В статье раскрываются особенности нейропсихологии как метода коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, определяются цель и задачи данного метода. Представлен пример использования нейропсихологии при развитии речи с помощью авторской программы «Музыка, движение, мозг».
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, ОНР, нейропсихология, мозг, речь, музыка, движение, взаимодействие.
The article reveals the features of neuropsychology as a method of correctional work of a children speech therapist working with general speech underdevelopment, defines the purpose and objectives of this method. The article shows an example of neuropsychology in speech development using the author's program «Music, movement, brain» is presented.
Keywords: general speech underdevelopment GSU, neuropsychology, brain, speech, music, movement, interaction.
Современные реалии таковы, что количество детей, имеющих проблемы с речью, с каждым годом становится все больше. Так, согласно имеющимся статистическим данным, на 2023 год в нашей стране зарегистрировано около 1 миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья, из которых приблизительно 40 % приходится на нарушение речи [5]. Кроме того, по заявлению ректора Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина, члена экспертного совета Ассоциации родителей детей и взрослых с дислексией Маргариты Русецкой, «в России около 60 % школьников приходят в первый класс с нарушениями устной речи, к которым также добавляются проблемы с письмом и чтением» [3].
При этом значение речи в области развития и обучения ребенка, а также вхождения его в социум, трудно переоценить. По верному утверждению М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, «овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании» [1, с. 18].
В настоящее время специалистами используется множество традиционных и инновационных методик, направленных на речевое развитие дошкольников. Среди них, в частности, можно назвать ТРИЗ-технологии, мнемотаблицы, арт-терапию, синквейн, ИКТ-технологии и множество других. В рамках данной статьи будет рассмотрен один из наиболее эффективных и отлично зарекомендовавших себя методов коррекционной деятельности в работе учителя-логопеда — метод нейропсихологии.
Согласно Э. Р. Казымовой, «нейропсихология — это наука, изучающая мозговую организацию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи» [2, с. 169].
Развитие нейропсихологии берет свое начало с изучения локальных поражений мозга, это многим дало основание считать, что она имеет отношение только к патологии мозговых систем. Тем не менее, это далеко не так. Еще А. Р. Лурия, который является создателем системы отечественной нейропсихологии, неоднократно высказывал мысль о том, что нейропсихологический анализ позволяет раскрыть функциональный состав письма в норме.
Основная гипотеза нейропсихологи строится на том, что одной из основных причин слабого речевого развития человека является нарушение межполушарного взаимодействия. Следовательно, цель современной нейропсихологии и ее ценность в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи (далее ОНР) заключается в определении связей структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением человека и восстановлении межполушарных связей.
В качестве основных задач нейропсихологии выделяются следующие:
– выявление особенностей в работе мозга в ходе функционирования индивидуума в тех или иных условиях внешней и внутренней среды;
– проведение нейропсихологического анализа, значение которого приобретает особую актуальность при локальных повреждениях мозга;
– анализ функционирования мозга в целом, а также его отдельных частей.
Согласно информации, представленной Н. В. Репиной и соавторами, «несформированность тех или иных высших психических функций может быть связана либо с задержкой созревания определенных зон мозга, либо с недоразвитием межанализаторных связей. Поскольку в нейропсихологии функция рассматривается как сложная функциональная система, то нарушение любого звена этой системы и на любом уровне приводят к дефекту функции. Но механизмы этого нарушения будут разные. Раннее нейропсихологическое обследование ребенка дает возможность установить уровень сформированности его психических функций и готовности к обучению, поставить точный диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения ребенка» [4, с. 228].
Таким образом, использование нейропсихологии в работе учителя-логопеда, позволяет выявить причины слабого речевого развития ребенка, обусловленные недоразвитием мозга, и работать не с симптомами, а уже с самой проблемой.
Ориентируясь на возможности нейропсихологии в области выстраивания необходимых нейронных связей и соответствующих норме психических процессов, я разработала программу «Музыка, движение, мозг». Как показывают данные многих отечественных и зарубежных исследователей, а также мои личные наблюдения, дети, имеющие проблемы с речью, как правило, испытывают определенные трудности с координацией движений, а также среди них наблюдается отставание и в музыкальном развитии. Данная тенденция обусловлена тем фактом, что и в речевом, и в двигательном развитии срабатывают одни и те же схемы, а следовательно, задействованы те же отделы головного мозга: кора головного мозга, лимбическая система, ассоциативная кора, подкорковые структуры, мозжечок. Таким образом, выполняя под соответствующую музыку определенные движения, дети активизируют работу определенных центров головного мозга, что автоматически способствует развитию речи. В подтверждении данного утверждения целесообразно процитировать выражение известного русского физиолога И. П. Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
В настоящее время в моей программе имеется 10 упражнений, к каждому из которых подобрана соответствующая музыка. На рисунке 1 представлены основные упражнения, используемые мною как учителем-логопедом в коррекционной деятельности в рамках программы «Музыка, движение, мозг» с описанием цели каждого из используемых упражнений.
Рис. 1. Упражнения, реализуемые в рамках программы «Музыка, движение, мозг»
Среди основных принципов, которыми я руководствуюсь в своей работе, следует назвать:
– индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление каждому возможности выполнять задания в своем ритме. Этот принцип строится на таком направлении нейропсихологии, как нейропсихология индивидуальных различий, в соответствии с которым для детей характерна определенная доля неравномерности развития высших психических функций;
– многократное повторение действий, способное создать в мозге ребенка необходимые нейронные связи;
– развитие интереса ребенка к движениям и благоприятный эмоциональный настрой, позволяющие детям с удовольствием выполнять предлагаемые движения и улучшать восприятие информации, что, в свою очередь, повышает мобильность мышления;
– выстраивание партнерских, доверительных отношений педагога с детьми. Если ребенок не будет доверять педагогу, он не сможет до конца расслабиться в его присутствии, а именно на расслаблении должно строиться выполнение предлагаемых физических упражнений и именно расслабление дает тот самый необходимый эффект.
Представленную программу я реализую в течение последних 10-ти месяцев и наблюдаю значительные улучшения в развитии речи среди своих воспитанников. Так, из 25-ти детей, которые постоянно посещают мои занятия, абсолютно все дети иллюстрируют положительную динамику в звукопроизношении, в развитии связной монологической речи, а также в координации движений. Кроме того, улучшилось общее эмоциональное состояние детей: они стали менее плаксивыми, более открытыми, улыбчивыми, стали лучше идти на контакт со взрослыми и сверстниками.
В заключение следует отметить, что среди несомненных преимуществ использования нейропсихологии в коррекционной деятельности учителя-логопеда с помощью программы «Музыка, движение, мозг» выделяются:
– комплексность работы (концентрация не только на автоматизации звуков, но сочетание ее с двигательной активностью, с музыкальным восприятием);
– предоставление возможности детям двигаться (чего очень не хватает современным образовательным программам);
– благоприятная эмоциональная атмосфера, позволяющая детям быть самими собой и полностью раскрыться в движении;
– воздействие на корень проблемы и ее устранение (путем выстраивания через движение необходимых связей между полушариями головного мозга).
Литература:
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: «Академия», 2000. — 400 с.
- Казымова, Э. Р. Нейропсихологические приемы и методы в системе логопедической работы по преодолению дислексии и дисграфии / Э. Р. Казымова // Специальное образование и социокультурная интеграция — 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии. — Саратов: Саратовский источник, 2019. — С. 168–173.
- Около 60 % российских детей приходят в первый класс с нарушениями устной речи. — URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/10/5/shkolniki/18192-okolo_60_rossiyskih_detey_prihodyat_v_pervyy_klass_s_narusheniyami_ustnoy_rechi (дата обращения: 28.09.2023).
- Репина, Н. В. Основы клинической психологии: учеб. пособие для студентов вузов / Н. В. Репина, Д. В. Воронцов, И. И. Юматова. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 479 с.
- Статистика о детях с ОВЗ в России в 2023 году: данные и тренды. — URL: https://investim.guru/obzory/statistika-o-detyah-s-ovz-v-rossii-v-2023-godu-dannye-i-trendy (дата обращения: 28.09.2023).