В статье представлено содержание работы с родителями в старшей группе детского сада, определены формы взаимодействия с семьей, тематика совместных мероприятий.
Ключевые слова: взаимодействие семьи и ДОУ, работа с родителями, формы взаимодействия с родителями, экскурсия.
Проблема взаимодействия двух институтов воспитания — семьи и детского сада — является одним из самых актуальных вопросов дошкольной педагогики. Это обусловлено тем, что современный этап развития образования требует новых подходов в воспитании и обучении детей, при этом важную роль в этих процессах играют не только педагоги дошкольной образовательной организации (ДОО), но и родители. В связи с этим возникает необходимость взаимодействия с семьей, создание условий для просвещения родителей, формирования у них активной позиции и заинтересованности в достижении целевых ориентиров, которые заявлены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
Необходимость вовлечения родителей в образовательную деятельность отражена в стандарте как «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей» (п. 1.6) [2]. Проблема взаимодействия с родителями нашла свое отражение в работах Е. П. Арнаутовой, О. И. Давыдовой, Т. A. Данилиной, Т. Н. Дороновой, О. Л. Зверевой, Т. В. Кротовой, Т. А. Куликовой и других. В научных исследованиях отмечается, что инициатором осуществления взаимодействия должны стать в первую очередь педагоги, поскольку они более профессионально подготовлены к образовательной работе и понимают, что ее успешность зависит от согласованности действий родителей и педагогов детского сада в воспитании детей.
Организация работы с семьей воспитанников ДОО строится в форме взаимодействия — совместная деятельность педагогов и родителей, направленная на формирование психолого-педагогических, нравственно-этических и других знаний, а также педагогической культуры, знаний и умений родителей по воспитанию своих детей. Взаимодействие с родителями направлено на их педагогическое просвещение, а также на создание условий для совместной деятельности с детьми.
Работа с родителями осуществляется с помощью различных форм взаимодействия. В своей работе мы придерживаемся классификации О. Л. Зверевой, Т. В. Кротовой [1], которые выделяют:
– информационно-аналитические формы взаимодействия, включающие беседы, мониторинг запросов и потребностей, анкетирование, опрос родителей в решении тех или иных вопросов, связанных с воспитанием детей дошкольного возраста; главной задачей данных форм взаимодействия является сбор информации, на основе которой строится работа с родителями и планирование совместной деятельности;
– досуговые формы взаимодействия, которые дают возможность для организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса — детей, педагогов и родителей; к досуговым формам относятся различные совместные мероприятия, праздники, досуги, соревнования, конкурсы, экскурсии, совместные выезды на природу и другие; данные формы способствуют сплочению коллектива, созданию благоприятного психологического климата, развитию дружеских отношений;
– познавательные формы взаимодействия, направленные на ознакомление родителей с основными направлениями работы педагогов ДОО, различными формами и методами работы с детьми, которые можно применять дома; к данным формам взаимодействия относятся родительские лектории, круглые столы, семинары, консультации и другие способы педагогического просвещения родителей;
– наглядно-информационные формы взаимодействия, которые дают возможность познакомить родителей с работой педагога и ДОО в целом; данные формы включают в себя различные наглядные консультации, буклеты, презентации, памятки, рекомендации.
Данные формы работы с родителями активно используются в процессе взаимодействия с семьей в соответствии с образовательной программой и тематическим планом. Рассмотрим содержание работы с родителями на примере детей старшей группы.
В сентябре преимущественно используются информационно-аналитические формы взаимодействия с семьями воспитанников: проведение вводного родительского собрания; оформление информационных стендов; использование интернет-ресурсов, для общения с родителями и ответов на волнующие их вопросы.
Наиболее эффективной и необычной стала познавательная форма взаимодействия с семьями, а именно работа над проектами.
Например, уже в сентябре начали реализовывать авторский проект нашего ДОУ «Петербургские коты», направленный на развитие у детей свободного общения со взрослыми и сверстниками, вне зависимости от их национальной принадлежности, физиологических и психологических особенностей. Игрушечные мягкие котята, изготовленные родителями, непосредственные участники каждого занятия. Игрушка — некий посредник между миром детей и взрослыми. Родители являются активными участниками реализации проекта начиная с создания игрушки. Дети не только используют «котят» на занятиях в рамках проекта, по желанию берут игрушки домой, шить с родителями одежду котятам, наделяя индивидуальностью каждую игрушку. Родители помогают детям делать коллажи, презентации, фотовыставки о похождениях любимого котенка и становятся участниками образовательного процесса. Таким образом, они вместе с семьей преображают игрушки, делают их своими, близкими.
В декабре главной темой является празднование Нового года, зимние забавы и традиции. Одной из форм работы является совместный проект детей и родителей «Как я встретил Новый год». Продуктом проекта выступает фотоотчет, раскраски, книжки-малышки, поделки из разных материалов, новогодние игрушки. Проектная деятельность позволяет организовать совместную работу детей и родителей, рассказать каждому ребенку, как он встретил новогодние праздники в своей семье.
Тематические выставки
Следующая форма работы с родителями — организация совместной экскурсии в музей елочной игрушки. Мероприятие проводится с целью ознакомления детей и родителей с историей елочных украшений и современной технологией их производства. В ходе экскурсии создаются условия не только для обучения и воспитания детей, но и просвещения родителей. Полученные сведения позволяют родителям поговорить с детьми, вспомнить игрушки из своего детства, совместно создать елочные украшения. Итогом работы становится выставка новогодних игрушек, изготовленных детьми и родителями.
В феврале работа с родителями проводится в рамках темы «Наша армия». Организуются такие формы взаимодействия, как информационно-аналитические (опрос родителей «Круг семейного чтения»), досуговые (экскурсия в «Сказкин дом» по теме «Богатыри земли Русской»), познавательные (консультации для родителей о роли патриотического чтения в развитии детей старшего дошкольного возраста), наглядно-информационные (буклет с рекомендациями для совместного чтения детей и родителей).
Особый интерес как у детей, так и родителей вызвала экскурсия в сказочное пространство «Сказкин дом». На экскурсии по теме «Богатыри в русских народных сказках» дети и родители познакомились с образами богатырей, вспомнили русские народные сказки. Одной из задач данной работы было патриотическое воспитание детей: дать представление об истоках русской армии. По итогам экскурсии дети отразили свои впечатления в продуктивных видах деятельности — рисовании, лепке, конструировании и других; по итогам работы была организована выставка.
В марте работа с детьми и родителями строилась в рамках темы «Народные промыслы». Цель: знакомство с историей, видами и особенностями русских народных промыслов. В соответствии с тематическим планом была организована экскурсия в гончарную мастерскую. В ходе мероприятия дети и родители познакомились с историей гончарного искусства, знаменитыми мастерами, видами гончарных изделий. Дети смогли увидеть предметы быта (посуда), игрушки из глины, познакомиться с особенностями их изготовления, росписи. Для детей был проведен мастер-класс, в ходе которого они самостоятельно и поэтапно создавали глиняные игрушки. Итогом работы стало создание в группе мини-музея игрушек. Для родителей был оформлен уголок с рекомендации по работе с глиной в домашних условиях, по совместному изготовлению игрушек из глины в семье.
Помимо экскурсии с родителями организован семинар-практикум по ознакомлению с видами народных подвижных игр. В ходе мероприятия родители заслушали доклад педагога-психолога о пользе игры в целом для развития ребенка, о влиянии подвижных игр на развитие мышления, речи, внимания и памяти. Далее воспитатели группы рассказали о видах народных подвижных игр, представили картотеку наиболее интересных для детей игр. Некоторые игры были проведены с родителями, которые выступали в роли детей.
Организация работы с родителями в апреле была посвящена теме «Космос». Одной из форм совместного досуга детей, родителей и педагогов стало посещение планетария с целью формирования представлений детей о космосе и истории его освоения человеком. Итогом данной работы стала выставка проектных работы детей, которые они выполняли с помощью родителей. Эти были поделки из бумаги и подручных материалов, рисунки на тему космоса.
В мае проведена работа с детьми и родителями по теме «Костюмированный бал в Елагином дворце». Цель: дать представление о жизни знати в петровские времена, о старинных традициях. Дети совместной с родителями участвуют в театрализованном представлении, выполняют различные командные задания, играют в старинные игры.
Таким образом, работа с родителями проводится с целью их просвещения, вовлечения в образовательный процесс. В ходе совместной деятельности со своими детьми создаются условия для сплочения, укрепления детско-родительских отношений. Благодаря разнообразию формы взаимодействия с родителями создаются условия для формирования психолого-педагогических, нравственно-этических и других знаний, а также педагогической культуры, знаний и умений родителей по воспитанию своих детей.
Литература:
- Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОО: методические рекомендации / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: Сфера, 2019. — 112 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 (с изменениями на 8 ноября 2022 года). — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499057887