В статье на примере США раскрываются особенности проведения финансового аудита в деятельности частных высших учебных заведений — университетов и колледжей. Сделан вывод, что независимая оценка бухгалтерской отчетности и иной финансовой документации является неотъемлемой частью повышения эффективности управления частным высшим учебным заведением и значительно снижает риски, которые могут возникнуть при проведении проверок органами государственного финансового контроля.
Ключевые слова: финансовый аудит, частные университеты, частные колледжи, финансовая документация, бухгалтерская отчетность.
Комплексный контроль к осуществлению финансового контроля предполагает дополнение обязательных государственных мер инструментами аудита, предполагающего независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности [1]. В настоящей статье нас интересует именно финансовый аудит, направленный на соответствующую документацию и не связанный с оценкой иных аспектов деятельности организации. В качестве объектов мы сосредоточим внимание на негосударственных образовательных учреждениях высшего образования в США, на примере которых мы рассмотрим специфику финансового аудита в соответствующей сфере.
В России с начала 1990-х гг. ввиду потребности в расширении спектра образовательных услуг происходил рост количества действующих негосударственных образовательных учреждений высшего образования, что напрямую было связано с рыночными преобразованиями и коммерциализацией высшего образования в целом [2; С. 15]. Сегодня доля российских частных и корпоративных вузов составляет порядка 40 %, что соответствует уровню Франции, но гораздо меньше, чем в Японии или США [5; С. 3]. Для подобных учреждений важно поддерживать качество и репутацию, проходить проверки специализированными государственными органами, а потому дополнительные инструменты, включая финансовый аудит, явно снижают риски не пройти аккредитацию или не получить необходимую лицензию на осуществление образовательной деятельности [8; С. 56–57].
В связи с вышеизложенным, мы остановимся на рассмотрении американского опыта финансового аудита в деятельности частных высших учебных заведений — университетов и колледжей, как наиболее показательного и имеющего давнюю традицию организации и осуществления. Предполагается, что названный опыт будет релевантным и для нашей страны. В России негосударственные учреждения высшего образования чрезвычайно разнородны и объединяются специалистами в своего рода кластеры: от первого, включающего в себя учреждения, предоставляющего качественные образовательные услуги и включенные во всевозможные международные и отечественные рейтинги, до учреждений, ориентированных исключительно на извлечение прибыли [5; С. 4–5]. Схожими их делает функционирование в условиях роста конкуренции, в том числе с государственными вузами, ужесточением требований со стороны государства и требовательностью потребителя.
По общему мнению специалистов, аудит имеет частно-публичную природу: с одной стороны, это инициативная деятельность по независимой проверке, отражающая готовность руководителей/работников соблюдать экономико-финансовое законодательство и сделать деятельность организации более устойчивой, а, с другой — аудитор в определенных ситуациях имеет обязательства не только перед заказчиком, но и перед государственными органами, а его деятельность осуществляется на основе многочисленных нормативных актов, где сформулированы стандарты, требования, регламенты аудиторских услуг [9]. Несмотря на это, аудитор является независимым, в первую очередь, от органов управления клиента, и должен подготовить объективную информацию по результатам проверки. Важен баланс между указанными частной и публичной составляющей, так как, по мнению специалистов, излишние стандартизация и регулирование аудита могут негативно сказаться на его эффективности [12].
Любые образовательные учреждения, в том числе высшего образования, действующие на негосударственной основе, не могут действовать полностью автономно и включены в национальную образовательную систему. Поэтому на них распространяются контрольные мероприятия со стороны специализированных государственных органов. Так, основным органом финансового контроля федерального уровня в США является Главное контрольно-финансовое управление США (U. S. Government Accountability Office), ведомственный финансовый контроль реализует Министерство финансов США, а внутриведомственный — главный финансовый администратор (Chieffinancialofficer) и генеральный инспектор (Inspectorgeneral) Департамента образования США [7; С. 14–15]. На уровне штатов органами финансового контроля, осуществляющими контрольно-ревизионную деятельность в сфере образования, являются государственный финансовый контролер (аудитор) штата, специализированный контрольно-счетный и аудиторский отдел регионального департамента образования [7; С. 15–16]. Основной фокус данных органов сосредоточен на аудите публичных контрактов, заключаемых от имени федерального правительства, штата, муниципалитета с высшими учебными заведениями, например, на подготовку специалистов или проведение научных исследований. Подотчетность частных университетов и колледжей может достигаться за счет внешнего аудита на основе анализа документов и посещения учреждения профессиональными аудиторами с целью объективации показателей деятельности учреждения или реализации программы. Как правило, любой подобный публичный контракт предполагает и условия о проведении договорного аудита.
Как отмечает Л. Ю. Емченко, в США сформировалась сфера аудиторской деятельности, практически полностью основанная на саморегулировании, а государство практически не участвует в регламентации этих отношений вообще. Основным субъектом регулирования выступают профессиональные аудиторские объединения. Один из них представлен на общенациональном, федеральном уровне и называется Американским институтом дипломированных присяжных бухгалтеров (возник в 1887 г.), который устанавливает профессиональные требования, проводит исследования и публикует материалы по тематике, связанной с бухгалтерским учетом, аудитом, консультационными услугами для администрации и налогами. У AICPA три главных функции: установление стандартов и правил, исследования и публикации, непрерывное обучение. Американский институт сертифицированных общественных бухгалтеров и еще 8 публичных аудиторских компаний объявили в начале 2000-х годов о создании новой организации — Центра качества аудита, который стремится повысить доверие к аудиторской деятельности в США за счет повышения ее качества [3].
Тем самым, развитие контрактных отношений с публичными субъектами-заказчиками, рост увеличения инвестиций в высшее образование обуславливают актуализацию внешнего аудита частных университетов и колледжей. «Идеальная» бухгалтерская отчетность важна для заключения контрактов. Потенциальные партнеры и инвесторы получают информацию о высшем учебном учреждении и из ее финансовой отчетности. Высокое качество финансовой информации позволяет принимать эффективные решения и предупреждать негативные меры со стороны органов государства и штатов [10].
Каждое образовательное учреждение непрерывно осуществляет также внутренний финансовый контроль (аудит), который может реализовываться через специализированные структурные подразделения, например, Отдел финансового контроля (Audit Division) Массачусетского технологического института, периодически предоставляющий доклады руководству вуза. Каждый университет или колледж должны создать и постоянно развивать свою систему внутреннего контроля, чтобы сформировать условия для соблюдения всеми сотрудниками учреждения нормативно-правовых актов в сфере формирования финансовой и иной официальной документации [10]. Эффективная система внутреннего финансового аудита позволяет оценить ключевые показатели текущей экономической деятельности, такие как прибыли, убытки, доходы, расходы, изменения в системе активов и пассивов, изменения по взаиморасчетам с контрагентами, что важно для частного высшего учебного заведения, опирающегося на собственные аккумулированные ресурсы. Н. Н. Ильяшенко, в связи с этим полагает, что непрерывно осуществляемый внутренний аудит имеет определенные преимущества над внешним [6; С. 47].
Таким образом, можно сделать вывод, что независимая оценка бухгалтерской отчетности и иной финансовой документации является неотъемлемой частью повышения эффективности управления частным высшим учебным заведением и значительно снижает риски, которые могут возникнуть при проведении проверок органами государственного финансового контроля. Также аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности, зачастую размещаемое в открытых источниках, имеет важное значение для инвесторов и потенциальных контрагентов (включая публичные образования, такие как федеральное правительство, штаты и муниципалитеты), изучающих ее исходя из собственных задач.
Литература:
- Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об аудиторской деятельности». Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (по состоянию на сентябрь 2023 г.).
- Беденко Н. Н., Сергеева М. Г. Менеджмент образовательных услуг в системе высшего образования // Профессиональное образование и общество. 2020. № 4. С. 15–127.
- Емченко Л. Ю. Зарубежный опыт организации и осуществления аудиторской деятельности // Инновационная наука. 2016. № 7.
- Ендовицкий Д. А., Бахтурина Ю. И. К вопросу об организации внутреннего финансового контроля и аудита в вузах // Международный бухгалтерский учет. 2021. Т. 24. № 6. С. 608–623.
- Зернов В. А. Негосударственные вузы России: современное состояние, тенденции и перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 3–11.
- Ильяшенко Н. Н. Аудит как средство улучшения качества образовательного процесса в вузе: дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2007. 180 с.
- Корф Д. В. Правовые основы финансирования образования в США: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 28 с.
- Фролова Е. А. Внутренний аудит как составляющая системы менеджмента качества вуза // Информационно-управляющие системы. 2008. № 5. С. 56–57.
- Bostan Ionel Special Issue «Audit and Financial Control Tools Aimed at Ensuring the Sustainable Performance of Organizations» // Sustainability. 2021. № 13. 1036.
- Li-chun Chen Research on the Problems and Countermeasures in the Financial Audit and Reimbursement of Local Colleges and Universities // 2020 International Conference on Management, Economy and Law (ICMEL 2020). URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/icmel-20/125946207 (дата обращения: 10.09.2023).
- Mary Fischer, Teresa P. Gordon, Janet Greenlee, Elizabeth K. Keating Measuring Operations: An Analysis of the Financial Statements of U. S. Private Colleges and Universities // SSRN Electronic Journal. 2003. URL: https://www.researchgate.net/publication/317840744_Measuring_Operations_An_Analysis_of_the_Financial_Statements_of_US_Private_Colleges_and_Universitie (дата обращения: 10.09.2023).
- W. Robert Knechel a, Edward Thomas b, Matthew Driskill Understanding financial auditing from a service perspective // 2020. Vol. 81. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0361368219300728 (дата обращения: 10.09.2023).