Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.10.2023

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Лебедева, О. В. Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий / О. В. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106390/ (дата обращения: 17.10.2024).



На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.

Обучение детей Правилам дорожного движения занимает особое место в Основах безопасности жизнедеятельности. Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья — одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Актуальность обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности на дорогах в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что удетей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Почти половина дорожно-транспортных происшествий происходит из-за невнимательности детей , отсутствия у них наблюдательности. Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста . Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентирования в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

С каждым годом количество автомобилей на дорогах увеличивается. Это становится причиной проблем безопасности не только дорожного движения, но и безопасности поведения пешеходов. Важную роль в ее обеспечении играет формирование навыков безопасного поведения на дорогах, прежде всего, у детей дошкольного возраста. Данный процесс может быть осуществлен через дидактические игры и пособия, которые позволяют детям в доступной форме усвоить правила дорожного движения и научиться их применять в реальной жизни.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Целью обучения является формирование у ребенка навыков безопасного поведения на дороге, а также получение знаний о правилах дорожного движения и дорожных знаках.

Задачи обучения включают в себя:

Знакомство с основными понятиями и терминами дорожного движения;

Обучение детей правилам перехода улицы, посадки и высадки из транспорта;

Формирование знаний о дорожных знаках и их значении;

Развитие качеств, необходимых для безопасного движения.

Для обучения детей основам безопасности можно использовать различные дидактические пособия и игры. Вот некоторые из них:

настольные игры, например, «Дорожное движение», «Перекресток»; «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Наша улица»;

пазлы и головоломки на тему дорожного движения; раскраски с изображением дорожных знаков и ситуаций на дороге; квесты по ПДД;

мнемотаблицы; игры ходилки с правилами; моделирование 3Д-ручкой дорожных знаков; куб «Мы и дорога»; раскрась автомобиль из глины.

Обучение безопасности на дороге должно проводиться в несколько этапов:

  1. Знакомство с основными понятиями. На этом этапе дети знакомятся с такими понятиями, как «пешеход», «водитель», «дорога», «перекресток» и т. д. Иллюстративным материалом могут послужить игровые модели дорожных знаков, картинки, настольные игры.
  2. Изучение правил перехода улицы. На данном этапе дети узнают о том, как правильно переходить улицу, какие знаки и сигналы светофора разрешают переход. Изучение этого материала может происходить в игровой форме — через настольные игры и пазлы, на которых изображены различные ситуации на дороге.
  3. Изучение дорожных знаков. На этом этапе ребенок узнает о различных дорожных знаках, их назначении и правилах поведения на дороге в соответствии с этими знаками. Для этого используются раскраски, игровые модели дорожных знаков настольные и подвижные игры, целью которых является приобретение ребенком умения определять, какой знак изображен на картинке и как он называется.

На последнем этапе дети применяют полученные знания на практике, играя в ролевые подвижные игры, в которых они выступают в роли водителей или пешеходов. Это помогает им лучше усвоить правила и научиться применять их в реальных ситуациях.

Содержание игры должно быть продуманным и отвечать её целям и задачам. Это во многом определяет эффективно осуществляется в игровой форме. Обучая ребёнка правилам дорожного движения, взрослый должен сам чётко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребёнком. От того, как взрослые сумеют научить ребёнка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации, порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Содержание игры должно быть продуманным и отвечать её целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному движению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях.

Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы. Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей действительности, освоить социальные нормы и смыслы человеческих отношений.

Самоконтроль, механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности; является одним из новообразований старшего дошкольного возраста (Д. Б. Эльконин).

Таким образом, использование дидактических игр и пособий является эффективным способом формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности поведения на дороге. Разнообразный формат обучающего материала помогает детям усвоить основные правила дорожного движения, научиться распознавать дорожные знаки и применять полученные знания в реальных ситуациях на дороге.

За период работы в практикуемой мною системе я отметила существенное изменение в уровне знаний правил дорожного движения, которое отражает диагностическое обследование дошкольников на конец года .

Результат обследования детей говорит о качестве выбранной мною системы работы.

Я с уверенностью могу сказать, что у детей, а также и у родителей, обогатились знания о правилах дорожного движения . Удетей появился интерес к познанию и соблюдению правил дорожного движения. Так по результатам уровень знаний детей значительно повысился.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о важности и значимости работы по ПДД. Я буду продолжать работу в этом направлении , т. к. важнее здоровья и безопасности наших детей ничего нет. Ребенок усвоит правила дорожного движения, если работу вести систематически, в игровой доступной ребенку форме, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге .

Уберечь ребенка от беды на дорогах — долг нас, взрослых!

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, игра, ребенок, безопасное поведение, дорога, знак, дошкольный возраст, обучение детей, правило, дидактическая игра.


Похожие статьи

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста во время сюжетно-ролевых игр

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Похожие статьи

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста во время сюжетно-ролевых игр

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Задать вопрос