Получение взятки всегда и во все времена являлось одним из самых опасных должностных преступлений, поскольку заключается в злоупотреблении должностными полномочиями в личных целях, при этом дискредитируя и подрывая авторитет государственной власти в глазах населения. В настоящее время законодателем создаются новые механизмы способствующие уменьшению количества преступлений коррупционной направленности, однако ни тяжесть совершенного преступления, ни наказание не оказывают должного влияния на сознание лиц, обладающих должностными возможностями.
Согласно порталу правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [1], за 2021 год всего зарегистрировано 9 519 преступлений коррупционной направленности. Из них 5 020 преступлений за получение взятки (ст.290 УК РФ); и 4 499 преступлений за дачу взятки (ст.291 УК РФ). За анализируемый год расследовано 7 720 преступлений, из которых: 3 731 преступление за получение взятки (ст.290 УК РФ); и 3 989 преступлений за дачу взятки (ст.291 УК РФ).
К примеру, средний размер взятки в Новосибирской области в 2021 году составил 126 000 рублей, а по итогам 2022 года размер взятки увеличился до 479 000 рублей. В 2021 году в Новосибирской области установлено 50 эпизодов получения взяток должностными лицами с общей суммой взяток в размере 6,3 миллиона рублей, при этом в 2022 году 62 эпизода получения взятки с общей суммой взятки 30 миллионов рублей [2].
Понятие «взятки» нам раскрывает статья 290 УК РФ, согласно которой взяткой признаются деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера.
Как быть с услугами не имущественного характера? Например, очень остро и долго в научных кругах обсуждается вопрос о том, как признать услуги не имущественного характера как сексуальные услуги. В Российской Федерации деятельность, связанная с оказанием сексуальных услуг, является незаконной (ст.6.11 КоАП РФ). Учитывая, что легального определения размера данной услуги нет, да и в принципе такая услуга запрещена в РФ, предметом преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ, она выступать не может. Некоторые ученые считают, что любая услуга неимущественного характера может иметь соответствующее стоимостное выражение, денежный эквивалент. Но насколько разумно и корректно, в данном случае, оценивать услуги того или иного лица в данной области? Как именно определять стоимость?
Автор считает, что в данном случае разрешить данную коллизию возможно не введением нового квалифицирующего признака состава преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ, а вменением квалифицирующего признака в статью 133 УК РФ. А именно понуждение лица к совершению действий сексуального характера, совершенное должностным лицом с использованием своего должностного положения для за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
Следующей проблемой выступает отсутствие содержания вымогательства как квалифицирующего признака в частях 3 и 5 ст. 290 УК РФ.
В примечаниях к данной статье не раскрывается содержания вымогательства применительно к данной статье. Разъяснения даются в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации № 24 от 09 июля 2013 года [3]. Указанное постановление Пленума не является нормой права, а только акт толкования. В связи с чем, необходимым будет включить в Уголовный кодекс РФ новый пункт примечания, который содержал бы в себе сущность вымогательства применительно к данной статье.
Санкцией статьи, наряду с другими видами наказания, выступает дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В зависимости от наличия квалифицирующих признаков статьи 290 УК РФ увеличивается срок данного дополнительного наказания. При этом, считаем необходимым, при назначении данного дополнительного наказания не указывать срок, а ввести полный запрет на право занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Например, в случае получения взятки лицом, занимающим должность государственного служащего в муниципальном управлении лишать права занимать должности в органах местного самоуправления на муниципальной службе, связанной с осуществлением функций представителя власти, а также связанные с осуществлением организационно-распорядительных полномочий — пожизненно. В случае если основное наказание в виде лишения свободы не сможет направить лицо на путь исправления, то именно дополнительное наказание сможет в полной мере оградить органы государственной власти от недобросовестных работников.
Следующей проблемой квалификации преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ является ее отграничение от ст.159 УК РФ (Мошенничество). Проводя анализ указанных преступлений, можно сделать выводы, что объект, объективная сторона, и субъективная сторона преступлений схожи. Но границей разграничения данных преступлений, являются объект и субъект преступления. Объектом ст.159 являются отношения в сфере распределения и перераспределения благ. Ст.290 УК РФ — общественные отношения в сфере государственной власти. При квалификации деяния, подпадающего под признаки преступления, предусмотренного ст.159 УК РФ субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъектом преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ, является должностное лицо — то есть специальный субъект.
В качестве яркого примера судебной практики отграничения преступлений ст.290 и ст.159 УК РФ является Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 27 июня 2022 года. [4]. В процессе судебного разбирательства стороной защиты был заявлен довод об отсутствии в действиях подсудимого состава преступления, предусмотренного ст.290 ч.2 и возможном наличии признаков иного состава преступления, а именно ст.159 УК РФ. Суд первой инстанции согласился с доводами стороны защиты и по итогам рассмотрения уголовного дела по существу переквалифицировал действия на ч.3. ст.30, ч.3 ст.159 УК РФ. Однако при рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции было установлено, что оснований для переквалификации инкриминируемых подсудимому действий не имелось. Верховным судом Республики Адыгея установлено, что в круг должностных обязанностей подсудимого, помимо других действий, входило решение вопроса, которое являлось поводом для получения взятки. В связи с чем, подсудимый является должностным лицом, то есть специальным субъектом, что является необходимыми для разграничения статей 290 и 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, несмотря на то что состав преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ, уходит глубоко корнями в Древнюю Русь, вопросы правильной квалификации и применения указанной статьи являются актуальными и по настоящее время.
Литература:
- Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации — http://crimestat.ru/ — доступ свободный
- Сетевое издание «НГС.НОВОСТИ» — URL: https://ngs.ru/text/criminal/2023/02/14/72057416/ — доступ свободный.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 24.12.2019) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» — Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 27 июня 2022 года — https://vs--adg.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=2825832&delo_id=4&new=4&text_number=1