Фортепианная музыка Казахстана представлена различными жанрами: от миниатюры до крупных форм. Среди произведений для фортепиано достаточно много циклов пьес программного характера, которые с интересом исполняются учащимися ДМШ, студентами колледжей, любителями музыки. Из композиторов современного поколения выделяются фортепианные произведения и обработки В. Завгороднего, А. и С. Абдинуровых, А. Сагат, Р. Кали, Д. Останьковича, М. Сутюшева, С. Еркимбекова, Н. Федоровой и др. [1]
«Парус надежды» — сюита для фортепиано композитора и педагога-пианиста Владимира Завгороднего. Она была написана в 2014 году.
Основу сюиты «Парус надежды» составили разнохарактерные пьесы, связанные с образами моря. В творчестве композитора Завгороднего неслучайно появление морской тематики. В прошлом Владимир Ефимович был профессиональным моряком. Окончив Благовещенское речное училище, он получил специальность штурмана-судоводителя и проходил службу на Тихоокеанском флоте на крейсере «Адмирал Лазарев». Конечно, он не понаслышке прочувствовал на себе не только романтику, но и реалии необъятной морской стихии. Свои незабываемые воспоминания и впечатления о море композитор отразил в музыке сюиты [2].
Все 5 частей сюиты имеют программные названия и поэтические эпиграфы, еще более усиливающие образные ассоциации авторского замысла.
Несмотря на то, что каждая пьеса представляет собой вполне законченный самостоятельный образ, все вместе они составляют цикл с логически выстроенной драматургией.
1 часть “Элегия”, |
2 часть “Дельфин и Русалка”, |
3 часть “Летучий Голландец”, |
4 часть “Девятый вал,” |
5 часть “Парус Надежды”. |
Экспозиция (зов к странствиям) |
Завязка (сказочно-волшебный мир) |
Развитие (призрак) |
Кульминация (испытания) |
Развязка (Надежда) |
Первая часть сюиты — «Элегия» предваряется эпиграфом: «Море, возьми меня в дальние дали парусом алым вместе с собой» [3]. «Элегия» — одна их самых поэтичных страниц не только сюиты, но и всей фортепианной лирики музыканта. Фактура пьесы с мягко раскачивающейся мелодией песенного склада на фоне аккомпанемента из разложенных аккордов определяет образный характер пьесы. Музыка наполнена романтической мечтой о море, манящей в неизведанные дали.
Нежно-задумчивое настроение пьесы нарушает внезапно вырвавшийся яркий всплеск эмоций. В кульминации задействован весь диапазон инструмента — мощные аккорды захлестывают стремительно бегущие волнообразные пассажи, подобные разыгравшейся морской стихии. Но мимолетный порыв не предвещает опасности, музыка вновь возвращается в русло романтических мечтаний.
Продолжением романтической идиллии является небольшая жанровая сценка «Дельфин и Русалка». Музыка рисует сказочно-волшебный и загадочный мир подводного царства: «Дельфин и Русалка, в воде растворяясь, танцуют свой танец любви под луной»... [3]. Это дуэт двух мелодий, сплетающихся в любовном танце.
Резкий разворот сюжета происходит в середине цикла. Неожиданно раздается угрожающе-дребезжащий звон корабельной рынды. В безмятежную лирику внезапно вторгается фантастический образ.
«...Предвестник несчастья, посланник воды, корабль неприступный — ты признак беды…», — эпиграф к третьей части цикла «Летучий Голландец» [3].
Она воплощает старинную легенду о том, как однажды в страшный шторм капитан корабля «Летучий Голландец» Ван дер Деккен продал душу дьяволу, чтобы не налететь на скалы. Желание его исполнилось, но плата оказалась роковой — с тех пор корабль обречен на вечные скитания. По поверьям моряков, появляющийся внезапно на горизонте силуэт корабля-призрака в окружении светящегося ореола, всегда предвещает несчастье. От зловещей музыки веет ужасом — беда неотвратима. Образный контраст, образующийся с предыдущей пьесой, подчеркнут и соответствующими выразительными средствами. Кантиленно-песенный тематизм сменяется аккордово-арпеджированной фактурой, основанной на диссонансах. «Колючие» аккордовые комплексы, жутковатые трели в низком регистре имеют яркий звуко-изобразительный характер. На стыке двух частей столкнулись две тональности-антагонисты соль минор и до диез минор. Их тритоновое соотношение образует дважды-лад (по терминологии Б. Яворского) [4].
Пьеса выливается в 4 часть — драматическую кульминацию сюиты — «Девятый вал». Музыка передает испытания и ужас, выпавшие на долю человека, оказавшегося в руках судьбы. Её предваряет меткий эпиграф из стихотворения В. Лобахина «Волной зелёной Посейдон ударил в борт, разверзнув ад» [3]. По народному поверью, во время морской бури именно девятая волна является самой сильной и опасной, а зачастую роковой. Несомненно, музыкальный образ пьесы вызывает прямые аналогии с одноименной картиной выдающегося художника-мариниста И. Айвазовского.
Характерный образ, изображающий разбушевавшуюся неуправляемую стихию, в большей степени обязан фактурному изложению пьесы. Музыкальная ткань пронизана восходящими пассажами из тридцадь-вторых нот, которые, отталкиваясь от глубокого баса, подобно лавинам волн проносятся по всем регистрам фортепиано и обрушиваются на слушателя всё с новой и новой силой.
Финал сюиты «Парус надежды» — это итог развития цикла. В основе пьесы лежит тема песни В. Завгородней «Алый парус надежды» на одноименное стихотворение Людмилы Щипахиной, строки из которого стали эпиграфом «...И судьбою твоей управляет тогда Алый парус Надежды…» [5]. Стремительно летящие звуковые волны сопровождения мелодии, раскинувшиеся во весь диапазон инструмента, роднят финал с предыдущей частью. Возвращение в главную тональность цикла происходит поэтапно — посредством использования тональностей полутонового соотношения (h-moll — c-moll — cis-moll), нагнетая общее напряжение звучания. Эмоционально-возвышенный, пафосный характер финала имеет символический смысл — вопреки всем бурям и невзгодам, он дарит страждущим веру и надежду.
Интересен тональный план сюиты. Главные тональности цикла — до-диез минор (1, 3, 5 части) и соль минор (2, 3 части) образуют дважды-лад (по терминологии Б. Л. Яворского). Тональности тритонового соотношения представляют собой крайнюю степень удаленности друг от друга, противостояния и контрастности. В сюите они появляются, как на грани частей (1 и 2), так и непосредственно сталкиваются в 3 части. Проявлением дважды-ладовости являются и тональности полутонового соотношения финала. Таким образом, ладогармонический контраст, проявляющийся на уровне тонального плана, ещё больше подчеркивает и обнажает образный.
Морская сюита «Парус надежды» — одно из вершинных сочинений в творчестве В. Завгороднего по драматургическому развитию, яркой реалистичности отображаемых образов и использованию выразительных средств. Наибольшей известностью в исполнительской практике пользуется вступительная пьеса «Элегия» [6]. Она получила мировую известность благодаря блестящим интерпретациям молодых талантливых пианистов таких как А. Боцак (Румыния), Б. Ракымов. (Казахстан), И. Бессонов, Т. Пичкаева (Россия), А. Ромофф (США) и др. [7,8,9,10,11]
Сюита представляет собой интерес для концертного репертуара пианистов. Несомненно, её ждут всё новые трактовки и прочтения.
Литература:
- Митина Н. Произведения казахских композиторов в репертуаре учащихся-пианистов детских музыкальных школ. Международный научный журнал «Молодой ученый», № 20 (362), Казань, Май 2021
- 3авгородняя В. И мастерство, и вдохновенье.... Сборник методических разработок «Обучение с увлечением», Караганда, 2018
- Завгородний В. «Парус надежды». Сюита для фортепиано, клавир. Караганда, 2014
- Иванова В., Котлова Г. Дважды-лад как одна из особенностей ладо- образования в музыке А. П. Бородина. «Сборник научно-теоретических статей памяти профессора И. И. Дубовского», Алма-Ата, 1990 г.
- 3авгородняя В. Алый парус надежды. Авторский сборник песен и пьес для фортепиано «Дебют», Караганда, 2012
- Электронный ресурс. Тараканов Б. Нотный архив. Произведения для фортепиано казахских авторов. Элегия. https://notes.tarakanov.net/
- Электронный ресурс. https://www.youtube.com/watch?v=4r6WzUayYZE
- Электронный ресурс https://vk.com/video-88430441_456239082
- Электронный ресурс. https://youtu.be/M9GUVO7zfbs
- Электронный ресурс. https://www.youtube.com/watch?v=JtlGKWz9pKY
- Электронный ресурс. https://youtu.be/C8O3Ye2nJL8