Метод проектов — способ организации самостоятельной деятельности кадет по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию, развитие интеллектуальных возможностей, волевых качеств, в процессе деятельности по решению интересующей проблемы [1].
Учебный проект с точки зрения кадета — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, а результат (найденный способ решения проблемы) носит практический характер, и, что весьма важно, интересен и значим для самого открывателя.
Учебный проект с точки зрения воспитателя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, это одно из эффективнейших средств формирования универсальных учебных действий учащихся [2].
В теории и практике выделяют следующие виды проектов [3]:
По доминирующей в проекте деятельности:
— практико-ориентированные (нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы и др.);
— исследовательские (по структуре приближены к научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, цели, задач, методов, источников информации, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, оформление результатов);
— информационные (направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов);
— творческие (не имеет строгой структуры, подчиняется жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);
— ролевые (проектанты выступают в роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
По характеру контактов между участниками проекты бывают [3]:
— внутриклассные;
— внутришкольные.
По количеству участников проекта:
— индивидуальные;
— групповые.
По продолжительности:
— мини-проекты (укладываются в 1 урок);
— краткосрочные (4–5 уроков);
— среднесрочные;
— долгосрочные.
Можно выделить следующие требования к учебному проекту [4]:
- Наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.
- Планирование действий по разрешению проблемы.
- Наличие исследовательской работы учащихся (в том числе работа по поиску и обработке информации).
- Определение результата работы над проектом, иначе говоря, продукта.
- Представление конечного продукта деятельности.
Существуют этапы проектной деятельности [5]:
— мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
— планирующий — подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
— информационно-операционный (кадеты собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; воспитатель наблюдает, координирует, поддерживает);
— рефлексивно-оценочный (кадеты представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; воспитатель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
При таком построении проектной деятельности кадеты оказываются в различных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленных целей.
Осуществление проектной деятельности должно соответствовать возрастным возможностям. Основоположник психолого-педагогической теории Л. С. Выготский писал: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».
Ничто так не расширяет кругозор, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенгазеты, выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает интерес, тогда достигается особый положительный эффект. Деятельность должна заинтересовывать кадет необычными задачами и материалами.
Наряду с формированием универсальных учебных действий кадет одной из ведущих целей Оренбургского президентского кадетского училища является подготовка подрастающего поколения к служению Отечеству на военном поприще. В рамках профессиональной ориентации кадеты 5 учебного курса в 2022/2023 учебном году знакомились с видами и родами войск РФ, чтобы в дальнейшем, при выборе профессии военнослужащего могли свободно ориентироваться в данном направлении. Данную работу мы строили на основе проектной технологии.
Структура занятий состояла из этапов:
— актуализация знаний;
— постановка проблемы исследования;
— выдвижение гипотез (предположений);
— работа в группах, парах (исследование проблемы, подтверждение или опровержение гипотез);
• презентация «продукта» исследования;
— общие выводы по итогам проектной деятельности.
В ходе системы занятий кадеты взвода провели работу по изучению видов и родов войск РФ и представили информационно-исследовательские проекты, которые были направлены на работу с информацией о каком-либо объекте: ознакомление с информацией, ее анализ и обобщение в виде презентаций и подобранных видеоматериалов.
Темы проектов были разделены на группы:
Темы проектов (виды войск):
Темы проектов (рода войск):
- Сухопутные войска.
- Военно-воздушные силы.
- Военно-морской флот.
- Ракетные войска стратегического назначения.
- Космические войска.
- Воздушно-десантные войска.
Для выполнения проектов кадетами была выбрана индивидуальная форма работы. Одним из самых важных этапов проектной деятельности явилась работа с источниками информации: сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников, тем самым формируя информационную компетентность. В ходе проектирования кадеты учились ставить вопросы, а воспитатель, в роли независимого консультанта, отвечал на них. Заключительным этапом проектной деятельности явилась защита проекта. В нашем взводе авторы проектов выступали на классных часах, проводимых на курсе.
При оценивании проекта мы применяли следующие критерии:
Актуальность |
Обоснованность темы проекта |
Полнота изучения вопроса, осведомленность автора по теме |
Достаточно широкое использование источников по данной тематике и свободное владение материалом |
Научность |
Использование научных терминов и оперирование ими |
Системность, структурированность |
Логическая взаимосвязь всех разделов работы, наличие методологического аппарата исследования |
Значимость |
Возможность применять полученные результаты и выводы в теории или практике |
Интегративность |
Связь различных областей знаний в единой идее исследовательского проекта |
Креативность (творчество) |
Наличие оригинальных идей, методов решения |
Публичное представление, коммуникативность |
Логическое представление хода исследования и его результатов; стилистически грамотное и тезисное изложение результатов своей деятельности; соблюдение временного регламента |
Рефлексивность |
Индивидуальное отношение авторов проекта к процессу проектирования и результату своей деятельности. (Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?) |
Для того чтобы кадеты более глубоко осознали суть проектной деятельности, логику ее построения, мы использовали в работе Закон «Шесть П»: то есть проект — это:
1. П-Проблема.
2. П-Проектирование (планирование).
3. П.-Поиск информации.
4. П.-Продукт.
5. П.-Презентация.
6. П.-Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и др.
Проектная деятельность, организованная таким образом, позволила выработать стремление и умение у кадет самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения.
Проектная деятельность способствовала достижению личностных результатов : формирование социальных ценностей, уважительного отношения к иному мнению; развитию мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
достижению метапредметных результатов : развитие мыслительных операций (познавательные УУД), умений работать с информацией, организовывать собственную деятельность, осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку (регулятивные УУД); излагать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог, осуществлять взаимодействие в группах разного состава (коммуникативные УУД); достижению предметных результатов .
В заключение можно сделать вывод, что технология проектной деятельности предоставляет широкие возможности для формирования универсальных учебных действий, способствует подготовке кадет к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс воспитания из стен училища в окружающий мир.
Литература:
- Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.
- Цветкова М. С. Столетие проектного обучения. // (Приложение к газете «Первое сентября»). 2002. № 20.
- Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула //Директор школы. 1998. № 3.
- Гафурова Н. О., Чурилова Е. Ю. Проектный метод. 2002. № 9.
- Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.