В статье анализируется общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях.
Ключевые слова: административное правонарушение, правонарушение, производство по делам об административных правонарушениях.
Административное правонарушение согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность [1].
Коллегией по административным делам было рассмотрено 862 иска в первой инстанции, среди которых 266 административных дела были закончены коллегией в 2021 году, по 246 из 266 было вынесено решение. 186 из 246 административных дел касались оспаривания нормативно-правовых актов, 6 решений из которых Верховный Суд Российской Федерации постановил отменить. 31 административное дело из 246 касалось нарушения прав на судопроизводство в разумный срок, 3 административных дела из 246 касались привлечения судей к административной ответственности.
В 2021 году коллегией по административным делам было получено 7977 жалоб по делам об административных правонарушениях, из них было рассмотрено 954 административных дела, удовлетворено было 221 административное дело [2].
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:
А) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, при этом, всесторонность может возникать в следующих случаях:
1) в случае выяснения всех имеющихся данных, которые подлежат доказыванию;
2) в случае, сбора и процессуального закрепления всех необходимых доказательств;
Б) разрешение его в соответствии с законом, что свидетельствует о необходимости соблюдения всех нормативно-правовых актов об административных правонарушениях, поскольку подчинение требованиям материальной и процессуальной нормы приводит к установлению истины, в связи с чем, по административному делу выносится мотивированное и безошибочное решение;
В) обеспечение исполнения вынесенного постановления, посредством которого обеспечивается принуждение правонарушителя исполнять административное наказание., поскольку лицо, совершившее административное правонарушение имеет ограничения и лишения, которые влияют на реализацию его прав и свобод;
Г) выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, которое может влиять на дальнейшее отсутствие совершаемых административных правонарушений, уполномоченные на то лица, должны принять все необходимые меры для выявления причин и условий для совершения административного правонарушения.
Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях является одним из видов административных производств, которые входят в структуру административного процесса, в рамках которого в отношении лица, совершившего административное правонарушение, решается вопрос о привлечении его к административной ответственности и назначении административного наказания [3].
Среди участников производства по делам об административных правонарушениях можно выделить следующих:
А) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
Б) потерпевший от административного правонарушения;
В) законный представитель физического или юридического лица;
Г) адвокат и представитель;
Д) понятые и свидетели;
Е) специалист, эксперт и переводчик;
Ж) прокурор.
Элементами производства по делам об административных правонарушениях являются:
А) задачи производства;
Б) принципы производства;
В) властные субъекты, ведущие производство;
Г) подведомственность дел, властных действий;
Д) участники производства, права и обязанности участников;
Е) последовательность совершаемых действий и стадии производства;
Ж) сроки процессуальных действий;
З) виды доказательств и условия их использования;
И) содержание процессуальных документов и их оформление.
Помимо указанного, производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основании принципов:
А) принцип законности, который является основополагающим принципов. Заключается в том, что лицо привлекается к административной ответственности в соответствии с нормативно-правовыми актами;
Б) принцип истины устанавливает обязанность лицам, рассматривающим административное дело исследовать каждое из обстоятельств, полученных по административному делу;
В) презумпция невиновности заключается в том, что к административной ответственности подвергаются те лица, вина которых доказана в установленном порядке;
Г) право на защиту реализуется посредством доказывания вины лица, совершившего административное правонарушение, обратиться за юридической помощью к защитнику или представителю и т. п.;
Д) равенство всех перед законом означает, что лицо, совершившее административное правонарушение привлекается к административной ответственности, несмотря на его половую, расовую, национальную принадлежность, а также от языка;
Е) государственный язык означает, что производству по делу об административном правонарушении ведется на русском языке либо на языке субъекта Российской Федерации, где рассматривается указанное дело. В случае, если правонарушитель не владеет русским языком, ему предоставляется переводчик;
Ж) гласность, что означает открытое рассмотрение дела об административном правонарушении.
Все указанные принципы по своей сущности имеют важное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем необходимо рассматривать дело об административном правонарушении в совокупности со всеми принципами.
При этом, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
А) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
Б) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
В) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы;
Г) правильно ли оформлены иные материалы дела;
Д) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
Е) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
Ж) имеются ли ходатайства и отводы.
Таким образом административное правонарушение есть противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Рассмотрение дела об административном правонарушении происходит с наличием определенных задач и принципов, от которых нельзя отходить с целью принятия правильного и обоснованного решения по административному делу.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Российская газета. — 2001. — № 256.
- Статистика Верховного суда — 2021: главные цифры. — Текст: электронный // Верховный суд Российской Федерации: [сайт]. — URL: http://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/30812/ (дата обращения: 04.12.2022 г.)
- Административное право России: учебник и практикум для вузов / А. И. Стахов [и др.]; под редакцией А. И. Стахова, П. И. Кононова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 484 с.