Сегодня внимание общественности все больше привлекает арктический регион. Представление о данной территории как исключительно источнике минеральных ресурсов сменяется трендом на арктический туризм. [1] Формирование и поддержка функционирования туристско-рекреационного кластера (далее ТРК) «Арктический», занимающего территорию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края является одним из приоритетных направлений развития туризма в Арктической зоне Российской Федерации. [2, 3] В статье проведено исследование существующего положения и дана оценка перспективам развития туристических центров в составе ТРК «Арктический». Туристический кластер рассмотрен с точки зрения качества организации архитектурной среды, поскольку это является важным фактором привлекательности территории и критерием освоенности для туризма. Под туристическими центрами автором понимаются объекты, где происходит оказание основных туристических услуг: размещение, питание туристов, проведение досуга и занятие основными видами туристической деятельности.
ТРК «Арктический» обладает ресурсами для развития разнообразных видов туризма:
- Экологический туризм — посещение уникальных первозданных природных ландшафтов, наблюдение за дикими животными в их естественной среде обитания. На полуострове Таймыр имеется несколько федеральных и региональных особо охраняемых природных территорий (наиболее популярная и посещаемая — Путоранский заповедник вблизи Норильска), а также объекты всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
- Экстремальный (активный) туризм — занятие активными видами спорта.
- Этнокультурный туризм — районы, где можно познакомиться с пятью различными локальными этносами: энцы, эвенки, долгане, нганасаны.
- Промышленный туризм — посещение действующий предприятий, знакомство с современным технологическим оборудованием.
- Научно-популярный туризм — посещение исследовательских станций с целью приобретения новых знаний о природе, климате, технологиях.
- Круизный туризм — посещение заповедников в прибрежной зоне полуострова Таймыр — Большой Арктический заповедник.
Однако при развитии туризма ТРК «Арктический» сталкивается с рядом сложностей:
- Проблемы с логистикой, как внешней, так и внутренней, что создает сложности на фоне других конкурирующих и более развитых с точки зрения транспортной системы регионов России и мира (Мурманская область, Аляска). [4] Единственной реальной связью полуострова Таймыр с другими регионами на данный момент является авиасообщение. В Норильске расположен аэропорт, откуда выполняются рейсы в Москву и другие крупные центры страны и регионов. Также сюда можно добраться самолетом через город Хатанга: город принимает рейсы из Красноярска. Регионы с развитым арктическим туризмом имеют большое количество действующих аэропортов, рассчитанных на местные авиалинии и малую авиацию. Гренландия (Дания) 14, Нунавут и Северо-Западные территории (Канада) 25, Аляска (США) более 50. На полуострове Таймыр осталось 3 действующих аэропорта и 10 брошенные взлетно-посадочные полосы.
- Полуостров Таймыр имеет обширную береговую территорию, на которой функционирует всего два порта: Дудинка на р. Енисей и Диксон на берегу Карского моря. Порты принимают только торговые и промышленные суда, для пассажирских перевозок не используются. В перспективе возможно развитие круизного сообщение вдоль побережья полуострова Таймыр при условии появления соответствующей туристической инфраструктуры.
- Отсутствие туристической инфраструктуры. ООПТ региона не предназначены для принятия туристов, за исключением Путоранского заповедника. Недостаток средств размещения является проблемой как в населенных пунктах, так и на природных территориях региона. [5]
Рис. 1. Границы и потенциальные места формирования туристических центров в составе ТРК «Арктический»
4. Строительство на берегах озер вокруг Норильска происходит без какой-либо организации и соблюдений требований законодательства относительно расстояния от воды, оборудования санузлов и безопасности их размещения. Из-за этого происходят значительные изменения во внешнем виде территории, природная красота исчезает, в озера попадают стоки канализации, фактически природа уничтожается, а рекреационный потенциал местности снижается.
В связи с этим, туризм на полуострове Таймыр сейчас ориентирован больше на поток внутри региона, чем на туристов из других частей страны. Туристов на территории кластера по оценке экспертов прибывает не более 5000 в год, при этом 15000 вахтовиков учитываются по статистике в сегменте делового туризма. Поэтому деловой туризм здесь составляет 80 %. Для сравнения 2421 туристов посетили в 2019 г. плато Путорана, в то время как внутренний турпоток (жителей Норильска) на плато Путорана составил 3064 человек.
Таким образом, для развития туризма на полуострове Таймыр необходимо повышение доступности региона, появление новых транспортных узлов и новых видов транспорта, уменьшение зависимости транспорта от климатических ограничений. Помимо этого, для привлечения внимания к ТРК «Арктический», необходимо формирование в его составе современных туристических центров, которые бы способствовали раскрытию разнообразных туристических ресурсов региона. Преодолев значительное расстояние, туристы должны попадать в комфортные условия. Для многих это является решающим фактором при выборе направления поездки.
В ТРК «Арктический» можно выделить четыре основных территориальных направления развития туристической инфраструктуры:
- Город Норильск. Норильск является наиболее крупным городом на полуострове Таймыр, через который в регион прибывает большинство туристов. Это также крупнейший промышленный и деловой центр России. В связи с этим здесь необходимо создание арктического центра культуры и конгрессов. Крупные залы могут принимать деловые и культурные мероприятия. Помимо этого, в таких комплексах происходит координация регионального туризма, первое знакомство с особенностями региона, обучение техники безопасности в Арктике перед поездками в дикую природу [6]. Помимо этого, необходимо развитие устойчивой транспортной инфраструктуры для связи Норильска с подцентрами ТРК «Арктический» — Дудинка, Диксон, Хатанга.
- Плато Путорана. Плато Путорана не только привлекает туристов своим горным массивом, но и предлагает разветвленную систему озер и рек, которые пронизывают весь горный регион. При наличии соответствующей инфраструктуры, реки и озера могут быть использованы как транспортные пути для перемещения туристов по всему плато Путорана. Согласно действующему законодательству, на выделенной территории в структуре ООПТ разрешается создание объектов для временного размещения, культурного и экологического просвещения, общественного питания и бытового обслуживания. Таким образом, здесь возможно создание центров экологического туризма. [6] Зона плато Путорана может быть развита с учетом массового активного и индивидуального экологического туризма.
- Побережье полуострова Таймыр. Развитие инфраструктуры вдоль побережья полуострова Таймыр и островах в Северном Ледовитом океане перспективно для круизного и экспедиционного туризма. При условии формирования системы прибрежных туристических центров, побережье полуострова Таймыр от Дудинки до Хатанги может иметь потенциал для развития туризма и создания альтернативных точек для отправки экспедиций на Северный Полюс.
- «Внутренний Таймыр» — это удаленные от основных транспортных магистралей территории, доступ к которым возможен только воздушным путем или в рамках многодневного экстремального тура по бездорожью. Эти отдаленные уголки полуострова Таймыр, находящиеся далеко как от основной транспортной инфраструктуры, так и от побережья, представляют собой самую недоступную, но, возможно, самую привлекательную и интересную часть региона для любителей приключений. Вблизи стоянок коренных народов возможно формирование центров этнокультурного туризма, пространство которых позволяет узнать о традициях и культуре коренных народов полуострова Таймыр, не вторгаясь в их жизненный уклад. [6]
В мировой практике есть успешные примеры туристических центров в Арктике. Данные комплексы имеют развитую функциональную структуру. Некоторые из них также включают в себя функции, предназначенные для местного населения. Архитектурные решения нетривиальны и отражают в себе образ Арктики. Конструктивные и инженерные решения спроектированы с учетом особенностей климата и зачастую удаленности территории от крупных населенных пунктов. Нередко применение энергоэффективных и экологичных решений в целях сохранения природных ресурсов Арктики. Избранные туристические центры из мирового опыта включены в таблицу 1.
Таблица 1
Международный опыт проектирования туристических центров в Арктике
Название объекта |
Основные функции |
Особенности |
Экоотель Manshausen 2.0, Норвегия |
Экоотель, активный досуг (дайвинг, альпинизм), ресторан |
Отель расположен на острове, является полностью автономным |
Отель Kaksluattanen, Финляндия |
Отель, активный досуг (лыжи, рыбалка, походы, катание с хаски, оленями), спа, ресторан |
Номера представляют собой стеклянные иглу, изнутри которых можно наблюдать за северным сиянием и звездным небом |
Отель Fogo Island Inn, Канада |
Отель, галерея, кинотеатр, библиотека, ресторан, спортзал, спа |
Здание спроектировано с учетом современных экотехнологий (конструкции, система сбора и повторного использования воды, облицовка фасадов) |
Общественный центр Borgarfjordur, Норвегия |
Отель, выставочное пространство, офис, кафе, место для хранения лодок |
Центр обслуживает туристов и местных жителей, выставочное пространство может трансформироваться под различные мероприятия |
Центр наблюдения за китами The Whale (проект), Норвегия |
Музей, аквариум, офисы, кафе |
На крыше центра расположена площадка для наблюдения за китами в естественной среде, а также изнутри через аквариум |
При разработке предложений по формированию архитектурно-пространственной среды туризма в Арктической зоне Российской Федерации, безусловно, необходимо учитывать лучшие достижения из мирового опыта с учетом особенностей и возможностей каждого конкретного региона российской Арктики.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимых условиях для развития туризма в ТРК «Арктический»:
- Определение ключевых районов для развития туризма на территории ТРК «Арктический», создание системы туристических центров и технической базы, которая будет поддерживать широкий спектр активностей.
- Развитие транспортной инфраструктуры международной, межрегиональной и внутрирегиоальной.
- Создание качественной и разнообразной инфраструктуры проживания в ключевых районах развития туризма.
- Формирование комплексного туристического продукта с полным пакетом услуг, включающий транспорт, проживание, питание, организацию разнообразной досуговой программы. Данные функции должны концентрироваться в туристических центрах выше упомянутых типов.
Статья публикуется по результатам проведения научно-исследовательской работы, проводимой в рамках конкурса грантов на выполнение научно-исследовательских работ научно-педагогическими работниками СПбГАСУ (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет») в 2023 году.
Литература:
1. Лукин Ю. Ф. Арктический туризм: рейтинг регионов, возможности и угрозы // Арктика и Север. — Архангельск: ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», 2016. — № 23. — С.96–123.
2. Полянских Е. А. Формирование туристских кластеров как инструмент развития внутреннего туризма в регионе // Вестник Евразийской академии административных наук. — 2023. — № 1(22). — С. 97–105.
3. Полякова И. Л. Туристско-рекреационный комплекс: сущность, функции и структура // Вестник ОГУ. — Оренбург: ОГУ, 2011. — № 13 (132). — С.376–378.
4. Perov F. V. Requirements for transport accessibility during service organization in the settlement system in the North of Tyumen region // Transportation Research Procedia. — 2021. — Vol. 57. — P.392–397.
5. Еремеева А. Ф. Особенности туристической инфраструктуры в российской Арктике. Проблематика и потенциал развития // Системные технологии. — 2022. — № 2 (43). — С. 68–74.
6. Еремеева А. Ф. Средоформирующие элементы туристического кластера в арктическом регионе // Известия вузов. Строительство. — 2023. — № 6. — С. 76–87.