Цифровая экономика является неотъемлемой частью экономики, в которой доминируют знания о предметах и нематериальное производство — основной показатель, характеризующий информационное общество. Понятия “цифровая экономика”, “экономика знаний”, “информационное общество” и их аналоги, представленные в современной научной литературе, формируют новую социально-экономическую систему, которая приходит на смену прежней индустриальной парадигме.
В связи с этим развитые страны мира уделяют пристальное внимание гармоничному развитию системообразующих элементов цифровой экономики, информационного общества и экономики знаний.
Цифровая трансформация как процесс интеграции цифровых технологий. Цифровая трансформация требует смещения в сторону передовых технологий и повышения гибкости центров обработки данных, которые должны поддерживать передовые технологии. Этот процесс также означает постепенный отказ от устаревших технологий, обслуживание которых может быть дорогостоящим для социально-экономической системы, а также изменение культуры, которая теперь должна поддерживать ускорение процессов, обеспечиваемых цифровой трансформацией. Цифровая трансформация обеспечивает максимально полное раскрытие потенциала цифровых технологий за счет их использования во всех аспектах бизнес-процессов, продуктах и услугах, подходах к принятию решений. Важно подчеркнуть, что одних технологий никогда не будет достаточно для цифровой трансформации. Для того чтобы процесс цифровой трансформации был завершен, необходимы четко сформулированные бизнес-цели и данные. Таким образом, цифровую трансформацию можно рассматривать только на пересечении всех трех измерений (сформулированная бизнес-задача, доступность данных и сама технология).
Таким образом, «цифровая трансформация предполагает фундаментальное переосмысление того, как работает организация и как она взаимодействует с окружающей средой». Главной движущей силой перемен является современный потребитель — бизнес меняется под влиянием новых факторов. Именно поэтому цифровая трансформация — это не только услуга консалтинговых компаний, но и фундаментальный процесс, который переживает мировое сообщество, адаптируясь к новым условиям и предпочтениям общества цифровой экономики. Те. цифровая трансформация — это не столько технология, сколько изменение мышления в новых условиях новой цифровой экономики. Давайте обозначим основные преимущества, которые цифровая трансформация приносит всем субъектам бизнеса (рис.1):
Рис. 1. Основные преимущества цифровой трансформации
Анализ вышеперечисленных преимуществ показывает, что они наиболее существенно проявляются при предоставлении услуг, что определяется общеизвестными свойствами услуг, такими как их персонализированный характер, ориентация на взаимодействие исполнителя (производителя) и заказчика (потребителя), нематериальный и — часто — информационный характер и т. д. Именно поэтому процессы цифровой трансформации наиболее активны в сфере услуг (розничная торговля, туризм, консалтинг, развлекательные услуги и т. д.), а также в тех сегментах экономики, которые получают добавленную стоимость от развития сервисной деятельности (например, в банковском секторе).
Методология оценки готовности страны к цифровой экономике. Методология оценки готовности стран к цифровой экономике предназначена для оценки текущего уровня развития и определения уровня зрелости цифровой экономики в стране. Оценка помогает выявить ключевые пробелы, проблемы и возможности для будущего роста, а также области, требующие более тщательного анализа.
Цифровая экономика — экономика, основанная на развитии и использовании цифровых технологий, — построена на фундаменте, обеспечивающем экономические и социальные преобразования. Он состоит из (рис.2):
Рис. 2. Фундаменты цифровой экономики
Цифровая экономика оказывает влияние на государственный и частный секторы, а также на общество в целом. В связи с этим методология предусматривает оценку:
— цифровая трансформация государственного сектора, которая включает цифровые и нецифровые факторы, а также использование традиционных и новых цифровых технологий в государственном секторе;
— цифровая трансформация частного сектора, включая цифровые и нецифровые факторы, использование традиционных и новых цифровых технологий в частном секторе;
— цифровые граждане и потребители, что означает доступ граждан к цифровым технологиям и использование цифровых технологий в социально-экономической деятельности, в том числе для работы, покупки товаров и услуг, образования, общения в социальных сетях, участия в политической жизни и т. д.
Цифровая трансформация оказывает значительное влияние на экономические и социальные процессы, в первую очередь на экономический рост, рынок труда и качество обслуживания. Каждая предметная область оценки характеризуется набором из двух типов показателей — количественных (в том числе используемых международными организациями) и качественных, характеризующих важные аспекты развития, которые не имеют метрик. Для определения сильных и слабых сторон и приоритетных направлений развития цифровой экономики в стране все показатели оцениваются по пятибалльной шкале с учетом сравнительного анализа мирового опыта и лучших практик.
Выводы. Формат цифровой трансформации, ее скорость и эффекты существенно различаются в зависимости от исходных условий, достигнутого уровня цифровизации и многих влияющих факторов, однако единая методология и определенный набор универсальных рекомендаций по преобразованию социально-экономических систем посредством цифровой трансформации формируют научную основу успеха и эффективности. Определение цифровых платформ как одного из основных трансформирующих инструментов цифровой экономики обусловлено их широким потенциалом для постоянного развития, совершенствования и расширения границ деятельности, направленной на обслуживание различных бизнес-функций: обработка информации, телекоммуникации, финансовые аспекты обеспечения основной деятельности организации, благодаря высокая способность генерировать новые знания, основанные на накопленном опыте и прорывных технологиях.
В процессе перехода к цифровой экономике взаимоотношения между основными операторами ИТ-рынка коренным образом трансформируются в ролевую модель «вендор — дистрибьютор — интегратор — заказчик». Цепочки взаимодействий разрушаются, бизнес строится на сетевой модели прямых взаимодействий. В связи с этим большинство IT-компаний, теряя свои функции и смысловую роль, с другой стороны, получают уникальный шанс выйти на новый уровень, в качестве сервисного интегратора, предоставляющего услуги цифровой трансформации на базе цифровых платформ. В работе предложена и обоснована авторская концепция создания сервисного интегратора для цифровой трансформации социально-экономических систем на базе универсальной цифровой платформы, представляющей собой сервис-ориентированную аутсорсинговую компанию, обладающую набором компетенций цифрового менеджмента в области платформизации и интеграции сервисов, что позволяет ИТ-отделу реализовать полный жизненный цикл универсальной цифровой платформы с целью ускорения цифровой трансформации пользователей — социально-экономические системы различных типов и уровней, достигая при этом ряда конкурентных преимуществ, усиливаемых синергетическим эффектом, выражающимся в ряде эффектов, включая развитие внутреннего рынка цифровых продуктов, программного обеспечения и услуг, основанных на прорывных цифровых технологиях.
Литература:
- В. А. Черненко, Финансовая система в формировании цифровой экономики, коллективная монография, 2020;
- К. А. Семячков, Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями, 2020;
- Ф.Дахава, А.Амирова, Социально ориентированная экономика как часть системы макроэкономического развития, 2020.