В исследовании рассматриваются основы правового регулирования свободы средств массовой информации в современной России. Актуальность темы научного исследования обусловлена ростом информационного общества, появлением новых средств массовой коммуникации. Деятельность средств массовой информации в современной России привела к появлению системы, включающей новые субъекты и связей между ними.
Ключевые слова: средства массовой информации, массовые коммуникации, социальные медиа, свобода слова, правовое регулирование.
Развитие массовых коммуникаций порождает возникновение новых терминов, суть которых ещё предстоит раскрыть правовой науке. Наиболее серьезные изменения массовых коммуникаций связаны с развитием Интернета, удобным для производства и распространения информации. Основными новшествами в последнее десятилетие стали сетевые издания и социальные медиа. Всё чаще правоприменителю приходится сталкиваться с ними при разрешении споров между субъектами правоотношений.
Определение сетевого издания дается в ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124–1 «О средствах массовой информации» [1]: сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
Интернет-издания имеют свои особенности, которые отличают их от других средств массовой информации. Во-первых, скорость передачи информации интернет-изданиями значительно выше традиционными СМИ. Они наполняются информацией постоянно. Во-вторых, интернет-издания не зависят от объемов распространяемой информации, они не ограничены тиражом или временным интервалом. Объем передаваемых ими данных гигантский, а скорость, с которой они создаются, стремительна. В Интернете ограничения физического пространства играют гораздо меньшую роль, и сообщения, и информация могут перемещаться на огромные расстояния.
Социальные медиа, в частности, обладают исключительными свойствами. Не будет преувеличением сказать, что социальные медиа претерпевают радикальные позитивные изменения. Генерация, хранение и обмен данными: такова суть социальных сетей.
Социальные медиа — это группа интернет-приложений, которые основываются на идеологических и технологических основах Web 2.0 и позволяют создавать пользовательский контент и обмениваться им [2, c.15].
Объектом социальных медиа является информация, распространяемая среди неопределенного круга лиц. Это означает, что правовым базисом социальных медиа является конституционная свобода массовой информации. Часть 5 Статьи 29 Конституции РФ устанавливает общее лаконичное правило, гарантирующее свободу массовой информации. Более подробно оно раскрывается в Законе «О СМИ»: «не подлежат ограничениям … поиск, получение, производство и распространение массовой информации» [1], при этом под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Таким образом, российское конституционное законодательство допускает выступление социальных медиа в качестве субъектов свободы массовой информации.
В сравнении с классическими СМИ социальные медиа более доступны для рядовых людей, обладают большей скоростью информационного обмена и в наименьшей степени подвержены контрольному воздействию. Но эти их характеристики сильно осложняют отслеживание и устранение неприемлемой как с этической, так и с правовой точки зрения информации.
Нужно отметить, что нынешнее правовое регулирование независимости СМИ в свете роста глобальных коммуникационных сетей не отвечает уровню современных общественных отношений и требует пересмотрения, поскольку допускает быстрое распространение недостоверной информации и предоставляет единственную точку зрения на то или иное событие [3, c. 36–39].
Тем не менее законодателями были предприняты определенные шаги в данном направлении. в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» была добавлена статья 10.6 «Особенности распространения информации в социальных сетях» [4]. В соответствии с данной статьей владелец социальной сети должен организовать мониторинг информации, распространяемой посредством принадлежащей ему социальной сети, в целях выявления и блокирования сведений, указанных в п. 5 ч. 1 вновь введенной статьи. Данная статья также предусматривает возможность владельца социальной сети обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, коим на данный момент является Роскомнадзор, для определения соответствия обнаруженной информации критериям, указанным в п. 5 ч. 1 данной статьи, в том случае, если владелец социальной сети сам не может оценить степень такого соответствия.
Кроме того, в указанный федеральный закон был внесен ряд изменений, касающихся хоть и не социальных медиа, но свободы массовой информации в Интернете. В соответствии со ст. 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4], при обнаружении недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда ряду охраняемых законом интересов, Роскомнадзор уведомляет редакцию сетевого издания о необходимости удаления указанной информации, а в случае, если издание проигнорировало данное требование — обращается к оператору связи с требованием ограничить доступ к сетевому изданию.
Стоит отметить, что указанные изменения в законы имеют определенные недостатки, связанные с опасностью ущемления конституционной свободы массовой информации, но в то же время не стоит забывать о возможности использования социальных медиа для достижения деструктивных целей. Процессы развития информационного общества диктуют необходимость в создании более адекватного механизма их правового регулирования.
В рамках проводимой в последнее время в Российской Федерации реформы гражданского законодательства были изменены правовые нормы о судебной защите нематериальных благ, устанавливающие более широкие средства правовой защиты для лиц, в отношении которых распространены сведения дискредитирующего или диффамационного характера, в том числе и в сети «Интернет». В тех случаях, когда подобные сведения стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, заявителю предоставлено право требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации. А пока лица, нарушившие закон при распространении диффамационной информации через ресурсы в Интернет, не зарегистрированные как СМИ, или социальные медиа понесут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации без учета особенностей, предусмотренных законодательством о СМИ [5, с. 58–59].
Рост использования и производства массовой информации населением, а также расширение информационного рынка обуславливают необходимость совершенствования системы правового регулирования деятельности средств массовой информации в целях содействия развитию информационного общества в Российской Федерации. Значимость исследований правового регулирования СМИ возрастает в связи с усилением требований к информационной безопасности личности, общества и государства.
Литература:
- Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124–1: в ред. Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 290-ФЗ
- Социальные медиа как ресурс интегрированных коммуникативных практик: монография / под ред. Л. П. Шестеркиной. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. С. 15.
- Иванова К. А. Современное понимание права граждан на свободу мнения в киберпространстве, Конституционное и муниципальное право. 2018. N 5. С. 36–39.
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)
- Конституционные гарантии свободы слова и права доступа к информации в сети Интернет: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: специальность 12.00.02 / Щербович Андрей Андреевич; [Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики»]. — Москва, 2013.