Вопрос разграничения понятия и признаков нормативного правового акта является дискуссионным среди научных исследователей по настоящее время. Связано это в первую очередь из-за того, что нормативно-правовой акт в российской правовой системе является основной формой выражения права как такового.
Обращаясь к научной литературе касающейся сферы теории государства и права — нормативный правовой акт определяет содержание нормы права, которая в свою очередь принимается в особом регламентируемом порядке, строго формализованной письменной форме и состоит в иерархичных отношениях подчиненности с другими актами [4, c. 272].
Представленная выше дефиниция касается одновременно несколько признаков: «акт правотворческих органов» отображает первый признак, а именно, принятие компетентными органами. Ведь нормотворческой деятельностью занимаются только специальноуправомоченные органы и представители власти, что выражают волю государства. Второй признак ‒ нормативность, направленность на регулирование типичных общественных отношений не персонифицированного круга лиц [5, c. 191]. Третий признак таиться в «особом порядке», то есть специальная процедура принятия — необходимость соблюдения определённых процедур и процессов для признания и принятия акта. Третьей особенностью является — письменная форма нормативно-правового акта, материальная составляющая которого обязательна для проведения процедуры принятия закона, в связи с дальнейшим ознакомлением общества с недавно опубликованным документом. И разумеется, наиболее характерным и значительным признаком является ‒ строгая подчинённость нормативно-правовых актов по отношению друг другу в иерархичной структуре позитивистского права, в которой тот или иной акт, принятый уполномоченным органом, имеет собственное место взаимодействия с другими имеющими юридическую силу документами.
В отличие от остальных источников права, нормативно-правовые акты более эффективно справляются с изменяющимися потребностями современного общества в сфере правового регулирования и своим действием охватывают ряд социальных отношений. Именно в них регламентируются нормы, учитывающие и регулирующие в своём поле зрения интересы разных слоёв населения, координируя стремительно развивающиеся общественные отношения в зависимости от их социального, экономического, национального или международного контекста.
Разумеется, не приходится возможным и необходимым принятие и опубликования Федерального Закона, регламентирующего столь широкий круг общественных отношений, который ранее не был представлен уполномоченным органом. Связано это в первую очередь с проблемой дальнейшего абстрактного и не точного толкования правоприменительными органами. К доводам, подтверждающим данную позицию, можно привести следующие нормативно-правовые акты.
Кодекс административного судопроизводства в статье 209 обозначает сведения о нормативном акте, что должны быть указаны в исковом заявлении об оспаривании нормы права:
- Наименование органа власти, принявшего акт;
- Наименование, дата, время принятия акта, а также источник его опубликования;
- Наименование и положения акта, имеющие большую юридическую силу;
- Несоответствие нормы, либо его положений законодательству; [1]
Положениями Кодекса выделяется следующий признак нормативно-правового акта: наличие реквизитов — наименование, дата, время, источник опубликования нормы, и принявший орган власти.
Ссылаясь на работы отечественных правоведов, Постановление Государственной думы и Постановление Кодекса административного судопроизводства выводим наиболее полное определение нормативно-правового акта. Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре компетентным органом, гражданами в порядке референдума, изменяющий, вводящий, либо прекращающий действие каких-либо норм права, а также обладающий необходимой формой предписания и реквизитами, обеспечивающихся принудительной силой со стороны государства. Изложенное определение помогает выделить главенствующие признаки:
1) Нормативность,
2) Наличие специальной процедуры;
3) Форма предписания;
4) Иерархичность;
5) Наличие реквизитов;
6) Гарантия поддержания акта принудительной силой.
Данный перечень является исчерпывающим и демонстрирует максимальную эффективность деятельность нормативных актов права. Их структурность, заключенная в строгой иерархичности, воспроизводит связь между всеми признаками, нарушение которых приводит к дестабилизации государственного аппарата и общества, обеспечение взаимосвязи способствует быстрому нахождению изъянов и в скором времени их ликвидации.
Как было сказано ранее нормативно-правовой акт занимает особое место среди иных источников права. Прежде всего, он является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе, которая сложилась на фундаменте социалистической семьи.
Во-первых, тот факт, что государственные органы, которые их издают, обладают гораздо большими координационными характеристиками [2], чем все другие нормотворческие институты, выявляют и учитывают в праве не только групповые, классовые, индивидуальные, но и общие интересы. Во-вторых, в силу более традиционно конкретных формулировок, исторически сложившихся, установленных правил демонстрации содержания нормативного акта, он считается наилучшим способом формализации устоявшихся правовых норм.
В-третьих, тот факт, что нормативно правовой акт, исходя из своего содержания и структуры более ясен и формально определен, поэтому использовать его на практике по большей степени легче, чем другие формы источников права. Именно на нормативно-правовой акт, как отмечает ряд ученых правоведов, легко ссылаться при разрешении общественных споров, а также вносить в него поправки и в последствии осуществлять пристальный надзор за его исполнением.
Особенности нормативного акта, которые по совместительству являются его преимуществами как отдельного вида правового источника: нормативный акт, в силу сложившихся правил изложения, содержит наиболее конкретные, компактно передающие содержание формулировки правовых норм, которые исключат возможность противоречий и абстрактности толкования и обеспечивают строго определенное применение нормативного материала [3, c. 205]. Исходя из данной не менее важной особенности вытекает важнейший принцип представляющийся — формальной определенности закона на стадии его толкования уполномоченным органом.
— нормативные акты в своей совокупности образуют систему единого законодательства, каждый элемент которого, отдельно взятый нормативный акт, располагается на исключительно отведенным под него месте в иерархии нормативного материала, взаимодействует с другими юридическими документами и предназначен для применения в конкретных сферах общественной жизни субъектов. Нормативные акты обеспечиваются в соответствии с потребностями той или иной отрасли законодательства или затрагивают исключительно конкретные вопросы, пересекающиеся и схожие между собой общественные отношения, соответствующие определенной системе права. Это позволяет беспрепятственно реализовать предусмотренный в акте нормативный материал при необходимости, что существенно облегчает поиск необходимых нормативных требований и помогает избежать конфликтов.
– нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. В итоге они лучше других правовых источников отвечают потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем другие источники. Эта особенность нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм.
– нормативно-правовые акты в своей совокупности воссоздают законодательную систему, в основании которой лежит единство форм выражения права в строгой иерархии. Абсолютно любой акт занимает специальное место сложной структуры правовой системы в зависимости от предмета своего регулирования, что в своей юридической природе подразумевает комплексную реализацию правовых установок правоприменительным органом. Нормативно-правовые акты издаются в соответствии с назревшими потребностями конкретной правовой отрасли, в области которой прослеживается пробел и неурегулированность. В свою очередь это во многом позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным-правовым материалом по мере необходимости и потребности, облегчает поиск нужных предписаний по регламентации отношений, помогает бороться с пробелами и коллизиями в праве, возможных в отдельных нормативных предписаниях в силу низкого уровня правотворчества. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права как системность [6, c, 55].
Нормативно-правовой акт закономерно занимает ключевое место в иерархии форм выражения норм права, в силу своего универсального и индивидуального характера действия. Принятие исключительно уполномоченными на то органами, уделение должного внимания социально групповым, классовым и конкретно-индивидуальным потребностям социума, выраженная в материально-письменной форме источника права — есть перечень особенностей данного правотворческого процесса, демонстрирующего качественный подход законодателя к формированию и принятию актов права. Формальная определённость, которой должны соответствовать нормативно-правовые акты, способствует эффективной регламентации регулирования общественных отношений, когда дело касается правоприменительной деятельности уполномоченного на это органа, касательно толкования положений юридического документа.
Литература:
- Кодекс административного судопроизводства от 08.03.2015 № 21-ФЗ // СЗ РФ. ‒ 2015. ‒ № 10. ‒ Ст. 1391.
- Кожевников, В. В. К проблеме систематизации нормативно-правовых актов в Российской Федерации и о правилах ее юридической техники // Право и государство: теория и практика. ‒ Право. ‒ 2016. ‒ № 4. ‒ С. 12.
- Лысенко, В. А. Особенности нормативно-правового акта как источника российского права / В. А. Лысенко, И. С. Крамской, Н. А. Рязанова/ Вестник экономики, права и социологии. Право. ‒ 2015. ‒ № 4. ‒ С. 204–208.
- Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Эксмо, 2010. ‒ 272 с.
- Чернышов, С. В. Нормативность права и правовая норма: проблема соотношения понятий // Вестник южно-уральского государственного университета. право. ‒ Право. ‒ 2006. ‒ № 13. ‒ С. 191–192.
- Шопина, О. В. Место и роль нормативного правового акта в системе правовых актов Российской Федерации // Вестник саратовской государственной академии права. ‒ Право. ‒ 2006. ‒ № 1. ‒ С. 53–59.
[1] Ст. 209. Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим: Кодекс административного судопроизводства от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от. 17.02.2023) // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.