В статье рассмотрены элементы организации работы прокурора по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением прав граждан — участников долевого строительства.
Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, организация работы, элементы организации, информационное обеспечение, планирование, прогнозирование, мониторинг, жилищное строительство, соблюдение прав граждан, граждане — участники долевого строительства, дольщики
Созданная в 1722 году Прокуратура, призвана служить «оком государевым» в исполнении законов и распоряжений верховной власти, оберегать безопасность граждан и государства в целом. Три столетия российская прокуратура, пережив смену эпох, политических взглядов служит надежным оплотом законности и правопорядка. Следуя своей исторической миссии, органы прокуратуры и в наши дни продолжают стоять на страже конституционных принципов — прав и свобод человека и гражданина.
Российская Федерация, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека [2, ст. 7], гарантирует государственную поддержку гражданам и в обеспечении жильем.
Проанализировав статистические данные работы органов прокуратуры и результаты судебной практики показывает, можно констатировать тот факт, что обстановка с соблюдением прав дольщиков усугубляется по следующим причинам: отсутствует системный подход к поддержке социально уязвимой категории граждан, а именно граждан — участников долевого строительства; несоответствие федеральному законодательству региональных и муниципальных нормативных актов, регламентирующих сферу долевого строительства жилья, а также пробелы правового регулирования на данном направлении; игнорирование застройщиками порядка привлечения денежных средств населения; ненадлежащее выполнение уполномоченными органами надзорных, административно-распорядительных и иных функций и др.
Эти обстоятельства диктуют необходимость более детальной организации работы прокурора по надзору за соблюдением прав граждан — участников долевого строительства, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой действий (элементов), направленных на оптимизацию функционирования системы органов прокуратуры по реализации поставленных целей и задач в данной сфере [1].
В качестве элементов организации работы органов прокуратуры РФ по надзору за соблюдением прав и свобод граждан — участников долевого строительства необходимо выделить следующие:
Первый элемент — информационное обеспечение. В целях обеспечения оперативного поступления сведений о допущенных нарушениях законов в сфере долевого строительства прокурору необходимо иметь полное представление об источниках поступления такой информации. Так, к числу основных таких источников относят: обращения граждан и организаций, сообщения средств массовой информации; информация, получаемая в ходе участия прокурора в заседаниях межведомственных комиссий (рабочих групп) по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов, информацию и статистические данные органов власти и органов местного самоуправления; материалы, полученные органами контроля, осуществляющими полномочия в сфере долевого строительства, в результате проверки соблюдения прав граждан-участников долевого строительства; результаты аналитической деятельности органов контроля в виде обзоров, информационных писем и т. д.
Ввиду активного внедрения в деятельность органов прокуратуры различных информационных систем, в качестве источников информации о нарушении законов в сфере долевого строительства, полагаем необходимым признавать данные, полученные в результате анализа, мониторинга интернет-сайтов, электронными источниками нарушений закона в рассматриваемой сфере. Данное закрепление позволит прокурорским работникам осуществлять надзор за соблюдением прав граждан-участников долевого строительства наиболее оперативно, без необходимости истребовать необходимой информации в других органах власти, организациях и т. п.
Отдельного внимания при организации прокурорского надзора заслуживает практика отдельных прокуратур по составлению паспортов проблемных жилищных объектов с внесением в них ключевых позиций, необходимых для осуществления надзора.
Вторым элементом организации надзора за соблюдением прав участников долевого строительства является мониторинг законодательства в сфере долевого строительства. Прокурору надлежит осуществлять постоянный мониторинг состояния законности в сфере жилищного строительства на поднадзорной территории, в том числе законодательства и правоприменительной практики по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального законодательства, законодательства об административных правонарушениях, о правоохранительной деятельности [3], в процессе изучения нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления [4].
Третий элемент — прогнозирование. Прогнозирование взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, контролирующими органами, иными организациями, действующими в сфере строительства жилья, представляет собой способ получения прокурорами информации о будущем состоянии явлений, событий и процессов в сфере обеспечения законности, соблюдения прав участников долевого строительства.
Данный элемент организации работы позволяет прокурорам осуществлять свои действия в условиях меньшей неопределенности, более объективно подходить к распределению сил и средств, применительно к конкретным регионам, сферам правовых отношений, субъектам таких отношений и т. п.
Четвертый элемент — планирование взаимодействия органов прокуратуры Российской Федерации с органами государственной власти и органами местного самоуправления, контролирующими органами, и иными организациями, по вопросам обеспечения законности, соблюдения прав и свобод граждан — участников долевого строительства.
Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе и граждан — участников долевого строительства, прокуроры активно и целенаправленно выявляют нарушения, добиваются привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения; применяют меры прокурорского реагирования по восстановлению прав и законных интересов граждан, тем самым защищают незыблемое право миллионов россиян.
Мы с уверенностью можем сказать, что организация работы органов прокуратуры РФ по надзору за соблюдением прав граждан — участников долевого строительства играет первостепенную роль. Планирование деятельности, прогнозирование ее результатов, правовой мониторинг, информационно — аналитическая работа позволяют не только скоординировать и обеспечить эффективное взаимодействие органов прокуратуры РФ с органами государственной власти, но и обеспечить оперативное выявление и устранение нарушений прав граждан — участников долевого строительства.
Литература:
- Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: учеб. для системы повышения квалификации прокур. кадров / [Ф. М. Кобзарев и др.]; под. общ. ред. А. Ф. Смирнова; Генер. прокуратура Рос. Федерации, Ин-т повышения квалификации руководящих работников. — М.: ИПК РК Генер. прокуратуры РФ, 2005. — 334 с.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. (дата обращения: 10.09.2023)
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.08.2023 № 584 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» // СПС КонсультантПлюс
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.08.2023 № 583 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» // СПС КонсультантПлюс