Право на административную жалобу и порядок его реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 05.10.2023

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Трузин, Е. Н. Право на административную жалобу и порядок его реализации / Е. Н. Трузин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106360/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье анализируются особенности и порядок реализации подачи административной жалобы.

Ключевые слова: жалоба, административная жалоба, порядок рассмотрения жалобы, ответственность должностных лиц.

Право граждан на подачу административной жалобы является неотъемлемой частью и играет огромную роль в реализации собственных прав, ввиду того что общество регулярно сталкивается с нарушением прав во всех сферах жизни и деятельности. Государство предоставляет большое количество возможностей для подачи жалоб и рассмотрения жалоб в короткие сроки.

Так, 02 мая 2006 года вступил в законную силу Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», согласно которому жалоба — это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц [1].

Рассмотрение жалоб «ложится на плечи» государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц. При этом, любой гражданин имеет право на следующее:

А) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

Б) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую тайну;

В) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

Г) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Д) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Помимо вышеуказанного Федерального закона, право на подачу жалоб является конституционным правом гражданина Российской Федерации, так, в ст. 33 Конституции Российской Федерации отмечено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [2].

Права, обозначенные в высшем нормативном правовом акте Российской Федерации, обязательны для исполнения, поскольку Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.

Таким образом, подача жалобы в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, является узаконенным правом с наличием широкого круга «вторичных» прав граждан.

Следует также отличать два вида жалоб друг от друга, судебная жалоба в узком смысле — это обращение граждан в суд, которые рассматриваются судами в порядке осуществления правосудия. Все остальные жалобы, в том числе рассматриваемые судьями, являются административными согласно нормам административного права.

Помимо прочего, граждане имеют право подавать административную жалобу в любой из ее форм:

А) устная административная жалоба, которая подается:

1) на личном приеме у должностного лица, к примеру, у директора учреждения, Министра здравоохранения Ульяновской области и т. п.;

2) посредством телефонного звонка должностному лицу либо его заместителю или секретарю, к примеру, звонок секретарю директора учреждения с целью сообщения о нарушенном праве и просьбе рассмотреть жалобу;

3) посредством сети «Интернет», к примеру, у многих учреждений имеется свой собственный сайт в сети «Интернет», где любой из граждан может обратиться с административной жалобой по случившемуся нарушению его права.

Б) письменная административная жалоба, которая подается:

1) посредством почтового отправления письменной жалобы фельдъегерской службой в учреждение или непосредственно должностному лицу;

2) посредством факсимильной связи, заранее позвонив в учреждение и попросив принять письменное заявление;

3) посредством почтового отправления письменной жалобы на электронную почту учреждения либо должностного лица.

После того, как административная жалоба поступает в соответствующий орган, оно регистрируется в течении 3 дней с момента поступления. В случае подачи административной жалобы лично, она регистрируется, после чего гражданину выдается соответствующий подтверждающий документ установленного образца.

В течение 30 дней после регистрации, административная жалоба должна быть рассмотрена должностным лицом соответствующего органа. В случае, если срок рассмотрения жалобы будет нарушен, должностное лицо, занимающее руководящую должность, имеет право на продление рассмотрение жалобы еще на 30 суток, но для этого необходима весомая причина.

В случае нарушения сроков без уважительной причины, должностные лица по сообщениям граждан привлекаются к административной ответственности согласно Кодексу об административных правонарушениях.

С целью рассмотрения административной жалобы объективно и в полном объеме должностные лица имеют право:

А) провести проверку;

Б) запросить необходимые сведения в других органах государственной власти либо иных должностных лиц;

В) предлагать гражданам, обратившимся с административной жалобой, предоставить дополнительные сведения в том случае, если первоначально поданных документов недостаточно.

По результатам рассмотрения административной жалобы, государственный орган, орган местного самоуправления либо должностное лицо выносит решение:

А) полное или частичное удовлетворение;

Б) отказ в удовлетворении, в связи с чем гражданин извещается об этом с указанием на право и порядок обжалования принятого решения в вышестоящий орган либо в суд с целью восстановления или защиты нарушенных прав;

В) уведомление гражданина о том, что его жалоба направлена в другой административный орган в соответствии с имеющейся у них компетенцией.

Ответ не должен содержать в себе служебные аббревиатуры, но должен содержать краткий, исчерпывающий, аргументированный, со ссылкой на соответствующую норму нормативно-правового акта, ответ на административную жалобу и оформляться в официальном стиле. При этом, каких-либо исправлений или ошибок в ответе на административную жалобу быть не должно. После чего, ответ на административную жалобу должен быть подписан руководителем соответствующего органа, должностным лицом либо уполномоченными на то лицами.

Таким образом, административная жалоба — это обращение, подаваемое в административный орган, с требованием одного или нескольких граждан о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Ответ на административную жалобу должен быть составлен с краткой аргументацией в соответствии с законодательством Российской Федерацией. В случае нарушений со стороны лиц, рассматривающих административную жалобу, они могут быть привлечены к ответственности, к примеру, административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, которое влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей [3].

Литература:

  1. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — 08 мая. — № 19. — ст. 2060.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Российская газета. — 2001. — № 256.
Основные термины (генерируются автоматически): административная жалоба, должностное лицо, Российская Федерация, местное самоуправление, гражданин, государственный орган, лицо, орган, соответствующий орган, административная ответственность.


Ключевые слова

административная жалоба, жалоба, порядок рассмотрения жалобы, ответственность должностных лиц

Похожие статьи

Особенности назначения и исполнения административного ареста

В статье рассматриваются особенности назначения административного ареста, исследуются особенности рассмотрения административных дел по назначению административного ареста, а также отражаются нормы действующего законодательства.

Правовое регулирование и общие положения рассмотрения жалоб граждан в административном порядке

В статье рассматриваются общие правила работы с обращениями граждан, подаваемыми в форме административных жалоб. В процессе исследования проанализированы последние особенности практики цифровизации процесса работы с административными жалобами. Выявле...

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан

В статье рассмотрены особенности реализации юридической ответственности за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан.

Неправомерные требования налоговых органов

В данной статье поднимается тема о неправомерности заведомо невыполнимых требований в предоставлении документов по результатам проверок.

Уголовное судопроизводство в суде апелляционной инстанции, действия суда первой инстанции после поступления апелляционной жалобы, представления: проблема и пути ее решения

Работа освещает деятельность суда первой инстанции после поступления апелляционной жалобы или представления, раскрывает проблемы и возможные пути их решения.

Отдельные вопросы определения подсудности при рассмотрении дел в порядке административного судопроизводства

В статье рассматривается вопрос определения подсудности для подачи административного искового заявления.

Жалоба как защита основных прав и свобод человека

В статье рассматриваются вопрос об эффективности жалобы как вида обращении граждан на примере органов прокуратуры Курской области.

Судебный порядок рассмотрения жалоб, предусмотренный статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, и особенности его правового регулирования

В статье рассматриваются особенности правового регулирования судебного порядка рассмотрения жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

История становления и развития института административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан

В представленной статье анализируется вопрос о становлении и развитии административного законодательства, определяющего юридическую ответственность за составы правонарушений, посягающих на права граждан. Автором выделено несколько периодов, дана их о...

Влияние нарушений процедуры осуществления налоговой проверки на результат рассмотрения дела в суде

В статье исследуются возможные результаты нарушения налоговым органом установленного законодательством порядка проведения и оформления результатов налоговых проверок.

Похожие статьи

Особенности назначения и исполнения административного ареста

В статье рассматриваются особенности назначения административного ареста, исследуются особенности рассмотрения административных дел по назначению административного ареста, а также отражаются нормы действующего законодательства.

Правовое регулирование и общие положения рассмотрения жалоб граждан в административном порядке

В статье рассматриваются общие правила работы с обращениями граждан, подаваемыми в форме административных жалоб. В процессе исследования проанализированы последние особенности практики цифровизации процесса работы с административными жалобами. Выявле...

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан

В статье рассмотрены особенности реализации юридической ответственности за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан.

Неправомерные требования налоговых органов

В данной статье поднимается тема о неправомерности заведомо невыполнимых требований в предоставлении документов по результатам проверок.

Уголовное судопроизводство в суде апелляционной инстанции, действия суда первой инстанции после поступления апелляционной жалобы, представления: проблема и пути ее решения

Работа освещает деятельность суда первой инстанции после поступления апелляционной жалобы или представления, раскрывает проблемы и возможные пути их решения.

Отдельные вопросы определения подсудности при рассмотрении дел в порядке административного судопроизводства

В статье рассматривается вопрос определения подсудности для подачи административного искового заявления.

Жалоба как защита основных прав и свобод человека

В статье рассматриваются вопрос об эффективности жалобы как вида обращении граждан на примере органов прокуратуры Курской области.

Судебный порядок рассмотрения жалоб, предусмотренный статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, и особенности его правового регулирования

В статье рассматриваются особенности правового регулирования судебного порядка рассмотрения жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

История становления и развития института административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан

В представленной статье анализируется вопрос о становлении и развитии административного законодательства, определяющего юридическую ответственность за составы правонарушений, посягающих на права граждан. Автором выделено несколько периодов, дана их о...

Влияние нарушений процедуры осуществления налоговой проверки на результат рассмотрения дела в суде

В статье исследуются возможные результаты нарушения налоговым органом установленного законодательством порядка проведения и оформления результатов налоговых проверок.

Задать вопрос