Плюрализм — философское направление, считающее, что в основе мира и его явлений лежит несколько начал.
С. И. Ожегов
В современном научном мире плюрализм довольно известное направление, однако широкого применения в аналитической работе оно ещё не получило. Тем не менее, плюрадисциплинарный подход позволяет нам взглянуть на проблему аутизма с позиций различных по своей сути первопричин.
Для более чёткого понимания сути заявленной темы, уточним общие принципы научного плюрализма.
К общим принципам научного плюрализма можно отнести следующее:
1) существует множество равноправных форм знания и множество равноправных методов (методологий) и логики познания;
2) научный плюрализм — это способ обеспечения сосуществования различных научных направлений;
3) множество концептуальных позиций существуют в поле единого научного пространства;
4) научный плюрализм основывается на конструктивизме, принятии и поиске компромиссов;
5) объект исследования раскрывается как результат взаимодействия множества детерминирующих начал [3].
Опираясь на общие принципы научного плюрализма, рассмотрим явление аутизма в контексте нашего исследования.
И. М. Кондаков в издании «Психология. Иллюстрированный словарь» раскрывает понятие «аутизм» (от греч. auto — сам) как некий «теоретический конструкт, введённый Э. Блейером, служащий для объяснения генезиса шизофрении, характеризующийся состоянием погруженности в мир внутренних представлений и переживаний, а также неспособностью к контакту с окружающим миром» [4, С. 46].
Чарльз Венар и Патрисия Керинг определяют «аутизм» как «тяжёлое расстройство в период младенчества и начала хождения, отмеченное крайним одиночеством, патологической потребностью в однообразии и мутизмом или некоммуникативной речью».
Н. В. Новоторцева трактует «аутизм» как «болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира» [8, С. 19].
Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) «аутизм» отнесён к общим расстройствам психологического развития (F84.0) и обусловливается «наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребёнка в возрасте до трёх лет; б) психопатологических изменений во всех трёх сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно.
Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приёма пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность» [5].
К выше представленным определениям «аутизма» можно добавить ещё множество, но все они сходны в следующем (по Лео Каннеру):
- При аутизме нарушено качество социального взаимодействия (неспособность к социальному поведению — крайняя социальная изоляция).
- При аутизме страдает коммуникация (неспособность к адекватному применению форм и методов коммуникации — либо мутизм, либо некоммуникативная речь).
- При аутизме наблюдается патологическая потребность в однообразии (шаблонность, стереотипность поведения, интересов и деятельности; шаблонность окружающей среды — например, расстановка мебели в комнате) [6].
Рассмотрим основные направления поиска причин возникновения аутизма в медицинских, социологических, психологических и педагогических научных исследованиях (обзорный анализ).
Аутизм в исследованиях медицинских наук.
С позиции генетики аутизм представляет собой многофакторное, полигенное по своей природе заболевание.
В данном направлении отмечается, что:
— аутизм имеет доминирующую генетическую основу, то есть наследуется практически в 90 % случаев;
— возможными причинами развития аутизма могут быть различные метаболические пути (например, аутоиммунные нарушения);
— гетерогенные проявления аутизма зачастую маскируются или имитируют другие заболевания развития (например, невропатии);
— аутизм возникает вследствие: а) незначительных пороков развития в период эмбрионогенеза, б) наследственных синдромов с соматическими аберрациями, в) воздействия факторов внешней среды при наличии генетической предрасположенности [1].
С позиции психиатрии важнейшим аспектом аутизма выступает аутистическая трансформация личности.
Исследователи аутизма в современной биологической психиатрии всё больше склоняются к интегративным формам поиска решения проблемы.
Так как нарушения проявляются практически во всех областях психической деятельности (когнитивной, коммуникативной, аффективной, сенсорной), предполагается, что на формирование и развитие аутизма, помимо выраженной патологии шизофренического спектра и органических поражений центральной нервной системы (хромосомного или биохимического генеза), ещё влияют такие факторы как биологические, конституциональные и микросоциальные [7].
По П. Ю. Завитаеву, ведущим субъективным фактором патогенеза аутизма являются нарушения речевых структур, специфика которых, в свою очередь, позволяет оптимизировать и дифференцировать диагностику в клинической практике, в частности, при синдроматике шизоидного типа.
Аутизм в исследованиях психологических наук.
Эрик Мэш и Дэвид Вольф отмечают, что «аутизм представляет собой не отдельное нарушение, а, скорее, включает в себя несколько расстройств, влияющих на развитие социального взаимодействия, а также на эмоциональное, речевое и когнитивное развитие. Поэтому при рассмотрении различных характеристик аутизма мы должны иметь в виду, что все они являются взаимосвязанными, а не проявляются изолированно друг от друга» [6, С. 334].
В психогенетической концепции проявления аутизма раскрываются как реакции защитных механизмов вследствие патологических детско-родительских отношений (например, депривация), а именно, формирование у ребёнка дезадаптивных форм поведения в социуме (например, феномен регрессии, аутоагрессия).
В нейропсихологии появление признаков аутизма связывают с нарушениями в развитии высших психических функций, которые «представляют собой специфически человеческие формы психики» (по Л. С. Выготскому), «особые (высшие) функциональные системы».
В настоящее время довольно популярной в постижении причин и следствий аутизма стала проблема сенсорной интеграции.
Так, А. Давидович в исследовании нейропсихологических механизмов особенностей сенсорной сферы детей с расстройством аутистического спектра выделяет два аналитических направления, характеризующих причины нейропсихологического дефицита при аутизме:
а) направление, исследующее общие когнитивные нарушения, которые охватывают все уровни сенсорной переработки информации (гипотеза центрального связывания и гипотеза регуляторной дисфункции);
б) направление, исследующее нарушения социального поведения, связанные с дисфункцией медиальных отделов височной доли и других лимбических струтур (лимбическая гипотеза).
В психологическом направлении исследований большой интерес вызывает аффективная сфера детей с аутизмом.
Так, Е. Р. Баенская, изучая механизмы аффективной сферы аутистов, пришла к выводу, что «понимание логики формирования системы аффективной организации в норме позволяет определить основное направление, в котором должна осуществляться психологическая коррекционная работа с ребёнком, имеющим выраженные трудности аффективного развития, и её последовательные этапы».
Аутизм в исследованиях педагогических наук.
В исследованиях природы аутистического дизонтогенеза С. А. Морозова и Т. И. Морозовой мы находим, что «основным дизонтогенетическим механизмом при детском аутизме является асинхрония развития», то есть психические функции у детей с аутизмом развиваются асинхронно — одни патологически ускоренно, другие патологически замедленно.
В педагогических науках можно отметить наиболее распространённые сферы интереса при изучении аутизма:
— общая коррекция детского аутизма (Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Никольская О. С. и др.);
— формирование коммуникативных навыков и общения (Бессмертная Ю. В., Вольская О. В., Поповичев А. В., Скрипниченко В. В., Хаустов А. В. и др.);
— подготовка к школьному обучению и инклюзия (Лаврентьева Н. Б, Филимонова Е. А., Сансон П. и др.)
Аутизм в социологических исследованиях .
Социологические исследования аутизма в основном опираются на вопросы институализации аутичности и предстают в работах как актуальные теоретические и практические социальные проблемы.
Аутизм раскрывается с позиции феномена социальной жизни.
Так, Е. Ю. Герасимова рассматривает аутичность как социальный конструкт. Автор предполагает, что симптоматика аутизма может быть сформирована «специфическим социальным инвайронментом (англ. Environment — окружающая среда)». В рамках исследования — это образовательное учреждение закрытого типа.
В работе Н. Г. Поршневой «социальная аутичность рассмотрена как нарушение процессов социальной коммуникации, как со стороны индивида, так и со стороны социума, которое проявляется в сложных взаимосвязях общественного, личного конструирования реальности, социализации и социальной идентичности; аутизм представлен как феномен антропосоциетального несоответствия».
Резюмируя выше сказанное, можно сделать выводы, что:
1) в настоящее время в русле научных исследований аутизма не существует какого-либо окончательного решения о причинности появления задержки развития у детей до трёх лет и их дальнейшего патологического функционирования в социальной среде;
2) высокий процент актуальности исследований основан на том, что вопросы касательно детей с аутизмом остаются открытыми до сих пор;
3) плюрадисциплинарный подход к изучению проблемы аутизма даёт наиболее полную характеристику данному явлению с позиции независимости и свободы выбора средств, методов и решений в научно-практическом опыте.
Литература:
- Амирова, Т.О., Захарова, И. Н. Полногеномное секвенирование — навигатор в поиске причин развития аутизма // РМЖ. — 2016. — № 6. — С.379–383.
- Гребенникова, Е.В., Шелехов, И.Л., Филимонова, Е. А. Понимание расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary_27328505_16062753.pdf
- Зборовский, Г. Е. Плюрализм методологических подходов как проблема научного исследования. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/34933/1/iurp-2015–141–01.pdf
- Кондаков, И. М. Психология. Иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. — 2-е изд., доп. и переработ. — СПб: прайм-ЕВРОЗНАК. — 2007. — 783 с.: ил. — (Большая университетская библиотека)
- МКБ-10 — Международная классификация болезней 10-го пересмотра. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mkb-10.com/index.php?pid=4429
- Мэш, Э., Вольф, Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребёнка. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)
- Натарова, К. А. Влияние клинических, конституционально-биологических и микросоциальных факторов на формирование и прогноз расстройств аутистического спектра на разных возрастных этапах. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.yandex.ru
- Новоторцева, Н. В. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): учебное пособие / Сост. Н. В. Новоторцева. 3-е изд., перераб. и доп. — Ярославль: «Академия развития», «Академия, К о », 1999. — 144 с.