Современные вызовы, обусловленные адаптацией экономики страны к существующим реалиям, в т. ч. функционированию в условиях геополитических конфликтов и санкционного давления, требуют разработки единой и последовательной системы корпоративного законодательства, которая бы устраняла противоречия между различными нормативными актами. В данном контексте понимание категории «корпоративные отношения» требует определенной систематизации, так как на сегодняшний день подходы к данному понятию дифференцированы.
Для полного понимания категории корпоративных правоотношений требуется изучить сформировавшиеся как в науке, так и на законодательном уровне мнения. В результате аналитической работы и выделения ключевых аспектов корпоративных отношений можно устранить законодательные противоречия, относящиеся к указанной правовой категории.
Соответственно, актуальность проблем, связанных с пониманием подходов к корпоративным отношениям, в настоящее время становится всё более насущной.
Ключевые слова : корпоративные отношения, корпорация, участники корпоративных отношений, категория «корпоративные отношения».
Modern challenges caused by the adaptation of the country's economy to existing realities, including functioning in conditions of geopolitical conflicts and sanctions pressure, require the development of a unified and consistent system of corporate legislation that would eliminate contradictions between various regulations. In this context, understanding the category of «corporate relations» requires a certain systematization, since today approaches to this concept are differentiated.
To fully understand the category of corporate legal relations, it is necessary to study the opinions formed both in science and at the legislative level. As a result of analytical work and the identification of key aspects of corporate relations, it is possible to eliminate legislative contradictions related to this legal category.
Accordingly, the relevance of the problems associated with understanding approaches to corporate relations is now becoming more urgent.
Keywords: corporate relations, corporation, participants of corporate relations, category «corporate relations»
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ, корпоративными называются отношения, связанные как с участием в корпоративных организациях, так и с управлением ими [1]. Соответственно, корпоративные отношения включают в себя оба аспекта.
Следует отметить, что корпоративные отношения нельзя однозначно отнести только к одному типу — участию в корпоративной организации или ее управлении. В большинстве случаев указанная категория отношений охватывают как участие в организации, так и процессы управления ею.
Обращаясь непосредственно к сложившимся подходам в отношении указанной категории, первый из них обозначен Е. А. Сухановым и А. А. Куликом [4]. Согласно их пониманию, корпоративные отношения связаны с распределением имущества и осуществлением имущественных прав и обязанностей между участниками корпорации. Их можно охарактеризовать как особые имущественные отношения, т. к. они формируются в результате именно внесения участниками имущественных ценностей для функционирования корпорации, которые становятся фундаментом ожидания выгод имущественного характера.
А. А. Кулик в своем определении понятия «корпоративные правоотношения» отражает их содержание в соответствии с действующим законодательством. Он подчеркивает, что корпоративные отношения основаны на владении имуществом, передаче акций или долей участия, внесении депозитов, распределении дивидендов и т. д.
Резюмируя, можно сделать вывод, что первый подход характеризует корпоративные отношения как особые имущественные отношения, связанные с распределением имущества и осуществлением имущественных прав и обязанностей между участниками корпорации.
Второй подход, основоположником которого считается М. И. Брагинский, закрепляет корпоративные отношения как обязательства. Такое мнение базируется на том, что взаимодействие участников корпорации базируется на наличии обязанностей друг перед другом. Но если в стандартных договорных обязательствах личная заинтересованность уходит на второй план, то непосредственно в корпоративных отношениях, напротив, участники являются совладельцами и менеджерами корпорации, что определяет естественный личный интерес [3].
Таким образом, второй подход, представленный М. И. Брагинским, характеризует корпоративные отношения как обязательные, когда участники корпорации должны выполнять свои обязательства и имеют право требовать исполнения обязательств от других участников.
Третий подход, представленный А. В. Майфатом, рассматривает корпоративные правоотношения как неимущественные отношения. Согласно этой позиции, корпоративные отношения носят «организационный» характер и связаны с установлением субъективных прав и обязанностей [5].
Согласно третьему подходу, корпоративные правоотношения рассматриваются с учетом организационной структуры и управления корпорацией. Такой подход подчеркивает, что важен не только имущественный аспект, но и субъективные права и обязанности участников организации.
Корпоративные отношения рассматриваются в контексте осуществления участниками своих прав на участие в управлении корпорацией, в том числе выработку управленческих решений, согласование кандидатов на ключевые должности корпорации, голосовании по ключевым вопросам, претендовать на места в органах управления и т. д.
Резюмируя, можно констатировать, что третий подход рассматривает корпоративные правоотношения как неимущественные отношения организационного характера, которые связаны с установлением субъективных прав и обязанностей участников корпорации, а также с их непосредственным вовлечением в корпоративные процессы.
Таким образом, на сегодняшний день сложились три подхода к категории «корпоративные отношения», которые характеризуют её как имущественные отношения, обязательства и имеющее «организационный» характер взаимодействие. К законодательному определению корпоративных отношений наиболее близка позиция, выраженная в первом подходе, однако аспекты, отраженные в других точках зрения, могут быть значимым дополнением в процессе уточнения данной категории в изменяющихся условиях функционирования корпораций.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. — 05.12.1994. — № 32. — ст. 3301.
- Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. — с. 3–49.
- Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 13.06.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 7. — Ст. 785.
- Анисимов, А. П. Гражданское право России. Общая часть: учебник для вузов / А. П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я. Рыженков; под общей редакцией А. Я. Рыженкова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 435 с.
- Корпоративное право [Электронный ресурс]: учебное пособие: электронное издание / Е. В. Алексеева; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Санкт-Петербургский институт (филиал). — Санкт-Петербург: ВГУЮ (РПА Минюста России), 2016. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Байбекова Э. Ф. Роль корпоративного договора как правового механизма регулирования корпоративных отношений по гражданскому законодательству Российской Федерации / Э. Ф. Байбекова // Legal Concept. -2019. — Т. 18. — № 4. — С. 99–104.