы своего потенциала для повышения своего уровня дохода, но по каким-то причинам этим потенциалом не воспользовались. При отсутствии объективных причин или обстоятельств, при оценке уровня дохода семьи эти потенциальные ресурсы берутся в расчет. Гражданин, находящийся в трудоспособном возрасте, не имеющий ограничений к труду, должен иметь довольно веские причины не получать доход от трудовой деятельности. Перечень причин не иметь доход, прописан четко в законодательстве или правилах/порядке назначения той или иной выплаты. Все возможные обстоятельства предусмотрены, в целях избежать неправомерного решения об отказе в предоставлении выплаты.
По мере использования правила оценки нуждаемости менялись в пользу потенциальных получателей (постановление Правительства от 28.01.2022 № 68). Так, с апреля 2022 года из доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода, были исключены: денежные средства, полученные в рамках государственной социальной поддержки; средства материнского (семейного) капитала, региональный капитал так же не учитывается; налоговый вычеты. Изменения коснулись и беременных женщин, изменился принцип «нулевого дохода» в зависимости от срока беременности. Таким образом, мы понимаем, что работа по улучшению предоставления выплаты велась постоянно, система критериев модернизировалась и логичные исключения вводились для поддержания еще большей адресности социальной помощи.
Планы по выстраиванию целостной системы поддержки семей с детьми продолжают реализовываться в России в 2023 году. Появилось так называемое единое пособие на детей для семей с доходом менее одного регионального прожиточного минимума на человека. Его получатели — это беременные женщины, вставшие на учет в ранние сроки, и родители детей от рождения до их 17-летия (изменения отражены в Федеральном законе от 21.11.2022 № 455-ФЗ). По сути, данное пособие обеспечивает поддержу семьи с момента беременности женщины и до вполне трудоспособного возраста ребенка, безусловно при соблюдении все тех же критериев комплексной оценки нуждаемости, о которых мы говорили ранее.
Единое, или универсальное пособие объединило в себе действующие меры социальной защиты для семей— 6 федеральных ежемесячных пособий и некоторые региональные (в каждом регионе список индивидуален). Выплаты назначают по правилам, которые аналогичны выплатам пособий для семей с детьми в возрасте от 3 до 8 лет и от 8 до 17 лет, применяя уже отработанную схему расчета комплексной оценки нуждаемости, повышая адресность получателей и рассматривая каждое заявление с учетом индивидуальности каждой конкретной семьи.
Более 1 млн. заявлений на единое пособие на детей подали жители страны в первую неделю через портал Госуслуги. Цифры впечатляют и дают хороший прогноз на использование методики комплексной оценки нуждаемости в будущем. Учитывая популярность данной выплаты среди семей с детьми, можно сделать вывод об эффективности мер социальной поддержки с проверкой доходов и имущества относительно других мер для семей с детьми.
Доля выплат с критериями нуждаемости увеличивается с каждым годом. Подобные выплаты уже предусмотрены для разных категорий граждан. Большая работа сейчас проводится по помощи гражданам, ведущим индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также тем, кто находится в стадии поиска работы. Для них предусмотрена помощь на основании социального контракта. Это означает, что применение критериев нуждаемости успешно повышает адресность мер социальной поддержки и количество получателей выплат. Я считаю, что это именно та цель, к которой идет социальная работа в целом.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: при полноценной реализации «Социального казначейства» государство меняет подход к оценке нуждаемости семей с тем, чтобы поддержать незащищенные слои населения, а также стимулировать их трудовую и предпринимательскую активность.
Литература:
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
- Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 1994 «Об утверждении Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления и о внесении изменений в Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения»
- Постановление Правительства РФ от 28 июня 2021 г. № 1037 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении»
- Постановление Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении»
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
- Волгина, Н. А. Социальная политика: Учебник / Н. А. Волгина. — М.: Экзамен, 2013.
- Алёшина И. В. Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии социальных прав человека // Молодой ученый. — 2017. — № 41.
- Жуков, В. И. Теория и методика социальной работы/ В. И. Жуков, И. Г. Займышев. — М.: Союз, 2014.
- Пантелеева, Т. С. Экономические основы социальной работы/ Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова: учебное пособие для ВУЗов, 2015.
- Холостова, Е. И. Социальная политика/Е. И. Холостова: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014.
- Смирнов С. Н., Колосницын И. В. Социальные обязательства государства: сокра- щение или реструктуризация? // Мир России. 2000. № 1.
- Адресная социальная помощь: теория, практика, эксперимент / Под ред. ака- демика РАЕН Н. М. Римашевской. М.: Изд-во «ИСЭПН». 1999.
- Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Методы прикладных социальных исследований. Учебное пособие. Изд. 2-е, дополненное. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, при участии ООО «Норт Медиа», 2008. — 215 с
- — Гарант.ру
- Сайт Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации: http://council.gov.ru/