В данной статье рассматриваются текущие тенденции роста трансграничной электронной коммерции между Россией и Китаем, а также проблемы, с которыми она сталкивается.
Ключевые слова: коммерция, трансграничная электронная торговля, таможня, документооборот.
Несмотря на экономический кризис, вызванный эпидемией новой коронавирусной инфекции, объем трансграничной электронной коммерческой торговли Китая возрос на 52 %. Более 1 триллиона юаней пришлось на розничный экспорт, а общий объем трансграничной электронной коммерческой торговли по итогам 2020 года достиг отметки более 12 триллионов юаней.
Исходя из вышесказанного, становится очевидно, что трансграничная электронная коммерция стала новой движущей силой внешней торговли между Китаем и другими государствами, в частности с Россией. Только за день ежегодной мировой распродажи с торговой площадки Alibaba в 2020 году было отправлено в Россию более 16 миллионов посылок, что демонстрирует явную заинтересованность российского потребителя в китайских магазинах, представленных на площадке. Исследователи отмечают, что российский рынок электронной коммерции за последние несколько лет набрал обороты и привлекает все большее количество международных компаний. Также исследователи сходятся во мнении, что российский рынок, хоть и стремительно развивается, но еще далеко не перенасыщен и у множества иностранных компаний есть возможность приступить к работе на нем. Учитывая, что потребности российского потребителя в области электронной коммерции непрерывно растут (поскольку многие имеющие ценность для потребителя товары возможно таким образом приобрести значительно дешевле) данное направление коммерции ждет дальнейшее развитие [3].
Проиллюстрируем явное наращивание возможностей Китая в сфере трансграничной электронной коммерции. Страны-лидеры по объемам электронной торговли представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Страны-лидеры по объему продаж электронной коммерции за период с 2019 по 2021 годы [4]
Необходимо также учесть, что рост оборота капитала в сфере трансграничной электронной коммерции наблюдался в досанкционный период, а именно в 2020–2021 годах. Например, по сравнению с 2020 годом, в 2021 году прирост объемов торговли составил 11 %. Эксперты сходятся во мнении, что по итогам 2024 года, объем электронной торговли достигнет прироста в 66 % [4].
Однако, отмечается, что трансграничная электронная коммерция сталкивается со множеством препятствий, в частости с объективно существующими барьерами перемещения товаров. Одним из таких барьеров является бумажный документооборот. Одой из рекомендаций по совершенствованию в данном случае является автоматизированный полностью электронный обмен информацией между всеми участвующими сторонами о стоимости, характеристиках товаров, участвующих в трансграничной торговле. Приведем несколько примеров документов, которые, зачастую, существуют в бумажном виде.
- Таможенные декларации. При пересечении государственной границы и осуществлении импорта/экспорта товаров, таможенным службам может потребоваться представление таможенных деклараций в печатной форме. Туда включена документация о доставке, фактурные счета, пакеты документов для проведения таможенного контроля и т. д.
- Счета и различные финансовые документы. Некоторые платежные системы или банковские учреждения по-прежнему требуют бумажную форму счетов, договоров или других финансовых документов. Это может быть связано с требованиями законодательства в части товарооборота или предпочтениями партнеров по коммерческим сделкам.
- Документы обратной логистики: В случае возврата товара или обработки обратной логистики, некоторые документы, такие как бланки запроса на возврат товара, могут быть в печатной форме и требуются для регистрации и отслеживания возвратов.
- Акты приемки и отгрузки: Важным аспектом электронной трансграничной коммерции является подтверждение принятия и отгрузки товара. В некоторых случаях используются бумажные акты приемки и отгрузки для подтверждения и учета товаров.
Существуют также и другие объективные проблемы трансграничной электронной коммерции, в частности между Россией и Китаем [1].
- Дальность и географическое положение. Очевидно, что географическое пространство между отдаленными регионами России и Китаем достигает тысяч километров. Это может приводить к значительным временным задержкам и высоким стоимостям доставки в связи с длительностью перевозки как таковой, большими расстояниями, необходимостью регистрировать товар в промежуточных логистических пунктах.
- Таможенные процедуры. Как уже было сказано выше, обработка товаров на таможне может стать серьезной проблемой трансграничной логистики как таковой. Российско-китайская граница является международной границей с соответствующими мерами безопасности, поэтому товары в обязательном порядке должны проходить таможенные процедуры, включая декларирование товаров, таможенный контроль, уплату налогов и пошлин. Это может занимать много времени и создавать проблемы, связанные с задержками и повышением стоимости доставки.
- Языковые и культурные различия. Очевидно, что Россия и Китай имеют языковые и культурные различия, которые могут затруднять коммуникацию и понимание между участниками логистической цепи. Проблемы могут возникнуть на любом этапе, начиная с коммуникации продавца и покупателя при заказе и оформлении товара. Различный язык и культурные нормы могут повлечь за собой ошибки в исполнении, непонимание требований клиентов и сложности связи между продавцами, логистическими компаниями и конечными потребителями.
- Объективные инфраструктурные ограничения. Некоторые регионы между Россией и Китаем могут испытывать ограничения в инфраструктуре, такие как недостаток развитых логистических центров и складов, ограниченные транспортные маршруты или неэффективность грузовых перевозок как таковых. Это может замедлить доставку товаров или сделать ее невозможной.
- Кроссбордерные (трансграничные) платежи. Оплата товаров в трансграничной электронной коммерции может быть вызовом в связи с ограничениями кроссбордерных платежей и различными национальными валютами. Процессы платежей между Россией и Китаем могут требовать особого внимания к финансовым и юридическим аспектам, в частности конвертация рубля в юани и обратно, поскольку российский покупатель приобретает товар за рубли.
В целом, несмотря на явный рост объемов трансграничной электронной коммерции между Россией и Китаем, трудностей в данной сфере присутствует множество. Необходимо разработать комплекс мер по совершенствованию процессов управления данной сферой коммерции для повышения ее эффективности и дальнейшего наращивания объемов торговли [2].
Литература:
- Гаврюшин Олег Юрьевич Новые направления развития трансграничной электронной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 6.
- Гюльвердиев Раму Беюкханович Кроссбордерная онлайн-торговля: юридическая конвергенция ограничений в праве // Юридическая техника. 2018. № 12.
- Ли Чэнлун, Яо Яо, Чжан Лу. Проблемы и перспективы развития логистики трансграничной электронной торговли Китая с Россией в условиях зоны свободной торговли Хэйлунцзяна // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Том 11. № 6А. С. 66–73. DOI: 10.34670/AR.2021.30.20.006
- Ритейл, цифровизация, трансграничная электронная торговля. Материалы мероприятия «Трансграничная электронная торговля: сценарии развития». Росконгресс. URL: https://roscongress.org/materials/riteyl-tsifrovizatsiya-transgranichnaya-elektronnaya-torgovlya/ (дата обращения: 21.09.2023).