В данной статье рассматривается понятие технологии «lead-in» как важной составляющей начального этапа урока иностранного языка. Упражнения, применяемые в рамках данной технологии, позволяют постепенно подводить учеников к теме урока, инициировать познавательную деятельность, показывать актуальность изучаемых тем на уроках иностранного языка. Это, в свою очередь, помогает достичь поставленных целей урока и делает его действительно продуктивным и успешным для всех участников учебного процесса.
Ключевые слова: lead-in, технология lead-in, упражнения lead-in, урок, урок иностранного языка, мотивация, начальный этап урока, тема урока.
This article discusses the concept of “lead-in” technology as an important component of the initial stage of a foreign language lesson. The exercises used within this technology allow students to gradually approach the topic of the lesson, initiate cognitive activity, and demonstrate the relevance of topics studied in foreign language lessons. This, in turn, helps to achieve the goals of the lesson.
Основной формой организации обучения является урок. Это понятие имеет множество определений, например, согласно толковому словарю Ожегова, урок представлен как: «учебный час в средних учебных заведениях, посвященный отдельному учебному предмету» [6, с.704]. Толковый словарь Ушакова определяет урок как: «работу, которая задается для выполнения в определенный срок» [8, с.779]. Отечественный педагог, К. Д. Ушинский, описывает урок как: «основную форму обучения, в рамках которой ученики получают новые знания и развиваются как личности» [9, с.22–27]. М. Н. Скаткин определяет урок как: «временную единицу образовательного процесса, целью которой является достижение определенных образовательных результатов» [7, с.87]. Таким образом, можно заключить, что урок представляет собой взаимодействие учителя и учеников, позволяющее систематически и последовательно предоставить знания по предполагаемому предмету. Каждый урок имеет свою специфику и особенности преподавания учебного материала, позволяющие достигать поставленные цели обучения.
Урок иностранного языка также имеет свои особенности, главная из которых — коммуникативная направленность. Для успешного формирования коммуникативной компетенции требуется активная вовлеченность учеников в процесс обучения. Для этого учителю необходимо заинтересовать и удержать их внимание на уроке. Многие педагоги, к примеру, Н. Д. Гальскова [2], А. Н. Щукин [10], Джим Скривенер [14], Джек Ричардс [13], при описании структуры урока выделяют начальный этап как самый важный для формирования интереса к изучению учебного материала. Различные упражнения, которые можно использовать в данной части урока, помогают не только настроить учеников на общение на иностранном языке, но и также вовлечь их в тему урока. Поэтому учителю следует использовать разнообразные технологии начала урока, помогающие сделать процесс обучения более интересным.
Одной из таких технологий является технология «lead-in». Однако в настоящее время отечественные учебно-методические комплексы средней школы не содержат подходящих упражнений относящихся к данной технологии, а многие преподаватели вовсе не принимают во внимание необходимость использования ее на уроке и традиционно начинают урок с представления темы урока, раздела на доске или предъявления списка лексики, грамматики, фонетических упражнения и т. д. напрямую. Таким образом, ученики лишаются возможности спонтанно и по-настоящему входить в ситуацию общения на уроке, утрачивая интерес к изучению значимых для них тем, а результативность работы с учебниками и текстами существенно снижается.
Многие специалисты в области образования и авторы используют различные термины для описания понятия “lead-in”: “step”, “stage”, “technique”, “activity”, “упражнение”, “этап”, “вводное упражнение”. В нашей статье мы придерживаемся понимания «lead-in» как технологии начального этапа урока, которая включает в себя упражнение или систему упражнений. Существует также множество определений термина «LEAD-IN», рассмотрим некоторые из них. Словарь В. К. Мюллера описывает «lead-in» как: «вводное упражнение, введение, вводное слово или вступление» [4]. В статье Лю Цзинся и Эй Цзин «How to Have a Good Lead-in in English Classrooms» данная технология имеет следующее описание: «lead-in длится 3–5 минут вначале или перед презентацией нового материала» [12]. Ричард Арендас также дает определение «lead-in»: «Это технология, используемая учителями в начале презентации (материала), чтобы подготовить учащихся к обучению и установить связь между ними и информацией, которая должна быть представлена» [11]; а также утверждает, что: ««lead-in» помогает учащимся понимать, что их ждет на уроке, что они собираются изучать» [11]. В своей работе «Lead-in как структурный элемент учебного модуля электронного учебника по иностранному языку для специальных целей» М. Г. Бондарев приводит ряд определений для понятия «lead-in» [1], к примеру:
«введение в сюжет урока, определение задач»;
«предварительное введение в тему раздела…»;
«вводное упражнение, предполагающее ответы»;
«введение в тему, выявление знаний обучаемых по теме, отношение изучаемой темы» [1].
Е. Г. Катаева в статье «Введение в тему: задания типа Lead-in для студентов технических специальностей» заключает, что «lead-in» является: «логическим переходом от вводной части урока к основной и направлен на включение студентов в урок, создание необходимых условий к продуктивной работе» [3]. Таким образом, понятие «lead-in» подразумевает технологию начального этапа урока, включающую в себя упражнения или систему упражнений и направленную на подведение учеников к изучению конкретной темы на уроке или к работе с конкретным моментом урока. «Lead-in» активизирует необходимые знания учащихся для изучения темы, а также способствует развитию догадок и предположений, основываясь на имеющейся информации.
Таким образом, основными задачами данной технологии являются:
погрузить учащихся в тему урока, развить интерес к ее изучению;
выявить знания по предстоящей теме;
выявить вероятные трудности, с которыми учащиеся могут столкнуться при изучении темы урока;
показать актуальность темы;
Для применения технологии «lead-in» на уроке иностранного языка необходимо соответствие упражнений определенным принципам. Упражнения и задания «lead-in» должны быть интересными и привлекательными для учащихся. Учитель должен учитывать уровень владения языков учеников и возрастные интересы. Это поможет стимулировать их познавательную деятельность и создать желание быть вовлеченными в процесс. Упражнения также должны быть релевантными , т. е. соответствовать учебному плану, цели урока, раздела, курса. Технология должна содержать упражнения, ориентированные на ученика . В одном классе могут находиться ученики разных способностей, учитель должен адаптировать материал под восприятия любого ученика. Еще один принцип — лаконичность или краткость . Учитывая установленное время урока — 40–45 минут, различными методистами рекомендовано отводить на выполнение упражнений данной технологии не более 3–5 минут. И наконец, должна присутствовать аутентичность (и реалистичность) «lead-in». Материалы, выбранные для выполнения упражнений технологии, должны быть аутентичны, подлинны, а также понятны, просты, жизненны.
Технологию «lead-in» не следует путать с иными способами начала урока иностранного языка. Так, упражнения «warm-up» считаются распространенным способом начать урок более интересно. Однако, «warm-up activities» и технология «lead-in» не одно и то же и имеют разные цели. «Warm-up» упражнения способствуют тому, чтобы «разбудить» учеников и настроить на подготовку к общению на иностранном языке после учебной деятельности на родном языке на родном языке. Они не связаны с темой урока или с любым из его этапов. Такие упражнения более просты, непринужденны и создают настроение у учащихся. В том время как «lead-in» имеет отношение непосредственно к теме урока. Любое упражнение этой технологии заставляет задуматься, погружает в дискуссию, мотивирует по отношению к теме урока. Помимо вовлечения в тему занятия, данная технология помогает активизировать необходимые знания по будущей теме, снимает трудности и психологические барьеры перед обсуждением, а также обосновывает необходимость изучения конкретной темы.
Как показывает анализ методической литературы Джима Скривенера «Learning Teaching» [14], статей М.Новик «Построение этапа урока leadin» [5], Лю Цзинся и Эй Цзин «How to Have a Good Lead-in in English Classrooms» [12], Е. Г. Катаевой «Введение в тему: задания типа Lead-in для студентов технических специальностей» [3], наиболее частыми формами проведения «lead-in» на уроках иностранного языка являются:
- Вопросы. При планировании урока учитель формулирует один или несколько вопросов (не более пяти), относящиеся к теме урока, а затем составляет задание для работы с представленными вопросами. Примерами подобного вида упражнений «lead-in» являются следующие формулировки: «Выберите 2 вопроса для обсуждения», «Ответьте на вопросы в парах/группах, выразив свое мнение», «Поставьте слова в вопросе в правильном порядке, а затем дайте ответ на полученный вопрос» и т. д.
- Медиафайлы. Они представляют собой видео- или аудиоматериалы, а также изображения и фото. Следует подбирать каждый из видов материалов в соответствии с темой урока, исключая лишнюю информацию. Введение в тему урока через образы (использование изображений и фото) является наиболее распространенным, так как они привлекают, помогают размышлять и рассуждать. Учитель может сформулировать задания следующими способами: «Догадайтесь о теме урока, посмотрев на картинку», «Посмотрите на картинку, один из предметов на ней скрыт. Как вы думаете, что это может быть?», «Посмотрите видео и попробуйте сформулировать тему урока» и т. д.
- Новости или высказывания, связанные с темой урока. Предложив ученикам актуальную новость или цитату для обсуждения, учитель также заставляет их погрузиться в обсуждение темы урока. Ученики выражают свое мнение, объясняют свое понимание высказываний, аргументируют, приводят примеры из жизни.
- Истории, анекдоты, рассказы. Интересная, забавная история вовлекает учеников в активное обсуждение и взаимодействие, повышая мотивацию к изучению иностранного языка.
- Игровая форма задания. Еще одним способом проведения упражнений «lead-in» являются игры. Они активизируют, интенсифицируют деятельность учащихся, заставляют их вовлечься в процесс. Учитель проводит небольшую игру, а затем просит догадаться о теме урока по содержанию предложенной игры. К примеру, игра «Две правды, одна ложь» («Two truths and a lie»), по своему содержанию схожа с темой «Знакомства. Общение».
Все виды упражнений технологии «lead-in» не ограничены вышеперечисленными примерами, их достаточно много. Учителю следует опираться на свой опыт, учитывать особенности учебной группы и сложность учебного материала при составлении и проведении данных упражнений. Тема урока играет ключевую роль в процессе изучения иностранного языка, поскольку она определяет направление, в рамках которого будет происходить усвоение нового учебного материала. Эффективное использование «lead-in» позволяет педагогу плавно и интересно подвести учеников к основной части занятия, увлекая их и стимулируя активное участие в образовательном процессе. Это, в свою очередь, способствует достижению поставленных целей урока и делает его по-настоящему продуктивным и успешным для всех участников образовательного процесса.
Литература:
- Бондарев М. Г., Бакулев А. В. «Lead-in как структурный элемент учебного модуля электронного учебника по иностранному языку для специальных целей». [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: Известия Южного федерального университета. Технические науки. (Дата обращения 8.09.23)
- Гальскова Н. Д., Васильевич А. П., Коряновцева Н. Ф., Акинмова Н. В. Основы методики обучения иностранным языкам. [Текст] / Н. Д. Гальскова. — М.: КНОРУС, 2017. — 390 с.
- Катаева, Е. Г. «Введение в тему: задания типа Lead-in для студентов технических специальностей». [Электронный ресурс]. — 2022. — Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_49240975_57625405.pdf (Дата обращения 7.09.23)
- Мюллер В. К. Полный англо-русский русско-английский словарь. 300 000 слов и выражений — М.: Эксмо, 2015. — 1328 с.
- Новик М. Построение этапа урока leadin. [Электронный ресурс]. — 2017. — Режим доступа: http://iyazyki.prosv.ru/2017/09/leadin/ (Дата обращения 15.09.2023)
- Ожегов, С.И.,Толковый словарь русского языка [Текст]: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Азъ, 1994. — 907 с.
- Скаткин М. Н., Данилов М. А., Дидактика средней школы [Текст]: Некоторые проблемы соврем. дидактики: [Учеб. пособие для пед. ин-тов] / — Москва: Просвещение, 1975. — 303 с.
- Ушаков, Д.Н.,Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. — Москва: Дом Славянской кн., 2008. — 959 с.
- Ушинский К. Д. О школьных учебниках, учебных книгах и работе с ними // Проблемы школьного учебника. — М., 1972. — Вып. 2. — С. 22–27с.
- Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов [Текст] / А. Н. Щукин. — 3-е изд. — М.: Филоматис, 2007. — 480 с.
- Arendas R. Learning to Teach (The Fourth Edition). — New York: The, McGraw, Hill Companies, Inc., 1998–240p.
- Liu Jingxia, He Jing «How to Have a Good Lead-in in English Classrooms». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pdf4pro.com/view/how-to-have-a-good-lead-in-in-english-classrooms-5293ba.html (Дата обращения 2.09.23)
- Richards Jack C., Renandya Willy A. «Methodology in Language Teaching» — Cambridge University press., 2002– 432 p.
- Scrivener J. «Learning Teaching» — 3 rd ed. — McMillan Publishers Lmtd., 2011. — 416 p.