Реформирование института крупных сделок и сделок с заинтересованностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 02.10.2023

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Кожевников, В. В. Реформирование института крупных сделок и сделок с заинтересованностью / В. В. Кожевников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106305/ (дата обращения: 18.12.2024).



Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 66 признает хозяйственными обществами корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. В настоящее время существует два вида хозяйственных обществ: общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. При осуществлении хозяйственного оборота хозяйственные общества заключают различные виды сделок.

Становление развития института крупных сделок в России начался в начале 90-х годов и обусловлен принятием в 1992 году указа Президента РФ № 7214. С 1992 года исключительной компетенцией собрания акционеров стало принятие решения о продаже, сдаче имущества в аренду, залог, иное отчуждение имущества, если стоимость предмета договора более 10 % всех активов общества. Непосредственно институт крупных сделок появился в России в 1995 году, с принятием ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», а затем и Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в которых закреплялись положения, регулирующие крупные сделки.

В 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2019 № 356-ФЗ «О внесении изменений в статью 83 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статью 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», касающийся порядка согласования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Новеллы корпоративной реформы коснулись не только понятийного аппарата: крупная сделка, сделка с заинтересованностью, но и существенно изменили подход законодателя к регулированию этих категорий сделок, в частности, установлен порядок для определения стоимости крупной сделки, аффилированность заменена понятием контролирующего лица, исключен критерий убыточности для признания сделки недействительной, одобрение сделки заменено на извещение о заключении сделки.

На наш взгляд, основной целью реформирования указанных видов сделок является предотвращение несанкционированного вывода активов хозяйствующим субъектом в ущерб интересов участников корпоративных отношений.

Следует сказать, что несмотря на все попытки законодателя соблюсти разумный баланс интересов участников хозяйственной деятельности, некоторые проблемы и в настоящее время остались нерешенными, поскольку именно практическая реализация установленных норм, позволяет выявить возникающие пробелы и разночтения.

Квалификация сделки в качестве крупной до реформирования и после кардинально отличается.

Особенности правовой регламентации крупных сделок, заключаемых юридическими лицами, позволяют выделить 2 критерия разграничения крупных сделок, совершаемых:

1) хозяйственными обществами;

2) остальными юридическими лицами.

Первый критерий — определение крупности сделки, выраженной в процентном соотношении при отчуждении и/или приобретении имущества к активам организации, так и фиксированный размер (для государственных и муниципальных предприятий).

Следующий критерий — балансовая стоимость активов общества, определяемая на основании данных их бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Имущественная база для государственных и муниципальных предприятий — уставной фонд.

Несмотря на то, что законодатель определяет общую цель правового регулирования крупных сделок, тем не менее существуют различия в критериях крупной сделки в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.

Исходя из определения крупной сделки, можно выделить существенные признаки, отграничивающие крупные сделки от иных гражданско-правовых сделок:

1) выход за пределы обычной хозяйственной деятельности,

2) цена отчуждения или балансовая стоимость имущества, являющегося предметом сделки, превышает 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества в соответствии с данными бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;

3) связана с приобретением и/или отчуждением имущества юридического лица;

4) может предусматривать обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или приравненного к нему средства индивидуализации на основании лицензии.

В действующем законодательстве определены лишь некоторые виды крупных сделок, совершаемых юридическими лицами: заем, кредит, залог, поручительство, приобретение долей/акций либо ценных бумаг.

Практика заключения крупных сделок позволяет отнести к их числу договоры о прощении долга, уступки права требования, о переводе долга, внесении вклада в уставный капитал другого хозяйственного общества и другие.

На наш взгляд, указанные в законодательстве критерии не представляются достаточно чёткими, в связи с чем Постановление Пленума ВС РФ № 27 в п. 9 даёт расширенную трактовку, указывающую на критерии необходимые для отнесения сделки к категории крупной, в частности, отмечается, что «для квалификации сделки как крупной необходимо одновременное наличие у сделки на момент ее совершения двух признаков количественного (стоимостного) и качественного (выход за пределы обычности)».

Согласно п. 4 ст. 78 Закона № 208-ФЗ под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, заключаемые при осуществлении деятельности соответствующим обществом либо иными организациями, осуществляющими аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов. Данное обстоятельство не могло не сказаться на разрешении возникающих споров.

Тем не менее, при рассмотрении критерия выхода за пределы обычной хозяйственной деятельности общества у нас возникает целый ряд вопросов.

Как показал анализ действующего законодательства, для отнесения сделки к крупной по качественному признаку необходимо доказать факт существенных изменений масштабов деятельности, в связи с чем возникает вопрос, насколько сильно должен смениться курс хозяйственного общества, для отнесения изменения к категории существенных? Какие критерии могут стать оценочными при измерении изменения деятельности общества?

К сожалению, текущая редакция законодательства ответов на данные вопросы не дает. Представляется, что при рассмотрении каждого конкретного случая суд будет учитывать различные оценочные критерии, определяющие изменение масштаба деятельности общества, а также доводов, представленных сторонами в судебном заседании.

К оценочным критериям можно отнести территориальный, финансовый, а также критерий изменения фактических объёмов производства.

Положения Постановление вызывает некоторые вопросы относительно редактирования базовых условий уже одобренной сделки. Согласно этому Постановлению, любые изменения в базовых условиях сделки будут рассматриваться как отдельная сделка, требующая отдельного одобрения. Однако, не совсем понятно, что именно подразумевает Верховный суд под этими положениями. В связи с этим возникают разногласия в практике применения. Некоторые считают, что для любых изменений в базовых условиях сделки необходимо получить отдельное одобрение, в то время как другие считают, что такое одобрение требуется только в определенных случаях.

Таким образом, на практике возникают сложности в определении, когда именно требуется отдельное одобрение для изменения базовых условий уже одобренной сделки.

Согласно мнению некоторых юристов, использование указанного положения следует рассматривать только в случаях, когда условия сделки являются самостоятельными и оторваны от основной сделки, а также удовлетворяют критерию существенности. К сожалению, вопросы, имеющие важное значение, остались без ответа в положениях Пленума. В настоящее время хозяйственные общества, совершающие сделки, сталкиваются с наибольшими проблемами в данной ситуации, поскольку их деятельность может быть подорвана из-за отсутствия четких критериев для определения сделки как крупной. Например, действующее законодательство не предусматривает возможности отнесения к крупной сделке таких сделок, как вывод и продажа ликвидного актива общества. Однако на практике возникают ситуации, когда недобросовестные участники общества выводят и продают ликвидные активы компании, составляющие менее 25 % от общей балансовой стоимости активов. Это приводит к снижению оборотов общества, возникновению признаков неплатежеспособности и, в конечном итоге, к его банкротству. Таким образом, необходимо разработать более четкие критерии для определения сделок как крупных, чтобы предотвратить подобные негативные последствия для хозяйственных обществ.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность от 03.07.2016 № 343-ФЗ изменил и конструкцию сделок с заинтересованностью. Согласно п. 1 ст. 83 Закона об АО и п. 4 ст. 45 Закона об ООО «сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует обязательного предварительного согласия на ее совершение». Такое согласие необходимо, только если с соответствующим требованием обратились лица, управомоченные на это законами об АО и ООО. Законы об АО и ООО не предусматривают обязательного согласия высшего органа управления общества на совершение исполнительным органом сделки с заинтересованностью, к таким сделкам правила ст. 173.1 ГК РФ не применяются. Однако теперь в абз. 2 п. 1 ст. 84 Закона об АО и в абз. 2 п. 6 ст. 45 Закона об ООО содержатся прямые отсылки к п. 2 ст. 174 ГК РФ, по существу, прямо указывающие на то, что институт недействительности сделки с заинтересованностью является частным случаем предусмотренного этой нормой ГК РФ института недействительности сделки, совершенной представителем или действующим от имени юридического лица без доверенности органом юридического лица в ущерб интересам представляемого или интересам юридического лица.

В сделках с заинтересованностью присутствует конфликт интересов, поэтому вместо «получения согласия» надо применять «Особый порядок информирования о сделке с заинтересованностью».

Если сделка классифицируется одновременно как: крупная и с заинтересованностью, то для нее действуют требования, применяемые как к крупным сделкам и как к сделкам с заинтересованностью.

Поскольку несколько связанных сделок входят в категорию крупных, необходимо установить взаимосвязь между сделками (срок, в течение которого заключены; общая экономическая цель; переданные в рамках этих сделок активы находятся у одного лица).

Вместо термина «аффилированные лица» в сделках с заинтересованностью стало употребляться понятие «контролирующее лицо». Сделка считается сделкой с заинтересованностью, когда установлено подтверждение того, что контрагентами в этой сделке выступают: физические лица, а также их родственники (дети, родители, супруги, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также усыновители и усыновленные); юридические лица (которые являются заинтересованными, а также юридические лица, под контролем которых находится контрагент, или лица, находящиеся в родственной связи с заинтересованным лицом или лицо, занимающее должность в органах управления самого юридического лица или в органах управления такого юридического лица). Ранее заинтересованными лицами считались акционер, либо участник, общества, имеющий совместно с его аффилированными лицами двадцать и более процентов голосующих акций общества или голосов от общего числа голосов участников общества.

Проведенное исследование иллюстрируют необходимость дальнейшего усовершенствования законодательной базы РФ в области крупных сделок и сделок с заинтересованностью, что, по нашему мнению, найдет эффективное применение в деятельности хозяйственных обществ.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) часть 1 от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ
  2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об акционерных обществах»
  3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обществах с ограниченной ответственностью»
Основные термины (генерируются автоматически): сделка, общество, крупная сделка, юридическое лицо, заинтересованность, ограниченная ответственность, действующее законодательство, критерий, обычная хозяйственная деятельность, отдельное одобрение.


Задать вопрос