В этой статье рассматривается вопрос использования образовательных квестов с целью развития творческого мышления обучающихся. В ходе анализа литературы было определено понятие творческого мышления обучающихся и особенности его развития, а также рассмотрены различные подходы к понятию квеста в педагогической деятельности. В данном случае квест понимается, как образовательная технология, которая направлена на развитие творческого подхода учеников современной школы. Рассмотрен авторский пример практического применения квест-технологии в образовательном процессе.
Ключевые слова : развитие креативности, творческое мышление, образовательная технология.
Within the framework of this article, the issue of the use of educational quests for the development of students’ creative thinking is considered. By means of literature analysis, the concept of students’ creative thinking as well as the features of its development were determined, and various approaches to the concept of a quest in pedagogical activity were considered. The understanding of the quest as an educational technology aimed at developing the creative thinking of modern schoolchildren is presented. The author's example of the practical application of quest technology in the educational process is considered.
Keywords: development of creativity, creative thinking, educational technology, quest, mathematics.
В настоящее время весьма актуальной является проблема необходимости воспитания и обучения творческих людей, которые обладают нестандартным взглядом на решение поставленных задач в условиях динамично меняющегося мира. В нашем государстве активно развивается исследование проблем креативности и творческого подхода к решению проблем [1]. Актуальность данного вопроса обусловлена как направлением развития отечественного образования, так и общими современными мировыми тенденциями в образовательной сфере. Среди разнообразных методов развития творческого мышления обучающихся можно остановиться подробнее на технологии образовательных квестов. В рамках данной статьи проанализированы возможности квест-технологии в аспекте развития творческой личности школьника. В научной литературе существует широкий спектр определений понятия «творческое мышление». Возьмем за основу дальнейших рассуждений одно из них, где под творческим мышлением понимается познавательная деятельность человека, для которой характерны беглость и гибкость, оригинальность, а также разработанность идей, отражающие действительность и важность ее творческого преобразования [3]. В исследованиях данного вопроса выделяется множество условий развития творческого мышления обучающихся, одним из них является применение квест-технологии в образовательном процессе. В настоящее время актуальность технологии образовательных квестов возрастает, наблюдается повышенный интерес к ней со стороны как ученых, так и практиков. В литературе представлены классификации квестов, их структура и особенности применения в образовательном процессе. Можно выделить широкое применение web-квестов, особенно в связи с внедрением дистанционной формы образования, а вот живые квесты в образовательном процессе пока не столь популярны, в связи с трудоемкостью их организации. Интернет-ресурсы служат помощником педагогу, предлагая ряд практического материала по использованию квест-технологии в образовательном процессе, многие учителя предлагают открытые уроки с применением квестов, подтверждая их эффективность. Однако, имеющиеся материалы по данной теме не отличаются достаточной систематизацией и обобщенностью, нет единого взгляда на это вопрос и среди ученых. В различных научных исследованиях квесты берутся в качестве мини-проекта, в основе которых лежит поиск информации в сети Интернет и в качестве примера организации интерактивной среды в образовательном процессе [5], и как задание, содержащее в себе проблему и элементы ролевой игры [7].
В образовательном процессе данное понятие определяют следующим образом: «Квест — это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и прочее» [6]. В содержании квеста могут сочетаться активные и интерактивные методы организации мероприятия, такие как: игры и викторины, тренинги и дебаты, тестирование и логические задания, беседы, дискуссии и др. Можно выделить некоторые виды квестов, исходя из поставленных целей и задач урока. Рассмотрим следующие виды, как наиболее распространенные в практической образовательной деятельности:
– линейные — они предполагают последовательно выстроенный ряд задач,
– штурмовые — здесь перед участниками ставится задача, возможно наличие подсказок, но выбор пути для ее решения предоставляется ученикам,
– разветвленные, или кольцевые — в таких квестах участникам предлагается разделиться на группы, группы получают задания, и каждая из них продвигается к финалу по своему пути. Финальный результат, как правило, определяется на основании ответов, полученных группами в ходе игры.
В процессе исследования вопроса развития креативности личности обучающихся посредством применения современных образовательных технологий, в частности технологии образовательных квестов, с практической точки зрения был выявлен ряд проблем. В ходе планирования уроков с применением данной технологии перед педагогом одним их первых встает вопрос о возможности использования квеста в повседневной урочной деятельности, а не только в качестве внеклассных мероприятий. Предположим, что это возможно, тогда справедливы и вопросы о том, на каком из этапов изучения материала данная форма работы станет наиболее эффективной, а также как удержать баланс между игрой и образовательным процессом, чтобы урок с применением квест-технологии не превратился в простое развлечение.
Нами был разработан и апробирован блок уроков с применением квест-технологии на уроках математики. В общем, использование технологии образовательных квестов в процессе преподавания математики считается довольно эффективным способом разнообразить уроки, насыщенные сухим материалом. В данном случае уроки проводились в 10-м классе с профильным изучением данного предмета.
Такое применение квест-уроков, как и игровых уроков в целом, несколько нестандартно, так как привычнее использование данных технологий для более младших школьников. Для проведения квест-уроков были выбраны уроки закрепления и систематизации знаний, данный выбор основывался на том, что такая форма урока, благодаря своей нестандартности, в наибольшей степени отложится в памяти обучающихся, а именно это особенно важно на этапе систематизации полученных знаний. Было проведено десять таких уроков по итогам изучения тем в соответствии с программным материалом. Каждый урок имел свою сюжетную линию: путешествие по миру, перемещение во времени, изучение истории математики и др.
Класс делился на команды, в составе которых участники проходили предлагаемые им испытания, в большинстве уроков в итоге проводилось финальное испытание. Для того чтобы процесс был наиболее интересным для современного школьника, в данных квест-уроках активно использовались ИКТ. По итогам практики применения квест-технологии были сделаны следующие выводы: классы, в которых уроки закрепления и систематизации знаний в течение учебного года проводились с применением квест-технологии, показывали весьма высокие результаты в ходе проведения контроля по данным темам
Для учеников старших классов так же интересно «играть», как и малышам Участники сочли для себя полезной данную форму организации образовательного процесса — как хорошую возможность смены обстановки в ходе образовательной деятельности и эффективного способа структуризации знаний. Говоря о разработке данного блока уроков, можно сказать, что процесс подготовки каждого такого урока весьма трудоемкий, однако при наличии уже существующих разработок педагогу гораздо проще подготовить аналогичный урок для изучения других тем. Так, что, если устранить дефицит методических разработок, касающихся применения образовательной квест-технологии, процесс подготовки «живых» квестов станет более доступным.
Опираясь на анализ литературы по данному вопросу и практике применения образовательных квестов, можно заметить, что такие уроки помогают обучающимся получать новые знания, при этом открывая им возможности для исследовательской деятельности, обсуждения и осознанного поиска ответов и решений поставленных задач, а также создания собственных практически значимых проектов [2].
Применение квест-технологии в образовании позволяет в процессе обучения перейти от постановки прямых вопросов, которые направлены на знания конкретных фактов, к вопросам, требующим оценки, сравнения, анализа, классификации и построения предложений по их решению. Именно такие навыки необходимы для формирования креативной личности обучающихся.
Литература:
- Борщева Е. А. Технология веб-квест как интерактивная образовательная среда / Борщева Е. А./Дошкольное образование /современный урок/ https://www.1urok.ru/categories/19/articles/38426 (дата обращения 02.09.2022).
- Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты. Конгресс конференций /
- Я. С. Быховский // Информационные технологии в образовании: [сайт]. — URL: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html (дата обращения 02.09.2022).
- Ермакова, Ж. Е. Становление и развитие проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной науке / Ж. Е. Ермакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2009. — № 6. — С. 78–85.
- Истомина, В. В. Квест в профессиональном образовании / В. В. Истомина // Личность в профессионально-образовательном пространстве: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. — С. 70–75.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ с изменениями 2020 года. — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения 20.09.2021).
- Образовательный квест — современная интерактивная технология / С. А. Осяк, С. С. Султанбекова, Т. В. Захарова, Е. Н. Яковлева, О. Б. Лобанова, Е. М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (дата обращения: 02.09.2022).
- Яковенко, А. В. Использование технологии Web-quest в языковом образовании / А. В. Яковенко // Севастопольский городской гуманитарный университет — URL: http://www.rusnauka.com/5_SWMN_2012/Pedagogica/1_100769.doc.htm (дата обращения: 31.08.2022).