Экологическое воспитание на уроках английского языка в начальных классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 29.09.2023

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Миннуллина, А. А. Экологическое воспитание на уроках английского языка в начальных классах / А. А. Миннуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 184-185. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106252/ (дата обращения: 15.11.2024).



Школьный предмет «Английский язык» является прекрасным инструментом для формирования и развития экологической культуры школьников. Многие авторы учебно-методических комплектов тему экологического воспитания включили в программы обучения иностранным языкам, предметное содержание речи у которых: Я и мои друзья.Любимое домашнее животное.Мир вокруг меня.Природа. Дикие и домашние животные. Погода. Времена года.

На мой взгляд, английский язык как учебный предмет обладает большим потенциалом возможностей экологического воспитания. На начальном этапе обучения я широко применяю такие формы экологического воспитания как ведение экологических словарей, создание экологического алфавита. Разучивание стихов, песен, разгадывание загадок и кроссвордов, рисунки, видеофильмы, презентации помогают расширению лексического запаса по экологической тематике. Также на уроках часто использую пословицы, крылатые выражения. Как известно, в пословицах заключена народная мудрость, они образны, содержательны, практичны, у них четкий ритм и слог, они строятся на созвучиях и рифмах, поэтому легко запоминаются. Нетрудно заметить в пословицах наблюдение человека за природой и обществом. В учебнике 4 класса учащиеся получают первые советы по правильному уходу за домашними животными, учатся доброму, гуманному отношению к братьям нашим меньшим, знакомятся с многообразием животного мира и правилами поведения в зоопарке.

Каждый урок я стараюсь включать элементы экологического воспитания и начинаю с беседы о погоде. «What’s the weather like today? Do you like such weather? Look at the trees! Plants. Room plants. Также ученикам систематически предлагаю слова и словосочетания по экологической теме: to water room plants, to water trees, to grow flowers, to take care of..., to keep our nature, rivers, hills. Учащиеся 2–4 классов уже высказывают свои отношения к природе: I love nature. I like to water my flowers. I take care of room plants. Flowers are very beautiful.

В нашей школе в рамках недели английского языка ежегодно проводится конкурс стихов, на котором ребята читают стихи на английском языке в том числе и о природе. Многие стихи посвящены теме природы и окружающей среды и имеют большое значение в воспитании экологической культуры, они учат читателей восхищаться природой, оберегать и любить её.

Стараюсь включать в урок тематические физкультминутки: песенки, минутки релаксации. Во время проведения разминки использую речёвки, рифмовки, песни по экологической теме, произносимые детьми, либо прослушиваемые записи. Например, «Garden game». Исполняя песенку, дети изображают соответствующие действия.

This is how we dig the ground,

(копают землю)

dig the ground, dig the ground,

This is how we dig the ground

For our little gardens.

This is how we rake the ground,

(разрыхляют землю при помощи грабель)

rake the ground, rake the ground.

This is how we rake the ground

For our little gardens.

This is how we sow the seeds,

(сеят семена)

sow the seeds, sow the seeds,

This is how we sow the seeds

For our little gardens

This is how we pull the weeds,

(вырывают сорняки)

pull the weeds, pull the weeds,

This is how we pull the weeds

From our little gardens.

This is how we water the flowers,

(поливают цветы)

water the flowers, water the flowers,

This is how we water the flowers

In our little gardens.

This is how we smell the flowers,

(нюхают цветы)

smell the flowers, smell the flowers,

This is how we smell the flowers

In our little gardens

Экологическое мировоззрение у учащихся можно формировать и при изучении грамматики английского языка. Дети выбирают своего любимого животного и рассказывают о нем, используя модальные глаголы: I am a rabbit. I can jump. I can’t fly. I can’t swim.

Одной из форм работы по экологическому воспитанию являются экологические проекты. С младшими классами на тему “Мое домашнее животное», «Животные», «Животные и места их обитания”, “Стихи о животных и птицах», “Пойдем в зоопарк”, «Дикие и домашние животные» мы выполняем проектные работы, где учащиеся с радостью выполняют и защищают свои проекты. Одним из видов проектов является создание лэпбуков. Лэпбук очень прост в изготовлении, а сам процесс его изготовления очень занятен и интересен. Съемка видеороликов тоже один из видов проектов, которая направлена на формирование у учащихся бережного отношения к природе, воспитание чувства ответственности за нее, осознание себя частью природы, привлечение учащихся к деятельности, связанной с защитой окружающей среды. Видеоролики детей показываем всем учащимся школы и родителям (ссылка на видео размещена на сайте школы, в родительских группах в соцсетях).

Проводим конкурсы рисунков по экологической теме для учащихся 1–4 классов. Победители награждаются грамотами и призами. Их работы размещаются в фойе и на сайте школы.

Младшие школьники очень любят играть. И на каждом уроке я стараюсь, чтобы дети поиграли и в то же время закрепили свои знания. Экологическая игра имеет ряд значительных преимуществ: у младших школьников развивается мышление, гибкость действий, воображение, анализ чувств и поступков окружающих; постепенно дети становятся все более уверенными в себе и в своих силах, помимо этого ярко проявляется соревновательная деятельность, а это значит, что у обучающиеся приобретают багаж лидерских способностей, навыков общения; формируется активная жизненная позиция: дети начинают стремиться сделать мир лучше и чище, развивается экологическое и патриотическое сознание. Дидактические, подвижные, настольные или словесные — игры помогают ознакомиться, познать и закрепить изученный материал. С учащимися начальных классов мы часто играем игру “snow-ball” (снежный ком). И на тему экология можно провести эту игру: wood, hill, wind, pond, lake, frog, green, sun, tree. (Первый называет свое слово, второй — слово первого и свое, третий — слова первого и второго, потом — свое и т. д., пока круг не замкнется).

Провожу тематические экологические уроки: 1) Природа нашего села; 2) Животные нашего леса; 3) Зоопарк в классе; 4) Времена года. Также детям очень нравится нетрадиционные уроки: урок-беседа, урок-экскурсия, урок демонстрации поделок, урок-выставки, урок ролевых игр.

Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Экологическое образование учащихся (обучение, воспитание и развитие) я осуществляю на уроках –экскурсии. Жизнь в лесу, водоёме, на лугу, во дворе, у дома вызывают интерес у ребёнка. По этому поводу В. А. Сухомлинский заметил, что мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. [1]

На мой взгляд, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с начальных классов, так как младшим школьникам присуща эмоциональная отзывчивость, любознательность, более ответственное отношение к природе.

Таким образом, на уроках английского языка мы совершенствуем языковые навыки учащихся, формируем их экологическое сознание и экологическую культуру, повышаем интерес к предмету и мотивацию обучения. Умелое использование тем развивает познавательные способности школьников, вызывают любовь к природе, вызывают умение общаться на равных по этой теме со своими сверстниками, повышают уровень их знаний об экологии. Сельская местность также положительно влияет на экологическое воспитание учащихся. Я верю, мы сможем сформировать новое поколение с высоким уровнем экологической ответственности, которое будет заботиться о будущем своей страны и планеты.

Литература:

  1. В. А. Сухомлинский: Сердце отдаю детям. Издание четвертое.- Издательство «Радянська школа»: Киев, 1973
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, английский язык, природа, Животное, ребенок, урок, учащийся, мой взгляд, сельская местность, экологическая культура.


Задать вопрос