В статье представлена проблема исследования, заключающаяся в разработке и апробации системы профилактики профессионального выгорания педагогов в образовательном учреждении с использованием технологий управления временем.
Цель: изучить синдром профессионального выгорания учителей и разработать проект программы профилактики профессионального выгорания с использованием технологий тайм-менеджмента.
Ключевые слова: значение научных фактов в теориях и практиках тайм-менеджмента.
The article presents the research problem which lies in the development and testing of a system for preventing professional burnout in an educational establishment from the position of manager with a teacher using management technologies time.
Objective: to study the professional burnout syndrome of teachers and develop a draft program for the prevention of professional burnout using time management technologies.
Keywords: the importance of scientific facts in the theories and practices of time management.
Актуальность проблемы разработки системы профилактики профессионального выгорания не ограничивается только необходимостью создания условий для сохранения психического здоровья педагога. Это также связано с тем, что профессиональное выгорание педагогов оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние учащихся, их учебную и познавательную деятельность, что может негативно сказаться на эффективности образовательного учреждения в целом.
Согласно исследованиям, проблема эмоционального истощения в системе образовательных коммуникаций сегодня становится все острее в связи с быстро растущей индустриализацией и урбанизацией [10]. Активный темп жизни, нестабильность экономической ситуации, изменение социальной и политической ситуации, повышенная напряженность в межличностном общении учителей — все эти факторы являются основными причинами стресса и выгорания учителей [6]. Не подлежит сомнению, что хорошее психическое здоровье и отсутствие эмоционального истощения необходимы для развития и поддержания профессионализма современного педагога.
Проблема выгорания сотрудников организаций широко рассматривается в теории и практике психологической науки. Теоретические положения нашего исследования основаны на современных подходах к изучению синдрома выгорания Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орла, Е. С. Старченковой, концепции возрастных особенностей личности Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Э. Эриксона. В психологии изучаются сущностное содержание и структура выгорания (К. Маслач, С. Джексон, Т. В. Форманюк, В. В. Бойко, Л. С. Чутко и др.); анализируются факторы и условия возникновения (В. Е. Орел, А. В. Емельяненкова, Н. Н. Сафукова и др.); разрабатываются способы предотвращения и коррекции последствий эмоционального выгорания (К. М. Лаврова, Н. Н. Пряжников и др.).
Задача исследования заключается в разработке и апробации системы профилактики профессионального выгорания в образовательном учреждении на позиции менеджера с педагогом с использованием технологий тайм-менеджмента. Практическая значимость работы заключается в разработке системы профилактики выгорания и создании в конкретном образовательном учреждении условий, способствующих снижению выраженности симптомов эмоционального выгорания у педагогов.
С момента появления термина в научной литературе появилось несколько подходов, пытающихся ответить на вопрос, почему происходит выгорание и как оно развивается. Мы сосредоточимся на подробном описании наиболее современных и эмпирически обоснованных объяснительных теорий выгорания, учитывая, что они не противоречат друг другу, а дополняют друг друга и предлагают более глобальное видение этого синдрома. В частности, обобщены следующие теории [8, 9]: например, у нас есть социальная когнитивная теория.
В рамках теоретического анализа данной статьи возникает необходимость поговорить о социальной когнитивной теории. Социально-когнитивная теория выгорания предполагает, что выгорание связано с искаженным восприятием и ожиданиями работника относительно рабочей среды и возможностей его поведения и принятия решений [4]. Эта теория предполагает, что человеческие факторы, такие как культура, личность, межличностные отношения и требования к работе, могут влиять на развитие выгорания среди работников [7].
Согласно социальной когнитивной теории, работники с высоким уровнем требований и низким уровнем контроля могут испытывать сильный стресс и становиться уязвимыми к выгоранию. Кроме того, эта теория связана с тем, что люди по-разному воспринимают свою работу и влияние работы на их жизнь, что может увеличить риск развития эмоционального истощения [5].
Социально-когнитивная теория также обращает внимание на тот факт, что личные факторы, такие как идеалы и ценности, могут влиять на склонность работников к выгоранию. Кроме того, эта теория утверждает, что негативные межличностные отношения могут увеличить риск развития выгорания, поскольку поддержка со стороны коллег, понимание, уважение к работе и индивидуальным особенностям работника могут снизить эмоциональный стресс [3].
Таким образом, социально-когнитивная теория эмоционального истощения описывает, как научные, практические и культурные факторы, личностные характеристики и межличностные отношения могут влиять на развитие этого синдрома у работников. Эта теория предполагает, что изменение социальной среды, в которой работает специалист, включая культурные ожидания, межличностные отношения и организационные практики, может помочь уменьшить или предотвратить выгорание [2]. Феномен эмоционального истощения изучается преимущественно в рамках психологической науки. Все подходы сходятся в одном важном моменте: необходимости профилактики и лечения эмоционального выгорания, которое может иметь негативные последствия для здоровья, взаимоотношений с окружающими и профессиональной деятельности. Сегодня синдром эмоционального истощения широко изучается в психологических науках и зависит не только от профессиональной деятельности, но и от различных факторов, таких как социальный стресс, неблагоприятные условия труда, личная жизнь и здоровье человека.
Авторы, изучавшие проблему предотвращения выгорания, предложили разнообразные подходы к отдельным компонентам этого процесса. Основными направлениями этой работы являются [1]:
1) учет индивидуально-психологических особенностей личности современного педагога;
2) создание организационных условий для успешного профессионального функционирования;
3) мотивация сотрудников.
Практические рекомендации по формированию и развитию системы профилактики выгорания с использованием методов тайм-менеджмента в педагогическом коллективе могут включать в себя следующие аспекты:
- Работа по формированию взаимодействия между членами команды при внедрении системы тайм-менеджмента должна проводиться систематически и регулярно по заранее утвержденному графику;
- В программу мероприятий предлагается включить конкурсные мероприятия, которые в форме казуальной игры помогут создать командный дух и повысить групповую сплоченность сотрудников;
- Отдел кадров должен регулярно (раз в квартал) контролировать социально-психологический климат в коллективе с целью своевременного выявления и предотвращения тех или иных проблем разобщенности в коллективе, а также наличия конфликтных ситуаций при реализации тайм-менеджмента. методы. При этом работа этого формата должна носить превентивный и превентивный характер;
- В целях укрепления сотрудничества раз в полгода проводить тренинги по формированию сплоченности в коллективе и росту командного духа;
- Раз в полгода отдел кадров проводит социометрию в коллективе с целью определения возможной совместимости-несовместимости сотрудников, а также определения стиля руководства в коллективе и степени его влияния на уровень и эффективность коллектива;
- Проводить регулярную консультативно-просветительскую работу как с руководством организации, так и с самими работниками о практической необходимости укрепления групповой сплоченности и сотрудничества на основе эффективной коммуникации в системе тайм-менеджмента.
Основной смысл системы предотвращения выгорания при внедрении методов тайм-менеджмента заключается в том, что его необходимо систематизировать, планировать и прогнозировать, а также необходимо, чтобы в полной мере учитывался личностный потенциал сотрудников. Основные усилия в кадровой политике анализируемого учреждения сосредоточены на создании хорошо подготовленного резерва кандидатов на руководящие должности при внедрении технологий управления рабочим временем персонала. Использование компетентностного подхода и использование системы кадровой политики школьной организации позволяют оптимизировать деятельность по предотвращению выгорания учителей при внедрении технологий тайм-менеджмента.
Литература:
- Аверин А. Н., Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации. Учебное пособие — 2-е изд. — М: РАГС, 2018. 274 с.
- Акматалиева Ч. Т., Сучкова М. А. Тайм-менеджмент и его роль в жизни современного человека // Российская экономика в условиях современного кризиса: проблемы и пути выхода. Казань. 2016. С. 248–285.
- Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. М., Академия, 2019. — 302 с.
- Антипова Л. В. Выраженность синдрома эмоционального выгорания в связи с психологическими характеристиками личности и ситуацией эмоционального развития / Л. В. Антипова, М. Д. Петраш // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / Под ред. А. В. Шаболтас. — СПб: Изд-во СПб ун-та, 2021. — С. 20–27.
- Апон М. Е. Профессиональная карьера как инструмент повышения качества человеческих ресурсов. СПб., Питер, 2018. 506 с.
- Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. — СПб.: Питер, 2017. 502 с.
- Архарова О. Н. Психоэмоциональное выгорание педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2020. — № 1. — С. 73–80.
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 2019. 406 с.
- Асташов В. В. Эффективный тайм-менеджмент // Синергия наук. 2019. С. 847–851.
- Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания // Сибирский психологический журнал. — 2019. — № 31. — С. 48–52.
- Тагиев Э., Семеняк О. В. Трудности в общении и конфликтность педагогических коллективов // Современный тренинг и коучинг: новые возможности в бизнесе и образовании. материалы по итогам VI Международной научно-практической конференции. Саранск, 2021. С. 23.