В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
Ключевые слова: дошкольный возраст, патриотическое воспитание, патриотизм, нравственное воспитание.
Гармоничное развитие ребенка является основой формирования будущей личности. Развитие ребенка зависит от успешного решения многих задач, среди которых важная роль отводится особое вопросам нравственного и патриотического воспитания.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает:
– воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;
– формирование привычки играть, трудиться, заниматься сообща;
– формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками.
Также к этому списку можно добавить и:
– воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
– воспитание заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим [1].
Любовь ребенка — дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, а также особенностях русских традиций. Проблемой является равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста является длительным и сложным процессом, который требует от педагога большой личной убежденности и вдохновения.
Процесс патриотического воспитания у детей дошкольного возраста должен проходить систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Государственная политика также играет огромную роль в сфере патриотического воспитания дошкольников. Государственная политика в области патриотического воспитания основывается на восьми основных принципах (рисунок 1).
Рис. 1. Принципы патриотического воспитания дошкольников [2, с. 25]
Системно-организованный принцип предполагает скоординированную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию дошкольников.
Принцип адресности заключается в формировании патриотизма, который предполагает использование особых форм и методов работы с каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп граждан;
Принцип активности предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России.
Принцип культуросообразности предполагает открытость различных культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип универсальности содержит основные направления патриотического воспитания и предполагает целостный и комплексный подход к ним.
Принцип свободы и самостоятельности позволяет ребенку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, и т. д.
Принцип гуманно-творческой направленности обеспечивает:
– с одной стороны, обязательное получение ребенком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображением, фантазией, полезностью, новизной и т. д.;
– с другой стороны — создающего условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнерских, сотрудничества, сотворчества и др.).
Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей означает пропаганду не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального.
Все эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве [2].
Основу содержания патриотического воспитания старших дошкольников составляет:
– представление о стране, в которой мы живем, о символах государства ‒ флаге, гербе России, о символике своего города;
– начальные представления о народах России, их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
– элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
– интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, своего города;
– любовь к своему городу, народу, России;
– уважение к защитникам Родины [4].
Патриотическое воспитание дошкольников наиболее успешно осуществляется через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственному дошкольному возрасту.
К общим формам работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию могут быть:
– целевые прогулки;
– экскурсии;
– труд детей;
– изобразительная деятельность [3].
Таким образом, патриотическое воспитание старших дошкольников является одной из основных задач нравственного воспитания, которое включает в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Литература:
- Грибушенкова Л. Н. Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду и в семье: методическое пособие / Грибушенкова Л. Н. — МБДОУ № 19, Армавир, 2019. — 55 с.
- Громилина Л. В. Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками / Л. В. Громилина, Л. В. Камызина // Инновационные педагогические технологии. ‒ Казань: Бук, 2017. ‒ С. 21–23. ‒ URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12271/ (дата обращения: 02.10.2023).
- Иванова Т. В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма / Т. В. Иванова. — Волгоград, 2018. — 175 с.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. ‒ СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. ‒ 192 с.