В данной статье затрагивается проблема выбора профессии учащихся школ. Благодаря ряду мероприятий при проведении профориентационной работы ученики школ могут оопределиться с выбором будущей специальности. Одной из самых эффективных форм деятельности профориентационной работы является мастер-класс, так как подразумевает обучающий тренинг-семинар, при котором происходит передача практического опыта от преподавателя к ученикам. Поэтому по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» для презентации специфики работы монтера была выбрана данная технология. В заключении статьи приведен план-конспект мастер-класса и критерии оценивания результатов.
Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей профессии. Эта проблема является достаточно сложной для учеников, которые не определились с будущей специальностью. Для учащихся вопросы профориентации актуальны и знакомы, но с какой стороны подойти к решению, далеко не все представляют. Поэтому школы и профессиональные образовательные учреждения могут совместно разработать ряд мероприятий, которые будут способствовать самоопределению учащихся.
В общеобразовательных учреждениях профориентационная работа ведется нацелено на выбор конкретной профессии каждым учеником или с целью формирования универсальных качеств (общих компетенций), позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный выбор профессии.
Профориентационная работа является системой учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о будущей профессии.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе и в профессиональных образовательных учреждениях приносит большую пользу тогда, когда привлечен весь педагогический коллектив и работодатели.
В нашем техникуме профориентационная работа проводится под ответственностью руководителя центра содействия трудоустройства выпускников, ответственного секретаря приемной комиссии, преподавателями общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Формы деятельности профориентационной работы в техникуме:
— дни открытых дверей; презентация профессий, специальностей; выставки; экскурсии;
— мастер-классы, тренинги;
— поддержка страницы по профориентации на сайте техникума;
— видеоролики, виртуальные экскурсии по техникуму;
— выезд профориентаторов в школы близлежащих районов;
— профориентационный проект «Билет в будущее»;
— сотрудничество с работодателями, проведение совместных мероприятий, взаимодействие с социальными партнерами.
Для того, чтобы качественно проводилась профориентационная работа в нашем техникуме действует проект «Транспортная школа». В рамках данного проекта проводятся различные мероприятия: профпробы, мастер-классы, экскурсии, встречи с выпускниками техникума, которые успешно работают по своей специальности. Также с нового учебного года планируется открытие железнодорожного класса, который будет проходить в форме элективного курса.
На наш взгляд, самой эффективной формой проведения профориентационной работы является мастер-класс. Так как мастер-класс представляет собой тренинг-семинар для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения интереса школьников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-классы проводят все преподаватели специальных дисциплин для школьников, которые приезжают для ознакомления со специальностями, материально-технической базой, особенностями проведения занятий.
План-конспект мастер-класса
Тема мастер-класса: «Рабочая профессия — монтер пути»
Цель : Ознакомление с профессией монтера пути
Задачи :
1) Демонстрация преподавателем конструкции и отдельных элементов верхнего строения пути;
2) Наглядный показ последовательности действий при выполнении работ в качестве монтера пути.
План проведения мастер-класса:
1. Вступительная часть, где даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
2. Основная демонстрационная часть;
3. Разделение по командам из 3–4 обучающихся;
4. Выполнение заданий, связанных с профессией монтера пути;
5. Взаимопроверка обучающимися выполненных заданий;
6. Обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;
7. Подведение итогов руководителем мастер-класса.
I Этап «Верхнее строение пути»
Верхнее строение пути служит для направления движения подвижного состава, восприятия силовых воздействий от его колес и передачи их на нижнее строение.
Верхнее строение пути представляет собой комплексную конструкцию, включающую балластный слой, шпалы, рельсы и рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, мостовые и переводные брусья [2 с.62].
Задание : Викторина «Железнодорожный путь»
- Назовите основные элементы верхнего строения пути ( ответ : рельсы, шпалы, балластный слой, рельсовые скрепления);
- Какие виды шпал вы знаете? ( ответ : железобетонные, деревянные);
- Чем скрепляют рельсы к деревянным шпалам? ( ответ : костылями);
- С помощью чего скрепляют рельсы между собой? ( ответ : накладками, болтами, гайками, шайбами);
- Какие материалы применяют в качестве балласта? ( ответ : щебень, гравий, песчано-гравийная смесь).
II этап «Сигнальные знаки»
Сигналом называется условный видимый или звуковой знак, с помощью которого подается определенный приказ, подлежащий безусловному выполнению. Работники железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала [2 с.135]. Визуальные (видимые) сигналы подаются сигнальными приборами железнодорожного транспорта (светофорами, локомотивными светофорами (устройствами индикации локомотивных устройств безопасности), семафорами, дисками, щитами, фонарями, флагами, сигнальными указателями и сигнальными знаками) [3 с.94].
Задание : Установите соответствие между знаками и их названиями
Таблица 1
Сигнальные знаки на железнодорожном транспорте
Сигнальные знаки |
Наименования |
||
|
|
А. |
Переносные сигналы «Уменьшение скорости» |
|
|
Б. |
Сигнал остановки |
|
|
В. |
Сигнальные знаки «начало опасного места» и «конец опасного места» |
|
|
Г. |
Сигнальный знак «о подаче свистка» |
Запишите ответы в данной таблице
1 |
2 |
3 |
4 |
Правильный ответ : 1-Б; 2-А;3-Г; 4-В
III этап «Путевые шаблоны»
Проверка ширины рельсовой колеи и уровня производится по ходу осмотра выборочно шаблоном типа ЦУП [1 с.123]. Штангенциркуль предназначен для измерения геометрических параметров элементов верхнего строения пути.
Оборудования : шаблон путеизмерительный ПШ1520, штангенциркуль путевой ПШВ «Путеец», рельс Р 65
Измеряемые параметры :
- ширина колеи;
- уровень рельсовых нитей;
- высота рельса Р65;
- ширина головки рельса Р65.
Задание : При помощи путевых шаблонов измерьте геометрические параметры верхнего строения пути
Таблица 2
Практические задания
№ п/п |
Задание |
Изображение |
Ответ |
1 |
С помощью данного шаблона измерьте ширину колеи и запишите результат |
Путевой шаблон устанавливают, как показано на рисунке 1.
Рис. 1 Шаблон путеизмерительный ПШ1520 Для измерения ширины колеи считать показания против стрелки по шкале рис. 2
Рис. 2 Шкала измерения |
|
2 |
С помощью данного шаблона измерьте уровень рельсовых нитей и запишите результат |
Необходимо поворачивать диск шкалы возвышения шаблона до тех пор, пока пузырек ампулы не встанет между средними штрихами ампулы рис. 3
Рис. 3 Уровень |
|
3 |
При помощи штангенциркуля измерьте высоту рельса Р65 |
Установите штангенциркуль путевой ПШВ «Путеец» на измеряемый рельс, как показано на рис. 4, подведите рамку большую до упора измерительного наконечника в головку рельса и закрепите рамку зажимны устройством.
Рис. 4 Измерение высоты рельса |
|
4 |
Используя штангенциркуль, измерьте ширину головки рельса Р65 |
Установите штангенциркуль ПШВ «Путеец» на головку рельса так (рис. 5), чтобы измерительная поверхность движка касалась поверхностикатания головки, а штанга направлена внутрь наконечников. Сведите губки штангенциркуля до касания измерительныеми наконечниками головки рельса и закрепите положение зажимным устройством
Рис. Измерение головки рельса |
Результат: количество правильных ответов, вовлеченность в работу всей команды.
Наибольшее количество правильных ответов означает заинтересованность школьников к профессии монтера пути.
После проведения мастер-класса обучающимися были проведены самоанализы для выявления удачных и менее удачных этапов, чтобы затем внести в содержание и форму проведения коррективы.
Для определения эффективности, подготовки и проведения мастер-класса использованы следующие критерии: презентативность, мотивированность и последовательность.
Литература:
- Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути, утверждённая распоряжением ОАО «РЖД» № 2288р от 14.11.2016
- Общий курс железных дорог: учеб. пособие для студентов 2 курса / Т. В. Бахтина. — Волгоград: ВТЖТ — филиал ФГБОУ ВО РГУПС, 2021. — 224 с.
- ПТЭ ЖД РФ 2022 — Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России № 250 от 23.06.2022. — 523 с.