На основании проведенного теоретического анализа литературы автор статьи рассматривает место дидактических игр в развитии дошкольников, обосновывает эффективность использования дидактических игр для интеллектуального развития детей. Раскрывает специфику разных видов дидактических игр, подробно останавливаясь на дидактических играх математического содержания.
Ключевые слова: интеллектуальное развитие, дидактическая игра, игра математического содержания, мышление, педагогическая задача, познавательная деятельность.
Для того чтобы научно обосновать особенности интеллектуального развития дошкольников средствами дидактических игр, остановимся на психолого-педагогических аспектах интеллектуального развития, возрастных особенностях дошкольников и особенностях дидактической игры. Рабочее определение интеллектуального развития автором статьи взято из трудов С. М. Вишняковой. Автор определяет интеллектуальное развитие, как «формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим в их единстве)» [4, с. 98].
В педагогике нельзя рассматривать вопросы интеллектуального развития в отрыве от возраста детей. Применительно к дошкольникам, интеллектуальное развитие выступает в качестве «формы овладения детьми способами самоорганизации и самореализации, результата особых усилий педагога, направленных на организацию познавательной и развивающей деятельности детей» [7, с. 7].
Ведущие педагоги и психологи указывают на целесообразность организации педагогического воздействия на ребенка в зоне его ближайшего развития, с опорой на уже имеющиеся интеллектуальные достижения. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре «совершаются самые важные изменения в психике ребенка, и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности» [3, с. 279].
Педагоги активно используют игры в образовательной деятельности, отдавая предпочтение «дидактической игре, как специально создаваемой или приспособленной для целей обучения игры» [1, с. 71].
В работах Н. А. Мишечкиной выделены следующие виды «дидактических игр: игры-путешествия; игры-поручения; игры-предположения; игры-загадки; игры-беседы; настольно-печатные; сюжетно-ролевые; предметные; игры-упражнения; игры-соревнования; познавательные; коллективные» [2, с. 203].
Несмотря на разнообразие дидактических игр, воспитатели детского сада отдают предпочтение играм, представленным ниже:
1) с предметами (игрушками),
2) настольно-печатные,
3) словесные.
Базовым познавательным процессом в играх с предметами являются тактильные, зрительные и слуховые ощущения, разные виды восприятия. Эти игры в детском саду часто проводятся на основе разнообразного природного, бросового материала. В их ходе активизируются мыслительные операции сравнения и обобщения («Сравни и подбери», «Найди такой же»), происходит усвоение сенсорных эталонов (игры с дарами Фребеля, палочками Кюизенера и т. д.), овладение перцептивными действиями. Игры с предметами («Что к чему», «Разложи по группам») очень полезны, чтобы дошкольник освоил навыки классификации по существенным признакам.
Для расширения у детей знаний об окружающем мире педагоги используют разнообразные варианты настольно — печатных игр. В первую очередь, это лото. Варианты использования лото в ходе интеллектуального развития дошкольников разнообразны, и зависят от поставленной педагогической задачи. Так, например, развитие представлений о животном мире можно стимулировать, предложив детям игры с лото «Кто живет в лесу», «Морские обитатели», «От медведя до ежа» и др. Для того, чтобы стимулировать мыслительную деятельность детей, можно включать их в игры с логическим домино.
Развитию самостоятельности, гибкости и быстроты мышления способствуют словесные игры («Назови по описанию», «Доскажи словечко», «Что сначала, что потом»). Эти игры основаны на установлении причинно-следственных связей, дифференцировке существенных и второстепенных признаков, мыслительном анализе и синтезе, формулировании связных высказываний.
Место дидактической игры в интеллектуальном развитии детей оценивается педагогами по-разному, и в ряде источников напрямую связано с занятиями математикой. Здесь на первый план выходят дидактические игры математического содержания. Автор статьи разделяет точку зрения Е. И. Щербаковой о целесообразности «простейшей логической подготовки дошкольников, введения их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использования специальной серии обучающих игр математического содержания. Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их» [6, с. 91].
На занятиях математикой дидактические игры, стимулирующие активную интеллектуальную деятельность, можно успешно использовать в индивидуальной, подгруппой и групповой формах работы с детьми. И в совместной, и в самостоятельной деятельности И. В. Хлыбова рекомендует использовать игры на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур силуэтов, образных изображений из определенных частей. Игра осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям» [5, с. 67].
Детям дошкольного возраста очень нравятся дидактические игры, в которых они выполняют пространственные преобразования, фантазируют, конструируют, соревнуются друг с другом. Игровые действия детей в таких играх регламентируются определенными правилами. Например, в игре «Собери картинку по образцу», «Построй башню, как на картинке» правилом выступает ориентация на образец. Игровые действия основаны на наглядно-действенном мышлении. А зоной ближайшего развития в этом случае выступает наглядно-образное мышление.
Разновидностью дидактических игр являются дидактические игровые упражнения. Они отличаются от стандартных упражнений, используемых в ходе образовательной деятельности, необычностью постановки задачи (найти, помочь, догадаться), наличием сюрпризного момента. Детям будет интересно не просто выполнять интеллектуальную задачу, а выполнять поручение какого-либо положительного сказочного героя, помогать неумелому, нерадивому сказочному герою. В отличие от дидактической игры игровые упражнения не содержат все структурные элементы дидактической игры. Выполняя дидактические игровые упражнения, дети упражняются в выработке определенных интеллектуальных умений и навыков. В ходе игровых упражнений дети действуют под руководством воспитателя, элементы самообучения здесь отсутствуют. В дидактической игре дети действуют более самостоятельно.
Однако в ходе образовательной деятельности дидактическая игра может приобретать форму игрового упражнения. В этом случае воспитатель начинает направлять игровые действия детей и контролировать их результаты.
Таким образом, содержание дидактических игр опосредовано педагогической задачей и возрастом детей. Интеллектуальное развитие дошкольников активно происходит в ходе дидактических игр с предметами (игрушками), настольно-печатных и словесных игр. Формы их проведения разнообразны- индивидуальная, подгрупповая и групповая. В практике детского сада интеллектуальное развитие дошкольников средствами дидактических игр преимущественно осуществляется на занятиях математикой, в ходе дидактических игр математического содержания.
Литература:
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М Большая Российская энциклопедия., 2002. — 528 с.
- Мишечкина Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 201–204.
- Новая заниматика для маленьких математиков. Сборник игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений у дошкольников // О. К. Пересыпкина, Е. В. Ермолаева Ю. В. Чернышкова, А. Н. Васильева. — М.: Линка-Пресс, 2016. — 90 с.
- Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С. М. Вишнякова. 1999. — 538 с.
- Хлыбова И. В. Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 64–67.
- Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 1998. — 272 с.
- Яфаева В. Г. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников: Программа- руководство. Издание 2-е. — Уфа: ИРО РБ. — 64 с.