Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.10.2023

Статья просмотрена: 574 раза

Библиографическое описание:

Рябова, С. Н. Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка / С. Н. Рябова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 311-314. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106385/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается влияние стиля семейного воспитания на особенности эмоционального развития детей подросткового возраста. Представлены результаты исследования стилей семейного воспитания и особенностей эмоционального развития детей подросткового возраста.

Ключевые слова: семейное воспитание, стиль семейного воспитания, эмоциональное развитие ребенка, подростковый возраст.

Эмоциональное развитие ребенка является одним из ключевых аспектов его общего развития. Семья играет важную роль в развитии эмоциональной сферы ребенка. Стиль семейного воспитания, выбранный родителями, может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка [2].

Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка является актуальной исследовательской темой в области детской психологии и семейной психологии [3].

Исследователи выделяют различные стили семейного воспитания, такие как авторитарный, авторитетный, позволяющий и безразличный [8]. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и может оказывать влияние на развитие эмоциональных навыков и поведения ребенка:

  1. Авторитарный стиль воспитания. Родители устанавливают строгие правила и ожидают от ребенка следования им без обсуждения. Данный стиль способствует проявлению страха и подавлению эмоций, а также неразвитости навыков саморегуляции эмоций у ребенка.
  2. Авторитетный стиль воспитания. Родители устанавливают четкие правила и границы, однако они также придают значение эмоциональной поддержке и коммуникации с ребенком. Такой стиль воспитания способствует развитию эмоционального интеллекта и навыков саморегуляции эмоций.
  3. Позволяющий стиль воспитания характеризуется толерантностью и низким контролем со стороны родителей. У детей преобладает отсутствие навыков саморегуляции и низкой эмоциональной компетентности у детей.
  4. Безразличный стиль воспитания. Родители недостаточно вовлечены в жизнь ребенка, низкий уровень эмоциональной поддержки, в семье нет четких правил и границ. Это может привести к эмоциональным проблемам у ребенка, а также оказывать влияние на его самооценку [5].

Исследования показывают, что эмоциональная поддержка и эмоциональная доступность родителей являются важными факторами для эмоционального развития ребенка. Дети, которые получают эмоциональную поддержку и могут свободно выражать свои эмоции, имеют большую эмоциональную компетентность и лучшую адаптивность в коллективе [1].

Дети также могут принимать стиль семейного воспитания своих родителей за образец и могут моделировать их поведение и эмоциональные реакции. Это подчеркивает важность положительной эмоциональной атмосферы в семье для развития эмоциональных навыков у ребенка.

Таким образом, стиль семейного воспитания имеет важное значение для эмоционального развития ребенка. Эмоциональная поддержка, четкие правила и границы, эмоциональная доступность и моделирование положительного эмоционального поведения родителей могут содействовать развитию эмоциональной компетентности и здорового эмоционального развития у детей [8].

В нашем исследовании особое внимание уделяется младшему подростковому возрасту. Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее [7].

Эмоциональное развитие подростков характеризуется следующими особенностями:

  1. Интенсивность эмоций. В период подросткового возраста эмоции могут становиться более интенсивными и изменчивыми. В первую очередь это связано с физиологическими и гормональными изменениями в организме подростков, а также социальными и эмоциональными вызовами, с которыми они сталкиваются.
  2. Развитие саморегуляции. В подростковом возрасте развиваются навыки саморегуляции эмоций. Это важный процесс, который позволяет подросткам адаптироваться к различным ситуациям и взаимодействовать с окружающими людьми [4].
  3. Поиск идентичности. Подростки активно ищут свою личностную идентичность, что может сопровождаться различными эмоциональными переживаниями. Они могут испытывать некоторую неуверенность и конфликты в собственной самооценке, и это может отражаться в их эмоциональном состоянии.
  4. Эмоциональная связь с личностными отношениями. Эмоциональные отношения и взаимодействия имеют важное значение для эмоционального развития, так как подростки испытывают привязанность к сверстникам и некоторым близким взрослым.
  5. Психологические проблемы и стрессы. В период подросткового возраста возникают различные психологические проблемы и стрессы, тревожность, проблемы социальной адаптации и т. д. Это вызвано нестабильностью эмоционального состояния подростков и сложностями, с которыми они сталкиваются в своей жизни [6].

Таким образом, эмоциональное развитие подростков является комплексным процессом, на которое влияют различные факторы, в том числе и стиль семейного воспитания в семье.

Диагностическая работа проведена на базе МАОУ «Гимназия 1» г. о. Самара. В исследовании принимали участие 28 обучающихся в возрасте 12–13 лет. Для проведения исследования нами были использованы следующие методики:

  1. Методика «Родителей оценивают дети» И. А. Фурманова и А. А. Аладьина;
  2. Тест Кеттелла, 12PF/CPQ в адаптации Э. М. Александровской и И. Н. Гильяшевой [1].

По результатам диагностики методики предназначенной для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания «Родителей оценивают дети» получены баллы по шкалам негармоничного воспитания. Наибольшее количество баллов по шкале означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания. Результаты представлены в количественном соотношении:

– Потворствующая гиперпротекция — 2 (7 %).

– Доминирующая гиперпротекция — 4 (14 %).

– Повышенная моральная ответственность — 11 (39 %).

– Эмоциональное отвержение — 1 (4 %).

– Жестокое обращение — не зафиксировано.

– Гипопротекция — 2 (7 %).

Из результатов следует, что большинство обучающих, получивших баллы по шкалам негармоничного воспитания отмечают «повышенную моральную ответственность» — в данном стиле воспитания требования к ребенку велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но и представляют риск психотравматизации.

Анализ результатов исследования по тесту Кеттелла показал, что у подростков возрастной группы 12–13 лет выражен фактор самоутверждения — регистрируются высокие значения у 68 % обучающихся. Это говорит о том, что им характерна импульсивность, проявление энтузиазма в деятельности, выраженная склонность к самоутверждению, стремление к лидерству и доминированию. Проявление этого свойства у детей и подростков нередко сопровождается поведенческими проблемами, наличием агрессии, данный фактор может проявляться в виде чрезмерной общительности.

Менее всего выражен фактор самоконтроля — регистрируются низкие значения у 57 % обучающихся. Это говорит о том, что подростки в своем поведении слабо проявляют волевой контроль, склонны к импульсивности и ошибкам в деятельности, неустойчивы в достижении целей, склонны пренебрегать социальными нормами и преимущественно ориентируются на себя.

При качественном анализе выявлено, что 43 % испытуемых утвердительно ответивших на вопросы касающиеся негармоничного воспитания демонстрируют высокие баллы по факторам самоконтроль и тревожность.

Из результатов исследования следует, что стиль семейного воспитания отражает не только родительские личностные особенности, но и оказывает влияние на личность ребенка. Нарушения в семейной системе приводят к негативным последствиям, проблемам в поведении, а также влияет на самосознание и дальнейшее эмоциональное развитие подростка [8].

Литература:

  1. Ананьев, О. Г. Развитие эмоциональной сферы подростков как важного фактора формирования их личности субъектами воспитания / О. Г. Ананьев, Ж. Н. Ананьева // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». — 2021. — № 24. — С. 57–63.
  2. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 4-е изд., расш. — Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. — 811 с.
  3. Коломенская, Е. В. Взаимосвязь между стилем воспитания родителей и особенностями эмоциональной сферы личности ребенка / Е. В. Коломенская // Массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Красково, 23 апреля 2015 года / Гуманитарно-социальный институт. — Красково: Образовательное частное учреждение высшего образования «Гуманитарно-социальный институт», 2015. — С. 89–93.
  4. Косицына, Д. С. Особенности нарушений в поведенческой и эмоциональной сфере подростков / Д. С. Косицына // Форум молодых ученых. — 2019. — № 2(30). — С. 821–826.
  5. Кузьмишина, Т. Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина, Е. С. Амелина, А. А. Пермякова, Е. А. Хохлова // Современная зарубежная психология. — 2014. — № 1. — С. 16–25.
  6. Радченко, В. А. В помощь практикующему психологу. Психологическое исследование уровня эмоционально-нравственного развития обучающегося. ООО «Цифровая полиграфия», 2021.
  7. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. тр. / Д. И. Фельдштейн. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 2004. — 672 с.
  8. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В./ Психология и психотерапия семьи — 4-е издание, переработанное и дополненное. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 672 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семейное воспитание, подростковый возраст, эмоциональная поддержка, эмоциональное развитие ребенка, ребенок, стиль, негармоничное воспитание, подросток, эмоциональная компетентность, эмоциональная сфера ребенка.


Похожие статьи

Влияние родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте

В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания

В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у с...

Эстетическое воспитание детей

В данной статье будет рассмотрен такой важный аспект воспитания, как формирование у детей эстетических ценностей. Будет охарактеризована значимость эстетического воспитания именно с раннего детства. Также будут рассмотрены некоторые направления эстет...

Влияние стиля педагогического общения на мотивацию и учебную деятельность детей подросткового возраста

В статье автор пытается показать зависимость мотивации и успешность учебной деятельности от особенностей стилей педагогического общения между учителями и подростками.

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Похожие статьи

Влияние родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте

В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания

В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у с...

Эстетическое воспитание детей

В данной статье будет рассмотрен такой важный аспект воспитания, как формирование у детей эстетических ценностей. Будет охарактеризована значимость эстетического воспитания именно с раннего детства. Также будут рассмотрены некоторые направления эстет...

Влияние стиля педагогического общения на мотивацию и учебную деятельность детей подросткового возраста

В статье автор пытается показать зависимость мотивации и успешность учебной деятельности от особенностей стилей педагогического общения между учителями и подростками.

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Задать вопрос