В статье анализируются особенности и порядок реализации подачи административной жалобы.
Ключевые слова: жалоба, административная жалоба, порядок рассмотрения жалобы, ответственность должностных лиц.
Право граждан на подачу административной жалобы является неотъемлемой частью и играет огромную роль в реализации собственных прав, ввиду того что общество регулярно сталкивается с нарушением прав во всех сферах жизни и деятельности. Государство предоставляет большое количество возможностей для подачи жалоб и рассмотрения жалоб в короткие сроки.
Так, 02 мая 2006 года вступил в законную силу Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», согласно которому жалоба — это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц [1].
Рассмотрение жалоб «ложится на плечи» государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц. При этом, любой гражданин имеет право на следующее:
А) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
Б) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую тайну;
В) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
Г) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Д) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Помимо вышеуказанного Федерального закона, право на подачу жалоб является конституционным правом гражданина Российской Федерации, так, в ст. 33 Конституции Российской Федерации отмечено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [2].
Права, обозначенные в высшем нормативном правовом акте Российской Федерации, обязательны для исполнения, поскольку Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.
Таким образом, подача жалобы в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, является узаконенным правом с наличием широкого круга «вторичных» прав граждан.
Следует также отличать два вида жалоб друг от друга, судебная жалоба в узком смысле — это обращение граждан в суд, которые рассматриваются судами в порядке осуществления правосудия. Все остальные жалобы, в том числе рассматриваемые судьями, являются административными согласно нормам административного права.
Помимо прочего, граждане имеют право подавать административную жалобу в любой из ее форм:
А) устная административная жалоба, которая подается:
1) на личном приеме у должностного лица, к примеру, у директора учреждения, Министра здравоохранения Ульяновской области и т. п.;
2) посредством телефонного звонка должностному лицу либо его заместителю или секретарю, к примеру, звонок секретарю директора учреждения с целью сообщения о нарушенном праве и просьбе рассмотреть жалобу;
3) посредством сети «Интернет», к примеру, у многих учреждений имеется свой собственный сайт в сети «Интернет», где любой из граждан может обратиться с административной жалобой по случившемуся нарушению его права.
Б) письменная административная жалоба, которая подается:
1) посредством почтового отправления письменной жалобы фельдъегерской службой в учреждение или непосредственно должностному лицу;
2) посредством факсимильной связи, заранее позвонив в учреждение и попросив принять письменное заявление;
3) посредством почтового отправления письменной жалобы на электронную почту учреждения либо должностного лица.
После того, как административная жалоба поступает в соответствующий орган, оно регистрируется в течении 3 дней с момента поступления. В случае подачи административной жалобы лично, она регистрируется, после чего гражданину выдается соответствующий подтверждающий документ установленного образца.
В течение 30 дней после регистрации, административная жалоба должна быть рассмотрена должностным лицом соответствующего органа. В случае, если срок рассмотрения жалобы будет нарушен, должностное лицо, занимающее руководящую должность, имеет право на продление рассмотрение жалобы еще на 30 суток, но для этого необходима весомая причина.
В случае нарушения сроков без уважительной причины, должностные лица по сообщениям граждан привлекаются к административной ответственности согласно Кодексу об административных правонарушениях.
С целью рассмотрения административной жалобы объективно и в полном объеме должностные лица имеют право:
А) провести проверку;
Б) запросить необходимые сведения в других органах государственной власти либо иных должностных лиц;
В) предлагать гражданам, обратившимся с административной жалобой, предоставить дополнительные сведения в том случае, если первоначально поданных документов недостаточно.
По результатам рассмотрения административной жалобы, государственный орган, орган местного самоуправления либо должностное лицо выносит решение:
А) полное или частичное удовлетворение;
Б) отказ в удовлетворении, в связи с чем гражданин извещается об этом с указанием на право и порядок обжалования принятого решения в вышестоящий орган либо в суд с целью восстановления или защиты нарушенных прав;
В) уведомление гражданина о том, что его жалоба направлена в другой административный орган в соответствии с имеющейся у них компетенцией.
Ответ не должен содержать в себе служебные аббревиатуры, но должен содержать краткий, исчерпывающий, аргументированный, со ссылкой на соответствующую норму нормативно-правового акта, ответ на административную жалобу и оформляться в официальном стиле. При этом, каких-либо исправлений или ошибок в ответе на административную жалобу быть не должно. После чего, ответ на административную жалобу должен быть подписан руководителем соответствующего органа, должностным лицом либо уполномоченными на то лицами.
Таким образом, административная жалоба — это обращение, подаваемое в административный орган, с требованием одного или нескольких граждан о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Ответ на административную жалобу должен быть составлен с краткой аргументацией в соответствии с законодательством Российской Федерацией. В случае нарушений со стороны лиц, рассматривающих административную жалобу, они могут быть привлечены к ответственности, к примеру, административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, которое влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей [3].
Литература:
- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — 08 мая. — № 19. — ст. 2060.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Российская газета. — 2001. — № 256.