В статье автор выявляет основные проблемы, которые могут возникнуть у организации при оформлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган, а также предлагает основные направления их решения. При этом выделены требования, предъявляемые к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые позволят руководству организации минимизировать риски допущения ошибок уже на этапе составления данной отчетности.
Ключевые слова : бухгалтерская (финансовая) отчетность, проблемы составления и представления отчетности, налоговые органы
На протяжении всего времени существования бухгалтерской (финансовой) отчетности и до настоящего времени в качестве основного инструмента оценки финансового состояния организации выступает финансовый анализ, проведение которого возможно на основе информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности организации. Только по результатам финансового анализа руководство организации способно принять обоснованные управленческие решения для дальнейшего обеспечения деятельности необходимыми финансовыми ресурсами, целесообразно и эффективно их размещать и использовать, оценивать платежеспособность организации, взвешенно оценивать финансовые взаимоотношения с партнерами и т. д. Иными словами, на основе информации бухгалтерской (финансовой) отчетности руководством осуществляется планирование, контроль, улучшение и совершенствование направлений деятельности организации.
Можно выделить четыре основных составляющих бухгалтерской (финансовой) отчетности (рисунок 1).
Рис. 1. Основные составляющие бухгалтерской (финансовой) отчетности организации
Наряду с этим всеми экономическими субъектами (бюджетными учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями, крупными корпорациями и микропредприятиями) бухгалтерская отчетность, как правило, составленная по унифицированным формам, в обязательном порядке сдается в инспекцию Федеральной налоговой службы России. В соответствии с полученной информацией налоговой службой формируется государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности — ГИРБО [5]. Следовательно, допущенные при составлении отчетности ошибки могут привести к следующим проблемам:
— необходимость проведения полной перепроверки всех представленных в бухгалтерской отчетности данных, что требует соответствующих временных и материальных затрат;
— риск попадания в реестр неблагонадежных поставщиков с отражением всех данных на открытых ресурсах налоговой службы.
На мой взгляд, для исключения проблем, которые могут возникнуть при составлении бухгалтерской отчетности, следует учитывать, что отчетность организации должна в полной мере удовлетворять следующим требованиям:
— достоверность бухгалтерской отчетности. Во всех отчетах организация должна отразить свое достоверное финансовое состояние на отчетную дату. В связи с тем, что информация используется пользователями отчетности в целях принятия соответствующих управленческих решений, организации необходимо перед составлением бухгалтерской отчетности проводить инвентаризацию собственных активов и обязательств с документальным подтверждением их наличия, состояния и оценки [1];
— полезность бухгалтерской отчетности. Необходимо учитывать, что составляемая организацией отчетность должна быть максимально полезной для ее пользователей, показателями чего являются уместность, надежность, своевременность и сравнимость информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности [4];
— полнота бухгалтерской отчетности. Пользователи отчетности должны иметь возможность формирования полного представления о материальном положении и финансовых результатах организации. Обеспечение полноты информации достигается при помощи составления единой совокупности обязательных отчетов и дополнительным представлением необходимых данных [2];
— существенность бухгалтерской отчетности. Информация при составлении бухгалтерской отчетности организации должна включать в себя все существенные показатели. При этом существенным считается такой показатель, нераскрытие которого в отчетности может оказать существенное влияние на принятое управленческое решение пользователем отчетности. Для определения существенности возможно использовать количественные и качественные факторы в соответствии со спецификой деятельности организации, составляющей бухгалтерскую отчетность [3];
— нейтральность бухгалтерской отчетности. Требование к нейтральности информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности, обусловлено тем, что данная информация должна исключительно в одностороннем порядке удовлетворять интересы одних пользователей отчетности перед другими. В том случае, если представленные в отчетности данные способны оказать влияние на решение или оценку пользователей в достижении тех или иных результатов, либо привести для них к определенным последствиям, то данная отчетность не является нейтральной [2];
— консерватизм бухгалтерской отчетности. Предполагается обязанность организации свести к минимуму риск, связанные с включением в финансовую отчетность излишне оптимистичной информации, что пересекается с требованием о достоверности — вся представляемая в бухгалтерской отчетности информации должна быть тщательно обоснована [2];
— разумность бухгалтерской отчетности. При составлении отчетности организации следует по возможности избегать излишней детализации бухгалтерского и налогового учета, которые способны только привести к трудностям в анализе бухгалтерской отчетности заинтересованными пользователями.
Также отмечу, что с 1 января 2023 года в отношении оформления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговой орган в Российской Федерации следует выделить появление двух принципиальных новации:
— произошло объединение Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России в единый Фонд пенсионного и социального страхования (Социальный фонд России, СФР) [7];
— введены единый налоговый платеж (ЕНП) и единый налоговый счет (ЕНС) [6].
Данные нововведения оказывают косвенное влияние на предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган, однако их необходимо учитывать в связи с изменением отдельных формуляров и форм бухгалтерской отчетности и установлением единой даты их представления (25 число) при сохранении существующей периодичности (каждый месяц, каждый квартал, ежегодно). К новым формам отчетности следует отнести уведомление об исчисленных налогах, предоставляемой в налоговый орган в том случае, если налог уплачивается раньше, чем представляется отчетности, и персонифицированные сведения о физических лицах — работниках организации. Правильность и своевременность предоставления данной информации существенным образом отражается в том числе и на полноте и достоверности предоставлении ежегодной бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в налоговый орган.
Таким образом, при оформлении бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, прежде всего, необходимо обращать внимание на соответствие предоставляемой в отчетности информации требованиям достоверности, полезности, полноты, существенности, нейтральности, консерватизма и разумности. Только в случае соответствия всем выделенным нами требованиям организация сможет избежать проблем с налоговыми органами, включая штрафные санкции, а также исключить необходимость проведения полной перепроверки всех представленных в бухгалтерской отчетности данных и риск попадания в реестр неблагонадежных поставщиков. Наряду с этим, руководству организации требуется регулярно проводить мониторинг действующего законодательства и вносимых в него изменений, чтобы избежать возможных проблем при предоставлении бухгалтерской отчетности в налоговые органы.
Литература:
- Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 № 1598) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 1998. — № 23.
- Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // Финансовая газета. — 1999. — № 34.
- Письмо Минфина РФ от 27.01.2012 № 07–02–18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год» // Финансовая газета. — 2012. — № 6.
- Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997) // Финансовая газета. — 1998. — № 1.
- Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. — Текст: электронный // ФНС России: [сайт]. — URL: https://bo.nalog.ru/ (дата обращения: 23.09.2023)
- Единый налоговый счет (ЕНС). — Текст: электронный // ФНС России: [сайт]. — URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ens/ (дата обращения: 23.09.2023)
- О Фонде. — Текст: электронный // Социальный фонд России: [сайт]. — URL: https://sfr.gov.ru/about/about/ (дата обращения: 23.09.2023)